Первый год с портфелем

На Западе инвестиционные фонды с двух-, трехлетней историей считаются «новичками». За меньший срок управляющие просто не успевают наработать достаточный по тамошним меркам track record (история результатов). Но не стоит забывать, что в тех же США практика инвестирования в фонды в их современном виде развивается уже более полувека. Российский же рынок справил свое десятилетие лишь в прошлом году. «Конечно, в теории нужно смотреть на многолетние результаты работы фондов. Но для нашего рынка ПИФ перестает считаться «новичком», если он проработал больше года», – рассуждает управляющий портфелем УК «Центринвест» Роман Андреев. Все эксперты, опрошенные «Ф.», придерживаются схожей точки зрения.

На дрожжах. Теперь красноречивые цифры. Начиная с марта 2006 года к работе приступили 132 новых розничных фонда. Наибольшей популярностью пользуются ПИФы акций – в течение года сформированы 57 фондов (с учетом трех перешедших в данную категорию). Список ПИФов смешанных инвестиций пополнили 34 «новичка», облигационных – 17, индексных – 15. Остальные вновь пришедшие инвестируют либо в другие ПИФы, либо в денежный рынок. Стоит отметить, что всего за один год «популяция» фондов акций увеличилась на 66%, ПИФов облигаций – на 30%, смешанных инвестиций – на 37%. По мнению управляющего директора УК «Альфа-капитал» Арена Апикяна, такой «перекос» в сторону более рискованного сегмента рынка коллективных инвестиций связан с бурным ростом котировок акций в 2005–2006 годах.

Кстати, более половины ПИФов акций (31 из 57), сформированных в течение года, – «идейные» фонды, инвестирующие либо в определенные отрасли (23 из 57), либо во второй эшелон, либо в привилегированные бумаги. Дело в том, что у управляющих компаний, которые давно присутствуют на рынке, уже есть линейка обычных продуктов. Поэтому, дабы удовлетворить спрос инвесторов, который становится все более изысканным, УК создают специализированные продукты.

С другой стороны, на конец 2006 года количество ненулевых счетов пайщиков, по данным Национальной лиги управляющих, составляло около 300 тыс. Таким образом, если учесть, что один инвестор может «войти» сразу в несколько фондов, истинное число пайщиков гораздо меньше. Следовательно, многие просто не знают, что такое паевой фонд, не говоря уже о более тонких материях. «Немало тех, кто просто смотрит на доходность прошлого периода и на основе этих результатов выбирает фонд. Такое решение больше похоже на игру, чем на инвестирование», – считает аналитик УК «Менеджмент-центр» Максим Капитан. «Идейные» фонды – для более опытных пайщиков. Поэтому мы стараемся сначала подготовить инвестора к таким вложениям, «провести» его через «обычные» ПИФы», – делится своими наработками Арен Апикян.

Есть идея. Опыт работы с «новичками» между тем приносит неплохие дивиденды. И вот тому доказательство: возьмем два виртуальных фонда фондов. Первый инвестирует в равных долях в «старые» ПИФы акций, работающие больше года, второй – во вновь появившиеся. Соответственно доходность каждого будет рассчитываться исходя из среднеарифметического прироста стоимости паев, приобретенных на средства этих виртуальных фондов. Что же в итоге? Оказывается, ПИФ, инвестирующий в «долгожителей», будь он реальным, принес бы за год около 17% дохода, а тот, что сделал ставку на «новичков», – 34%, то есть почти двукратный перевес в доходности. Но мало того, последний отличился бы еще и меньшей волатильностью – 3,5% против 4,9%, следовательно, восхождение «первогодок» оказалось более уверенным.

Превосходству «новичков» есть несколько логичных объяснений. Во-первых, среди фондов, созданных в течение года, большое количество отраслевых ПИФов. Так, фонд «КИТ – российский финансовый сектор» за 11 месяцев своей работы увеличил стоимость пая на 47%, «Замоскворечье – российская энергетика» под управлением УК Банка Москвы (9 месяцев) – на 82%. Конечно, среди «специалистов» есть и ПИФы, инвестирующие в бумаги нефтяных компаний, – за время работы они уменьшили стоимость паев. Но ничего не поделаешь: нефтегазовый сектор составляет около двух третей отечественного фондового рынка – в портфелях «старичков» также немало бумаг данной отрасли.

По мнению Максима Капитана, успехи «новых» фондов связаны и с их размерами. Здесь уместно сравнение с «ветеранами» рынка. На долю только двух ПИФов – «Лукойл Фонд первый» (УК «Уралсиб») и «Тройка Диалог – Добрыня Никитич» – приходится почти 40% совокупной СЧА всех открытых и интервальных фондов акций. Их размеры затрудняют маневрирование в условиях быстро меняющейся ситуации на не слишком ликвидном отечественном рынке. И стоит ли удивляться, что все последние коррекции – в марте, мае, июне и сентябре 2006 года, а также в феврале–марте 2007-го – «первогодки» прошли с меньшими потерями, чем «старшие товарищи».

«В начале работы все активы фонда – это деньги, которые могут единовременно и оптимально использоваться. Потом управляющему часто приходится корректировать структуру портфеля в зависимости от притока и оттока клиентских денег», – обращает внимание заместитель гендиректора УК «Арбат Капитал – управление активами» Михаил Армяков.

Не стоит забывать и о ПИФах под управлением новых УК. Такие компании заинтересованы в отличных показателях, чтобы использовать их в рекламных целях. Ведь отсутствие узнаваемого брэнда можно компенсировать присутствием на верхних строчках рэнкингов. «Вот компании и прикладывают сверхусилия, чтобы продемонстрировать лучшие результаты», – рассуждает Андрей Романов.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Михайлов, генеральный директор УК ПСБ:– По нашему мнению, одна из основных причин бурного роста числа новых ПИФов кроется в стремлении управляющих компаний удовлетворить пожелания существующих и потенциальных клиентов, предложив им как можно более широкий выбор инвестиционных стратегий. Если еще недавно неким «стандартом» для УК, ориентированной на привлечение рыночных пайщиков, являлось наличие «универсальной» линейки продуктов – фонда акций, облигаций и смешанных инвестиций, то сейчас практически все крупные компании постепенно расширяют свой «ассортимент» за счет «идейных» фондов – индексных, отраслевых и т. д. Кроме того, росту числа специализированных фондов способствует поступательное развитие отечественного фондового рынка. Например, устойчиво растущее число IPO компаний из различных секторов экономики расширяет возможности по созданию отраслевых фондов и наполнению их портфелей.

Елена Касьянова, генеральный директор УК Банка Москвы:– На наш взгляд, фонд перестает быть новым, когда объем привлечения по нему выходит на один уровень со «старыми» и происходит его полная интеграция в линейку продуктов. Резкое увеличение числа ПИФов в прошлом году связано, во-первых, с ростом спроса на массовые продукты доверительного управления. Во-вторых, на рынке появляются новые объекты для инвестирования, позволяющие реализовать интересные идеи. К тому же уровень грамотности пайщиков растет одновременно со всей отраслью коллективных инвестиций. Если раньше люди просто входили в рынок «в целом», то сейчас для многих более привлекательными являются фонды с заложенной в них идеей. Зачастую «старые» и «новые» фонды относятся к разным категориям по степени риска, а соответственно и доходности. Если стратегия «новичка» более рискованная, то потенциально он принесет больше денег. Если же степень риска у них одинаковая, то и результаты будут близкими.

Журнал «Финанс.» №12 (198) 26 марта – 1 апреля 2007 – Инвестиции
Кирилл Айзин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.