Данные в отрыве

Строительство собственного ЦОДа «с нуля» площадью около 1 тыс. кв. м (примерно 200–300 стоек) обойдется примерно в $150 млн. Аналогичный комплекс на арендованных площадях обойдется на треть дешевле. Кроме того, в дальнейшем придется оплачивать немалые расходы на электроэнергию. Аренда мощностей в течение пяти лет в аутсорсинговом центре с аналогичными характеристиками будет стоить около $35–40 млн. Разница существенная и в условиях кризиса способна привести аутсорсерам новых клиентов: желание сэкономить возобладает над врожденной российской недоверчивостью.

Перелом сознания. Но коммерче­ские ЦОДы и без того переполнены: ме­ста разбираются до окончания строительства. А ведь еще 3–4 года назад, когда в России только стали появляться первые data-центры, пригодные для оказания аутсорсинговых услуг, площадки пустовали. «Я бы не сказал, что был избыток предложения, – отмечает руководитель направления центров обработки данных компании «Крок» Руслан Заединов. – ЦОД никогда не строится ровно под текущие потребности. Просто прошло время, прежде чем заказчики смогли заполнить объекты. Этот период продолжался пару лет до 2007 года».

Нельзя отрицать роль отечественного менталитета в восприятии аутсорсинга как такового. «Раньше заказчики опасались самой возможности переноса серверов и информации, предпочитая строить собственные серверные помещения и ЦОДы», – вспоминает Руслан Заединов. Прибавьте к этому отсутствие достаточно надежных и высокоскоростных каналов связи – и получите стагнирующий спрос. «На преодоление сложностей по­требовалось порядка 5 лет, – резюмирует Руслан Заединов. – Но теперь единст­венный критерий – экономическая эффективность».

Перелом в мышлении привел в коммерческие data-центры новый тип клиентов. «В последние 1–1,5 года обращаться к услугам аутсорсеров в России стали организации, которые прежде даже не помышляли об альтернативе корпоративным ЦОДам, – говорит заме­ститель коммерческого директора Stack Group Сергей Зайцев. – Это финансовые компании, предъявляющие повышенные требования к надежности и безопасности, и телекомы, привыкшие диктовать IT-сообществу свои правила».

Изменения психологии пришлись на конец 2006 года и странным образом совпали по времени с удорожанием офисных площадей и проблемами у энергетиков. «Спрос значительно превысил предложение в середине 2007 года, – вспоминает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. – Виноваты острая нехватка электроэнергии, невозможность обеспечить в одном здании хотя бы два независимых источника питания и бурный рост IT-инфраструктуры».

Главное – деньги. Под коммерче­ским data-центром принято понимать набор инженерных систем, программного и аппаратного обеспечения, которые не только гарантируют связь, надежность и защиту данных и вычислений клиента. Современный ЦОД обязан предоставлять «возможность для маневра»: заказчик сам выбирает, какое оборудование и программное обеспечение разместить. Это удобно при масштабировании корпоративных информационных систем, сопровождающем рост или сокращение бизнеса. «Сектор услуг ЦОДов можно назвать самым зрелым сегментом IT-аутсорсинга, – считает Денис Калинин. – Понятны спрос и ценообразование, есть структурированное предложение».

Строительство даже дешевых data-центров – дорогое удовольствие. По оценкам компании «Ди Си квадрат», квадратный метр обойдется от $4,8 тыс. А стоимость метра в их более надежных аналогах может доходить до $40–45 тыс. Все инженерные системы, в том числе сами центры, резервируются, предусматривается возможность работы в автономном режиме, противостояние внешним угрозам – как природным, так и организованным.

Гигантам отечественного бизнеса, например, банкам из топ-100 или нефтегазовым компаниям, по карману построить и содержать подобные центры. Тем, кто не способен нести такое бремя затрат, но хочет получить качество, – прямая дорога в клиенты аутсорсера. Конечно, если бизнес не предъявляет особых требований к информационной безопасности и по­зволяет перенести обработку и хранение данных на территорию партнера.

 

Эра дефицита. Множество проектов строительства коммерческих data-центров не спасает от дефицита площадей. Места делятся на стадии строительства, заключаются долгосрочные соглашения, аренда оплачивается на год вперед. Такие города, как Москва и Питер, хоть и отличаются дороговизной, но все равно не справляются с потоком желающих. «Около 85% существующих data-центров полностью загружены и вынуждены отказывать желающим разместить свою стойку», – говорит Денис Калинин. Как всегда, на фоне дефицита возможны ценовые спекуляции. Но, по мнению экспертов, ситуация временная, которая изменится с вводом в эксплуатацию строящихся площадок.

Новым data-центрам тяжело найти каналы связи и электропитания. «Столица переплачивает, здесь все намного дороже, – говорит генеральный директор «Синтерры» Виталий Слизень. – Например, в Красноярске 1 КВт стоит 1,17 рубля, а в Москве – 4,7 рубля. Дорого стоят разрешения на подсоединение фидеров, про стоимость рабочей силы и говорить нечего». В результате ситуация напоминает рынок недвижимости годичной давности. «Нормальная практика – осна­щение аутсорсинговой площадки под конкретного заказчика», – резюмирует генеральный директор консалтинговой компании «Ди Си квадрат» Александр Мартынюк. Хорошо, что развитие технологий хранения и обработки данных в некоторой степени компенсирует дефицит площадей. «В среднем раз в 2–3 года компания Hitachi Data Systems удваивает плотность хранения данных в производимых дисковых массивах», – приводит пример Павел Зеленский, начальник группы системной архитектуры ЦОД компании «Инфосистемы Джет».

Пользовательские качества. Постепенно выкристаллизовалась зависимость между отраслевой принадлежностью клиента и его взаимодействием с коммерческими ЦОДами. Регулируемый законодательством бизнес более требователен. «Например, финансовые

организации оставляют в своих ЦОДах все, что связано с их нормативной деятельностью, сохранением лицензии и выполнением обязательств, платежей, – рассказывает Руслан Заединов. – Они отдают на аутсорсинг только некритичные сервисы, например, онлайновые». Для промышленников основным критерием будет уже не безопасность, а экономическая эффективность – такие предприятия готовы сотрудничать с аутсорсерами практиче­ски во всех областях IT-инфраструктуры. Особняком стоит телеком. В отрасли есть четкое разграничение систем на «отторжимые» и «неотторжимые». «Ко вторым относится биллинг основных услуг (голосовая связь, передача данных), финансовый учет, – поясняет Руслан Заединов. – Отдаваться на аутсорсинг могут си­стемы, связанные с развлекательными сервисами, например, контентные порталы».

Опрошенные «Ф.» эксперты сходятся во мнении, что 2008 год стал годом бума строительства ЦОДов – как коммерче­ских, так и частных. Это подтверждается объемами продаж компаний-по­ставщиков IT-оборудования для ЦОДов. Так, реализация Brocade в России и СНГ в 2008 финансовом году (заканчивается в октябре) выросла примерно в 2 раза по сравнению с 2007-м. Притормозить, но не отменить их «размножение» может только кризис. «Приоритеты некоторых бизнесов в отношении IT могут измениться, – считает Николай Умнов, эксперт Brocade Communications Systems. – С одной стороны, строительство собственных data-центров становится более дорогим занятием, но, с другой, должна подешеветь и недвижимость». «В ближайшие 3–5 лет спрос на услуги коммерческих ЦОДов будет развиваться такими же темпами, как и экономика страны», – считает Павел Зеленский. – Есть все шансы через 5 лет увидеть предложение, соответ­ствующее реальному спросу».

 

Эксперты о будущем коммерческих ЦОДов

 

Александр Мартынюк, генеральный директор консалтинговой компании «Ди Си квадрат»:

– В скором времени диалог между поставщиком и по­требителем услуг data-центра

будет вестись в терминах качества, а не только в цифрах требуемых стойко-мест или терабайт дискового прост­ранства. Поставщики услуг будут стремиться к компромиссу между стоимостью и себестоимостью своих услуг. Энергосберегающие технологии и организация климата перестанут быть экзотикой. Сейчас в России как раз начато несколько больших неафишируемых проектов, которые по завершении существенно повлияют на мировоззрение участников рынка.

Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок»:

– В связи с кризисом потребность в коммерческих ЦОДах станет скромнее. Хотя вложить деньги в строительство собст­венного ЦОДа могут немногие. Позитивно на развитии рынка скажется энергетиче­ский кризис. Для собственного ЦОДа необходимо найти электричество, а в коммерче­ском цент­ре оно уже есть. Возможно, подстегивать рынок будет дефицит квалифицированных кадров, необходимых для обслуживания большого парка. Коммерческий ЦОД может стать альтернативой, но при условии, что компания-владелец оказывает дополнительные услуги.

Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort:

– Основная тенденция – рост интереса к строительству ЦОДов в Московской области (Дубна, Пущино, Черноголовка) и в крупных региональных городах. «Переезд» новых объектов за черту МКАД позволит увеличить пред­ложение и будет способствовать дальнейшему развитию рынка. Растет спрос на услуги аутсорсинга: можно не про­сто арендовать площадь, а заказать ЦОД как услугу, передав сервис-провайдеру все ри­ски, связанные с размещением и поддержкой IT‑оборудования. Клиенты могут обойтись без капитальных вложений в строительство инфраструктуры, затяжных проектов и модернизаций.

Сергей Зайцев, заместитель коммерческого директора Stack Group:

– Перспективы благоприятные, заинтересованность в этом вопросе демонстрируется на правительственном уровне. Высока вероятность, что государство и бизнес предпримут усилия для повышения инвестиционной привлекательности такого бизнеса. Клиенты станут четче осознавать взаимосвязь между уровнем надежно­сти data‑центра, стоимостью и спектром предоставляемых им услуг. Их мотивацией станет стремление защитить себя и своих клиентов от многочасовых простоев сервера, возникающих из-за сбоев в работе инфраструктуры data-центра.

Журнал «Финанс.» №41 (276) 03.11–09.11.2008 – Сюжеты
Наталья Анищук

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.