Аутстаффинг — процедура выведения персонала за штат, при которой работники официально числятся как сотрудники компании-провайдера, а у работодателя трудятся по договору оказания услуг или предоставления персонала. Аутстаффинг также иногда называют аутсорсингом или лизингом персонала, хотя по закону последний термин применим только к основным средствам. Спрос на эти услуги год от года растет не только на Западе, но и в России. «Оперируя собственной информацией и данными о наших конкурентах, мы можем сказать о том, что за последние три года рынок вырос в четыре раза», — говорит национальный директор по продажам компании Kelly Services CIS Наталья Матусова. Данные о росте рынка подтверждает также и руководитель отдела лизинга персонала агентства «Анкор» Анна Черных. По ее словам, увеличение объема услуг компании составило в 2003 году 30%, в 2004-м — 40%, а на 2005 год прогнозируется рост на уровне 80-90%.
И швец, и жнец. Увеличение спроса на вывод персонала за штат связано как с экономическими причинами, так и со спецификой самого аутстаффинга, который является востребованным только для «белых» зарплатных схем. Пока компания платит зарплату своим сотрудникам «в конвертах», риск судебного преследования не дает возможности пользоваться аутстаффингом. Но в последнее время все больше предприятий переходит к практике «белых» зарплат, что в свою очередь связано с увеличением активности налоговых органов. Еще одной причиной роста востребованности аутстаффинга является потребность HR-службы и бухгалтерии переложить некоторые рутинные функции на внешнего исполнителя. Среди них — ведение трудовых книжек и прочей кадровой документации, расчет и выплата заработной платы, а также отчисления в установленные законодательством фонды, оформление больничных листов, отпусков, командировок и ответственность за соблюдение всех норм трудового и налогового законодательства. Также провайдер занимается оформлением соцпакета, включающего в себя страховые и пенсионные программы, и немало способствует решению спорных вопросов и конфликтных ситуаций с сотрудниками. «Иногда подразделению крупной компании нужно нанять специалиста сверх штатного расписания, которое утверждается раз в год, — рассказывает партнер Sparta Outstaffing Денис Сидоров. — В таком случае вместо долгих переговоров с центральным офисом филиал нанимает человека по схеме аутсорсинга персонала». Бухгалтерия же снимает с себя значительную часть кадровых рисков, а HR-служба получает задание уделить максимум внимания стратегическим функциям, из которых можно выделить разработку систем мотивации и найма сотрудников, развитие корпоративной культуры и организацию обучения.
Маленькие, да удаленькие. Помимо увеличения эффективности управления кадрами вывод персонала за штат привлекателен для бизнеса и возможностью сэкономить на налогах. Как любая другая деятельность, связанная с финансовыми потоками, аутстаффинг рассматривается некоторыми бизнесменами как возможность построения разного рода схем, иные из которых помогают сократить выплаты в государственную казну. Один из способов налоговой оптимизации заключается в том, что фирма может использовать труд большого количества работников, сохраняя при этом статус малого предприятия, которое имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Это дает возможность не платить ЕСН, ограничиваясь выплатами в Пенсионный фонд, что позволяет экономить 11,8% фонда оплаты труда. Некоторые провайдеры создают для таких схем сеть из большого количества малых предприятий, чтобы обеспечить своим клиентам уменьшение налоговых выплат.
Экономящие инвалиды. Другая схема позволяет избежать налога на имущество, который могут не платить компании, чьи уставные капиталы принадлежат общероссийским общественным организациям инвалидов. Также для получения льготы необходимо, чтобы инвалиды составляли не менее 50% штата, а их доля в фонде оплаты труда — не менее четверти от общей суммы. Эти требования прописаны в пункте 3 статьи 381 Налогового кодекса РФ. По схеме минимизации налогообложения официально в штате может числиться необходимое количество инвалидов, а здоровые работники, которые могут «испортить статистику», привлекаются от провайдера-аутстаффера. При этом расходы оплачиваются не из фонда заработной платы, а по статье «за оказанные услуги». Поэтому требования Налогового кодекса как по штатной численности, так и по минимальной доле в оплате труда формально соблюдаются.
Выгодный импорт. Еще один способ экономии дарит само российское налоговое законодательство. Согласно действующим нормам, договор предоставления персонала, по которому зарубежная компания оказывает услугу российскому предприятию, не является основанием для уплаты налога на прибыль на территории РФ. Иностранная фирма, осуществляющая деятельность в России через «дочку», заключает договор на предоставление управленческого и технического персонала с зарубежным провайдером. «Нерезиденты часто используют этот вид договора для вывода средств из своих российских структур в страны с меньшим налогом на прибыль», — рассказывает руководитель направления технического персонала SGS Константин Борисов.
Основные игроки. Многие провайдеры, предоставляющие услуги выведения персонала за штат, являются по совместительству агентствами, которые занимаются подбором кадров. Есть универсалы, работающие для всех отраслей: «Программа персонал-сервис», «Анкор», Kelly Services CIS, Manpower, Coleman Services. Для этих участников рынка аутстаффинг является дополнительным видом деятельности, прилагающимся к основному рекрутинговому бизнесу. Есть ряд компаний, для которых вывод персонала за штат — одно из основных направлений. Среди них Sparta Outstaffing, Resource Service и SGS. Последняя специализируется на работе с промышленными предприятиями и компаниями нефтяной отрасли. Некоторые стали заниматься аутстаффингом из-за специфики своей деятельности. Так, рекрутинговое агентство Ventra было создано компанией Mirantis, которая испытывает постоянную потребность в специалистах из области IT, хай-тек и телекоммуникаций. Схема аутстаффинга, используемая рекрутером, пригодилась для иностранных предприятий, намеревающихся проникнуть на российский рынок, но не желающих иметь дело со всеми трудностями, сопутствующими работе с постоянным штатом.
Избыток ресурсов. Иногда аутстаффингом занимаются компании, чья деятельность далека от рекрутинга. Это относится к тем предприятиям, которые имеют в своем штате очень ценных и востребованных на рынке специалистов. «Наша компания оказывает услуги аутстаффинга поставщикам оборудования, — рассказывает вице-президент компании «Корбина» Александр Малис. — Помимо собственно поставки продавец зачастую обязуется смонтировать оборудование, а также проводить ремонт и профилактические мероприятия. Часто это делают наши инженеры, предоставляемые по схеме аутстаффинга. Каждый день работы стоит от 100 до 200 евро, рентабельность такой деятельности составляет 20-40%, ежемесячно мы получаем $250-300 тыс. за счет работы наших специалистов на чужих объектах».
В принципе любая компания, периодически имеющая избыток рабочей силы, может «командировать» своих специалистов, получая от этого выгоду. Так, предприятия оборонки, оказавшиеся в условиях резкого уменьшения объема госзаказа, периодически сдают в аренду своих сотрудников, владеющих порой редкими и даже уникальными специальностями. Спрос на них возникает при строительстве и наладке сложных объектов.
Личный счет. Специалист, нанимаемый по аутстаффингу, оказывается в ущемленном положении по сравнению с теми, кто работает в штате. По схеме аутсорсинга персонала человек часто нанимается в компанию-провайдер на временной основе, и чтобы его уволить, достаточно в очередной раз просто не заключить трудовой договор.
Из-за этой особенности схема вывода персонала за штат применима к специальностям, имеющим наибольшую количественную представленность на предприятии, чтобы в случае необходимости сокращения числа работников не возникало конфликтов с трудовой инспекцией.
ЛЮДМИЛА АРКАДЬЕВА, главный специалист по работе с персоналом компании «Ксерокс Евразия»:
— Система аутсорсинга персонала имеет ряд преимуществ для компании. Во-первых, благодаря гибкой системе поиска кадров — этим занимается либо компания — провайдер услуг, либо наша компания: мы можем быстро найти нужные нам кадры или заменить уволившегося сотрудника. При найме сотрудника на временную работу и отсутствии системы аутсорсинга приходилось бы заключать с работником договор подряда, который не предусматривает необходимой социальной защиты. Оформление работников в компании-провайдере осуществляется в соответствии со всеми требованиями законодательства данной страны. Более того, компания — провайдер услуг по аутсорсингу берет на себя весь кадровый и финансовый документооборот по внештатным сотрудникам. Еще одним преимуществом аутсорсинга является то, что при привлечении работников для работы, не связанной непосредственно с бизнесом компании, нет необходимости отвлекать штатных сотрудников компании на управление этим направлением. По схеме аутсорсинга в нашей компании преимущественно нанимаются сотрудники, занимающиеся обеспечением жизнедеятельности офиса (клининговые услуги, питание и пр.), операторы, административные работники и т. д. К недостаткам системы аутсорсинга можно отнести увеличение расходов компании, а также факт, что не все работники довольны тем, что они не являются штатными сотрудниками компании. Но надо сказать, что в странах, где практика аутсорсинга уже давно и успешно работает, она не воспринимается работниками как негативный фактор.
Журнал «Финанс.» № 20 (110) 30 мая — 5 июня 2005 — Опыт
Денис Масленников
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.