Глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев предрек: если не предпринимать никаких мер, то на рынке обязательного автострахования случится кризис, причем назвал ориентировочный срок – лето 2009 года. Именно к этому времени, по его прогнозу, с рынка могут уйти до 20% компаний, и, скорее всего, большая часть из них не сможет расплатиться по своим обязательствам, так что бремя выплат ляжет на резерв Российского союза автостраховщиков (РСА), которого, однако, на всех явно не хватит. Так что к обманутым вкладчикам и дольщикам присоединятся огромные толпы разгневанных страхователей.
Кто виноват. Сценарий удивительный, если взглянуть только лишь на объем премий: в 2007 году страховщики получили в совокупности 72,3 млрд рублей по сравнению с 63,9 млрд, собранными годом ранее. Рост более 13%, который, правда, почти съела 12-процентная инфляция. Но ведь стагнация еще не кризис.
Проблема же заключается в том, что увеличение премий было обусловлено исключительно ростом автопарка в стране и большей долей иномарок. Это не могло не привести к росту выплат, которые составили 39,3 млрд рублей в 2007 году против 31,7 млрд в 2006-м. То есть объем увеличился на 24%. Это печально для страховщиков, но все еще не критично: средний для рынка коэффициент выплаты/премии в минувшем году составил 54%, тогда как безубыточность можно сохранять и при 77%. Согласно закону об ОСАГО, 23% от суммы страховых взносов отводится на расходы по ведению дел.
Но, по словам Ильи Ломакина-Румянцева, 26 компаний – уже кандидаты в банкроты, так как работают на критически низком уровне около 80%. А по долгам только 15 компаний, которые ушли с рынка в последнее время, РСА выплатил почти 750 млн рублей. Если учесть, что отчисления в резерв гарантий составляют 1% от суммы страховых взносов, то нетрудно подсчитать: расходы РАС по этим выплатам превысили все поступления 2007 года. Если же обанкротится вдвое больше игроков, то РСА действительно не сможет вернуть страхователям деньги.
Что делать. Простое и конкретное решение предложил президент РСА Андрей Кигим. Оно заключается в следующем: каждый участник рынка для осуществления своей деятельности должен внести депозит в 500 тыс. евро. Правда, количество самостоятельных игроков на рынке в этом случае сократится в несколько раз (на 31 декабря членами РСА являлись 178 страховых организаций).
Илья Ломакин-Румянцев не столь радикален: он лишь настаивает на необходимости увеличения базового тарифа на 40%, а также внесении изменений в поправочные коэффициенты – как региональные, так и по видам транспорта. По его словам, убыточность по страхованию общественных видов транспорта «просто зашкаливает», а указанные меры позволят нормально работать всем компаниям.
В чем-то претензии страховщиков на увеличение тарифов по ОСАГО справедливы – даже цены на услуги ЖКХ корректируются гораздо чаще. Не будет большим преувеличением сказать, что рынок обязательного автострахования живет в ценах 5-летней давности. С другой стороны, в 2003–2004 годах страховые компании не стали утруждать себя нормальным формированием рынка и созданием лояльных к услуге потребителей, а сосредоточились исключительно на лоббировании закона об ОСАГО. Сегодня они стали заложниками этой стратегии, ведь наверняка любое повышение тарифов будет воспринято населением в штыки.
Но изменения в данном сегменте страхового рынка будут, причем по нескольким направлениям. Рост тарифов, похоже, неизбежен, но, видимо, и само понятие ОСАГО видоизменится: появится некий официально утвержденный минимум услуг, который страховщик должен оказывать согласно действительно обязательному полису, а за дополнительные услуги он сможет взимать плату уже по своему усмотрению. То есть речь идет о некотором снижении уровня госрегулирования. Впрочем, все это не исключает и введения обязательных депозитов.
Надо ли повышать базовый тариф ОСАГО?
Илья Ломакин-Румянцев, руководитель Федеральной службы страхового надзора:«Увеличение базового тарифа просто необходимо. А стандарт услуги де-факто уже сложился благодаря судебной практике, которая, кстати, в немалой степени повлияла на рост убыточности страховщиков».
Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы:«Прежде чем повышать базовый тариф, следует определить стандарт услуг, оказываемых по договору ОСАГО».
Журнал «Финанс.» №26 (261) 07 июля — 13 июля 2008 — Страхование
Александр Головин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.