Загранкомандировки банков

Цель создания. Дочерних российских банков за рубежом насчитывается лишь около двух десятков. «Не так много кредитных организаций решается на создание зарубежных структур,-говорит председатель правления Конверсбанка Максим Дружинин,-нужно четкое понимание того, как будут использоваться приобретения, представление о том, как управлять ресурсной базой».

Неразвитость российской банковской инфраструктуры за рубежом объясняется прежде всего тем, что кредитные институты не в состоянии конкурировать с иностранными банками, обладающими дешевыми ресурсами. «Жесткая конкуренция со стороны «иностранцев» затрудняет продвижение российского банковского капитала на зарубежные рынки,-комментирует главный специалист департамента финансовых институтов Банка Москвы Владимир Миссаржевский,-и здесь все зависит от правильного определения «ниши», в которой будет работать тот или иной банк». «Конечно, на местном рынке существует конкуренция, в ходе которой выигрывает сильнейший,-говорит Максим Дружинин,-но при этом критериями отбора являются условия, качество и форма предоставления услуги, а не страна происхождения материнского банка».

В отличие от дочерних структур иностранных банков в России русские «дочки» не смогут выжить в странах дальнего зарубежья, если будут выходить на «чужой» рынок, изначально не имея при этом собственной клиентуры. Они не могут рассчитывать на то, что привлекут достаточное количество заграничных компаний или частных лиц. Так что за границу приходится ехать «со своим самоваром»: банки с российским капиталом за рубежом открываются преимущественно для того, чтобы более эффективно обслуживать внешнеторговые операции своих российских клиентов. «У банка должна быть уже сложившаяся клиентская база, иначе выходить на западный рынок не имеет смысла»,-уверена аналитик Standard & Poor’s Ирина Пенкина. «Заграничный бизнес банков непосредственно связан с Россией,-комментирует аналитик ИК «Тройка Диалог» Сергей Донской.-Они, к примеру, не занимаются кредитованием бельгийских фермеров, а обслуживают российских клиентов за рубежом». По мнению директора аналитического центра компании «Рус-рейтинг» Максима Васина, в условиях жесткой конкуренции для российских банков единственной защитой, далеко не всегда надежной, являются связи в политических кругах тех стран, где они работают.

По словам директора департамента международного бизнеса Промсвязьбанка Артема Констандяна, с помощью «дочек» намного проще оказывать консультационную и переговорную поддержку на рынках зарубежных стран, обслуживать все производственные и финансово-экономические цепочки клиентов, включая их зарубежные подразделения, структурировать внешнеторговые сделки.

Основная цель банков, созданных за границей,-физически находиться рядом с российским клиентом и его заграничными партнерами, сопровождать их во всех совместных сделках.

Так, при импорте товаров компании необходимо иметь счет как в российском банке, так и в финансовом институте, обслуживающем экспортера. Когда заграничный кредитор «чужой», то, например, на перевод денег обычно требуется два-три дня. Если же импортера за границей обслуживает российский банк, срок платежа сокращается до нескольких часов. При этом все операции клиенту обходятся дешевле, поскольку не нужно платить дополнительные комиссии иностранным кредитным институтам. Кроме того, банк может помочь с оформлением всех необходимых документов. Все это упрощает экспортно-импортную деятельность компаний, а обслуживающим их банкам дает конкурентное преимущество перед другими российскими кредиторами, не имеющими «дочек» за рубежом.

Еще один существенный плюс дочерней структуры-возможность привлечения дешевых западных денег. «На зарубежном рынке денежные средства можно привлечь под 3% годовых и разместить на российском более чем под 10%»,-подтверждает Максим Дружинин. Заимствования делаются как путем получения кредитов, так и эмиссии ценных бумаг под гарантии материнской структуры.

Основными игроками в дальнем зарубежье сегодня являются Внешторгбанк (ВТБ), Росбанк, Промсвязьбанк и Альфа-банк.

ВТБ имеет стопроцентные «дочки» в Швейцарии (Russische Kommerzial Bank) и на Кипре (Russian Commercial Bank), а также дочерние банки в Австрии (Donau Bank, 85%) и Люксембурге (East-West United Bank, 53%). Две последние кредитные организации ранее являлись росзагранбанками, принадлежащими ЦБ. Кроме того, у ВТБ есть представительства в Италии и Китае.

У Росбанка есть одноименный кредитный институт в Швейцарии (капитал-80 млн швейцарских франков). Как сообщили «Ф.» в Росбанке, заграничная «дочка» работает с предприятиями, занимающимися экспортно-импортной деятельностью, и специализируется на обслуживании торговых отношений со странами СНГ и Восточной Европы. Банк также предоставляет услуги в сфере инвестиционной деятельности и управления активами.

У Альфа-банка также есть стопроцентная дочерняя структура за границей-Амстердамский торговый банк (Amsterdam Trade Bank), а Газпромбанк участвует в капитале венгерского General Banking and Trust, который обслуживает экспортные потоки «Газпрома». Однако, по информации «Ф.», Газпромбанк в ближайшем будущем собирается продать свою долю в этой кредитной организации.

Промсвязьбанк также имеет свою структуру на Кипре. Причем это не «дочка», а филиал. «Международный бизнес является одним из главных направлений развития нашего банка, поскольку это неотъемлемая часть стратегии обслуживания интересов клиентов за рубежом»,-уверяет Артем Констандян. По его словам, Кипр наиболее близок России по всем направлениям-в частности, политике и экономике. Между ним и Россией существует особый договор об избежании двойного налогообложения. Кроме того, Кипр является полноправным членом ЕС, что открывает для Промсвязьбанка большие возможности для развития своего бизнеса в Европе.

Филиал привлекает новых клиентов и расширяет возможности для развития международного бизнеса компаниям, которые уже обслуживаются в российском банке. Кроме того, «иностранный Промсвязьбанк» занимается привлечением дешевых ресурсов для нужд своей материнской структуры, укрепляет ее авторитет и налаживает различные связи.

«Низкие процентные ставки на западных рынках дали нам возможность использовать свои конкурентные преимущества в области привлечения клиентских ресурсов и занять достойное место на рынке,-продолжает Артем Констандян,-филиал вышел на самоокупаемость в первый год работы».

Трудности перевода. Немногочисленность дочерних структур и филиалов российских банков в дальнем зарубежье объясняется не только высокой конкуренцией, но и бюрократическими преградами.

По словам экспертов, российский Центробанк не препятствует кредитным организациям. «ЦБ хорошо знает свои банки, понимает все преимущества, которые они получат от создания подобных структур и в большинстве случаев приветствует такие проекты,-говорит директор рейтингового агентства НАУФОР Виктор Четвериков,-однако на Западе ситуация совершенно иная. К примеру, в США не то что «дочку», а даже представительство российскому банку открыть практически невозможно. Во многом это происходит из-за мифа о том, что все банки в России связаны с криминалом».

По мнению Виктора Четверикова, иноземные регуляторы даже не утруждают себя глубоким изучением российской банковской системы в целом и деятельности конкретных банков в частности. Им проще дать отказ на основе поверхностных знаний.

Подобные трудности возникают и в ЕС, и даже в странах Прибалтики. «Самая большая проблема заключается в том, чтобы объяснить регулятору той страны, в которой находится покупаемый банк, что вам действительно нужна «дочка» и какую выгоду она получит от данной сделки,-комментирует Максим Дружинин,-это сложнейшая часть процесса приобретений».

Дело здесь еще и в том, что страны, банковская система которых приведена в соответствие с международными стандартами, неохотно принимают «инородные» вливания и чаще всего рекомендуют ограничиться партнерскими соглашениями со своими кредитными организациями.

Даже на Кипре, Центробанк которого считается довольно лояльным, обзавестись «дочкой» или филиалом непросто. К примеру, не так давно это пытался сделать Сибакадембанк и потерпел фиаско. «Процедура получения разрешения (лицензии) на открытие структуры за рубежом крайне сложна, особенно если речь идет не о представительстве, а о полноценных банках в форме филиалов или «дочек»,-комментирует Артем Констандян. – Мы преодолели мораторий ЦБ Кипра на открытие филиалов банков из России в 2001 году. С тех пор никому другому этого сделать не удалось».

Другие проблемы, которые могут возникать при создании иностранного банка с российским капиталом, по мнению Максима Дружинина, «чисто технические»: к примеру, затруднения могут возникнуть при определении реальной цены приобретаемого банка, так как существует несколько способов его оценки (см. «Ф.» №11).

Банк может ограничиться представительством за рубежом, открыть которое намного проще. Однако оно не имеет права предоставлять непосредственно банковские услуги (к примеру, открывать счет или выдавать кредит). Представительства выполняют консультационные и переговорные функции.

В Китае, который сегодня является одной из наиболее интересных для российских банков стран благодаря перспективному рынку импорта, находятся представительства ВТБ, Внешэкономбанка, Росбанка и Промсвязьбанка. Банк Москвы недавно открыл представительство во Франкфурте-на-Майне. В этом же германском городе в апреле текущего года представительство открывает Инвестторгбанк, но уже августе-сентябре оно будет преобразовано в филиал. «Основной целью открытия филиала является продвижение российских компаний на рынках Германии и Европы, поиск немецких партнеров для клиентов банка, улучшение качества их обслуживания и снижение себестоимости ряда операций по клиентским платежам»,-пояснил «Ф.» председатель правления Инвестторгбанка Владимир Гудков.

Ближняя заграница. «Дочки» российских банков в странах СНГ и Балтии создаются отчасти по тем же причинам, что и в дальнем зарубежье,-для обслуживания внешнеторговой деятельности своих клиентов. Однако в отличие от дочерних структур на Западе они могут составить хорошую конкуренцию местным кредитным учреждениям, обслуживать новые иностранные компании и активно заниматься розницей. «Развитие бизнеса в ближнем зарубежье происходит в рамках экспансии в российские регионы, которую сейчас проводят многие банки,-считает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов,-доходы населения растут, частные лица все активнее пользуются банковскими услугами. При этом российские банки имеют преимущество перед местными и по технологиям, и по величине капитала».

Ярким примером универсальной российской «дочки» в ближнем зарубежье является литовский банк Snoras (бывшее подразделение Сбербанка СССР). «Сам Конверсбанк не имеет развитой сети, поскольку розница не является приоритетным направлением нашего бизнеса в России,-комментирует Максим Дружинин,-но за рубежом мы, напротив, пытаемся активно развивать этот бизнес. Там потребительское кредитование значительно важнее, чем то, на чем мы зарабатываем в России. В Snoras обслуживается треть населения литовской республики, открыто около 700 тыс. счетов физических лиц».

В ближайшее время Конверсбанк планирует завершить сделки по приобретению других иностранных банков. «Наши интересы в географическом отношении достаточно широки. Сейчас в работе несколько проектов, в том числе в Восточной Европе»,-продолжает Максим Дружинин. По его словам, Конверсбанк также собирается активно развивать услуги по торговому финансированию и экспортно-импортным операциям. «Мы планируем занять определенную нишу по обеспечению товарооборота между Россией и другими странами. Потребность в таких услугах для средних по размеру компаний высока, в то время как предложений в данном сегменте явно недостаточно».

МДМ-банк тоже владеет балтийской «дочкой»-Латвийским торговым банком. Но, по словам начальника департамента консолидации и реорганизации региональной сети МДМ-банка Никиты Монахова, этот бизнес не приносит сверхприбыли и в ближайшее время его банк не собирается создавать другие дочерние организации. «Наш основной рынок-это Россия»,-сказал банкир.

Банк Москвы имеет «дочку» в Латвии (Латбизнесбанк) и Белоруссии (банк «Москва-Минск» с филиалами в Гродно, Могилеве и Витебске). «Создание «дочек» в указанных регионах отражает политику нашего главного акционера-правительства Москвы, направленную на активное развитие экономических отношений именно с этими странами-соседями»,-пояснил Владимир Миссаржевский. К примеру, одним из клиентов Банка Москвы является металлургическое предприятие «Тулачермет», которое имеет белорусских контрагентов-в частности Минский тракторный и Белорусский автомобильный заводы.

В Белоруссии есть также «дочка» Росбанка, которая летом этого года планирует получить лицензию местного Нацбанка на привлечение средств во вклады и кредитование населения. Белгазпромбанк («дочка» Газпромбанка) обслуживает предприятия газовой отрасли и участвует в программах реструктуризации задолженности по поставкам российского газа.

В ближайшее время Банк Москвы собирается открыть дочернюю структуру на Украине. По мнению Владимира Миссаржевского, в странах СНГ этот процесс не вызывает таких сложностей, как в дальнем зарубежье: «Обычно контролирующие органы воспринимают это позитивно, поскольку открытие «дочки» создает дополнительный приток инвестиций в страну. Наиболее серьезная проблема, с которой мы столкнулись на Украине,-поиск достойного помещения для расположения банка». «Страны СНГ ближе и роднее,-добавляет Максим Васин,-есть хозяйственные связи, многие сотрудничали еще в советские времена, более коррумпированная власть позволяет использовать политический ресурс, больший упор делается на операции с населением, поскольку многие граждане оттуда работают в России».

На Украине одноименные дочерние структуры имеют Альфа-банк (участие в капитале-100%) и «Петрокоммерц» (участие-51,08%). Одним из приоритетных направлений деятельности банка «Петрокоммерц-Украина» является кредитование предприятий. В числе крупнейших заемщиков-Рыболовная компания, Инкерманский завод марочных вин, украинско-германское деревообрабатывающее предприятие «Амтек», а также предприятия, входящие в группу «Лукойл». Кроме того, банк развивает целевое потребительское кредитование.

В марте этого года дочерний банк на Украине открыл ВТБ и собирается купить еще один. «Кредитные организации идут на Украину вслед за российскими компаниями,-говорит Максим Васин,-деловой и инвестиционный климат в этой стране резко улучшился. Кроме того, банки завоевывают ритейловый рынок».

Но что касается ВТБ, то его интересы на Украине не замыкаются: в январе он завершил сделку по приобретению контрольного пакета Объединенного банка Грузии (51%), а в прошлом году купил контроль над Армсбербанком (70%). В течение года ВТБ планирует приобрести банки в Азербайджане, Молдавии, где уже есть дочерняя структура «Петрокоммерца», и в Казахстане, в котором работает «дочка» Альфа-банка.

Журнал «Финанс.» № 15 (105) 18-24 апреля 2005 – Главная тема
Кирилл Гуманков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.