Предметные тренинги и семинары, посвященные узким областям бизнеса и позволяющие узнать об изменениях и последних тенденциях, безусловно, необходимы для динамичного профессионального роста. Но существуют и более тонкие материи, которые подчас оказываются не менее, а более важными для построения успешной карьеры.
Современный бизнесмен (и финансист, в частности, как характерный пример такового) должен обладать немалым набором качеств, которые необходимы для стремительного подъема наверх. Это и лидерские способности, и умение работать в команде, виртуозно управлять временем и уверенно лавировать в стремительном потоке информации, отсеивая важное от сора, грамотно вести переговоры и безошибочно разбираться в людях. Очень немногим это дается от рождения, остальным приходится учиться.
О том, как развить каждую из перечисленных способностей, написано огромное количество толковых книг. Но теория без практики подчас ничего не стоит, а вот за удачное сочетание того и другого не жалко заплатить. К этой мысли приходит все большее количество людей, руководители компаний в том числе. Поэтому психологические тренинги, помогающие в решении подобных непростых задач, пользуются все большей популярностью.
Потому что выгодно. Компании готовы платить деньги и отдавать под тренинги рабочие дни, автоматически превращая образовательные мероприятия в обязательные для сотрудников. Зачем руководителям, этим отъявленным прагматикам, вкладываться в психологические «игрушки», где их сотрудники будут часами изображать крутых переговорщиков, беззастенчивых провокаторов и старушек — божьих одуванчиков, борющихся за право не видеть рядом с домом дымящийся заводик?
«Мир бизнеса — это мир коммуникаций, а значит, в том числе и психологического взаимодействия людей. Нужно уметь и себя контролировать, и влиять на партнеров и конкурентов. Естественно, компания хочет вооружить своих менеджеров психологическими доспехами, а потому заказывает для них тренинги, где они могут научиться и себя защищать, и с другими обходиться тонко», — считает руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента Begin Group Анастасия Каслина. Значит, компаниям устраивать для сотрудников подобные семинары не только выгодно, но просто необходимо, ведь личностные качества во многом влияют на эффективность работы.
«Мы же не только работаем головой и создаем продукт, нам нужно его продать, а для этого — правильно упаковать, описать, доставить клиенту. Необходимо сделать огромное количество околопроектных вещей, и от этого во многом зависит то, как полученный нами результат будет интерпретироваться заказчиком. Если бы мы инвестировали только в предметные области, мы бы, конечно, получали больше информации, но не знали, как ее грамотно применять», — объясняет старший менеджер отдела услуг по информационным технологиям и компьютерной безопасности Ernst & Young Илья Кузнецов.
Специалисты отмечают, что психологические тренинги более востребованы руководителями высшего и среднего звена. «В какой-то момент приходит понимание, что интуитивных решений в управлении персоналом недостаточно, а исторически сложившиеся взаимоотношения между членами команды не идеальны. Как правило, к подобным тренингам обращаются зрелые, успешные компании, управленцы которых склонны к самоанализу, самосовершенствованию и вложения в образование рассматривают как инвестиции, а не как затраты», — отмечает руководитель направления «Финансы и аудит» компании Penny Lane Consulting Виктория Филиппова.
В вопросе о том, какие компании уделяют повышенное внимание разностороннему образованию своих сотрудников, единой точки зрения у экспертов не сформировано. Одни настаивают на том, что тренинги для сотрудников практикуют в первую очередь западные и крупные стабильные российские компании. Другие считают, что зависимости от размера, возраста или области деятельности не наблюдается, а все зависит от сформировавшейся «обучающей привычки» фирмы.
Финансовый директор компании «Медицинские технологии» Дмитрий Удовиченко рассказал «Ф.» о причинах, подтолкнувших управленческую команду к организации первого психологического тренинга для сотрудников: «Темой были выбраны деловые переговоры. Нас интересовало то, что обычно известно только профессионалам, занимающимся психологической подоплекой межличностных и деловых контактов. Мы хотели решить несколько задач. Первую — образовательную, призванную добавить уверенности и знаний менеджерам. Но существовали и другие мотивы. Мы убедились, что во время тренинга люди открываются, и можно увидеть, из каких личностей состоит твоя компания, кто ее делает сегодня, у кого есть потенциал, а у кого нет».
Личностный фактор. Для чего тренинги нужны каждому занимающемуся бизнесом человеку, понятно: можно досконально знать свою область, но без навыков работы с людьми, без умения их должным образом мотивировать, организовывать, при этом справляться с непрекращающимся стрессом, без умения четко и быстро формулировать свои мысли, слушать собеседника и моментально реагировать на его иногда едкие и неожиданные реплики вы в скором времени достигнете своего потолка.
«Качественный тренинг рождает массу мыслей, после его окончания идет бурный процесс «переваривания». Он дает возможность познать и оценить себя и понять, в какой части пути ты находишься. Он воздействует как на рациональную, так и на эмоциональную составляющую и поэтому производит сильное впечатление. Тренинг позволяет быстро формулировать выводы, подводить какие-то итоги и очерчивать горизонты на будущее», — определяет Дмитрий Удовиченко.
Это очень удачная образовательная форма, являющаяся мощным концентратом знаний и навыков. Она помогает в короткий срок получить значительный объем структурированной и крайне полезной информации, которая даст возможность выявить и откорректировать поведенческие и управленческие ошибки. «Теперь мне гораздо проще распознавать причину положительного или отрицательного результата переговоров. Появилось больше возможностей для анализа и выводов, — продолжает Дмитрий Удовиченко. — Внимательнее начинаешь относиться к подготовке и оценке любого контакта. Тренинг, безусловно, полезен, как иной взгляд на проблему, которой ты озадачен. И он ускоряет процесс нахождения ее оптимального решения». Более критическую точку зрения высказал Илья Кузнецов: «После тренинга понимаешь, насколько полезно владеть этими действенными инструментами — голосом, мимикой, жестом, умением правильно себя подать, но каждому из них нужно посвятить очень много времени. Тренинги выявляют проблемы, а не решают их. Хотя и позволяют распознать области, в которых человек может прибавить за счет небольшого усилия».
Видовое разнообразие. На тренингах учат убеждать, справляться с внутренним напряжением, быть терпеливым, распознавать обман, доносить свою точку зрения, не теряться в непредвиденных обстоятельствах. Рассмотрев теоретически ту или иную ситуацию, тренер предлагает слушателям опробовать свои силы. Ролевые (практические) игры — необходимое условие серьезного психологического тренинга. Они позволяют примерить на себя различные роли и представить себя в самых разнообразных, неблагоприятных, специально усложненных обстоятельствах. После окончания игры следует детальный разбор увиденного.
«Классика — это тренинги командообразования. Также популярны программы, посвященные развитию управленческих, лидерских качеств, тренинги делового общения и обучение тайм-менеджменту. Все большим спросом пользуются индивидуальные программы, которые разрабатываются для каждого отдельного случая», — говорит Виктория Филиппова. Отмечается, что на пике популярности сейчас «экстремальные» подходы и методы, обучение инструментам разрешения сложных и конфликтных ситуаций, а именно: тренинги жестких переговоров, например когда ты изначально находишься в проигрышной ситуации, принятие решений в условиях ограниченной информации и др.
А судьи кто? Очень важный вопрос, которому следует уделить наибольшее внимание при выборе компании-организатора, — кто будет выступать в роли тренера. «Это как область тонкой хирургии, — объясняет сложность Анастасия Каслина. — Здесь важно не навредить. Именно поэтому компании, покупающие подобные тренинги, тщательно выбирают тренеров и программы».
«Мне не повезло, я попала на тренинг с непрофессиональным безликим тренером, — рассказывает ведущий специалист отдела маркетинга компании «Мидланд Групп» Алена Пантелеева. — Человек просто отбарабанил материал, ответил на некоторые вопросы, причем настолько непрочувствованно и безучастно, что абсолютно не хотелось задавать следующие. Отработал деньги и ушел. И вообще двухдневный тренинг состоял из бесконечной лекции. Некоторые люди, не желая тратить время, уходили».
Большая часть тренеров — это профессиональные психологи с внушительным опытом работы. Но случается, что в этой роли выступают и бизнесмены, уяснившие для себя алгоритм действий в определенных ситуациях и желающие поделиться знаниями с окружающими. Также педагоги и консультанты. Нередки случаи, когда опытом со слушателями делятся преподаватели театральных вузов, актеры. В любом случае грамотный тренер — не только человек с набором необходимых знаний: он должен обладать харизмой, уметь нравиться, вдохновлять, убеждать, быть увлеченным. l
Журнал «Финанс.» № 27 (117) 1-7 августа 2005 — Образование
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.