О городах и «лошадях». Едва ли правительство рассчитывало преподнести сюрприз, когда выпускало в свет постановление, корректирующее тарифы на ОСАГО, — с намерением подправить их Минфин не расставался в течение всего уходящего года. Усреднить подмосковный коэффициент, перераспределить нагрузку по другим территориям, снизить стоимость полиса для недорогих иномарок — об этом и многом другом речь шла еще летом. Пока планы оставались лишь планами, они немногих тревожили, но теперь, воплотившись в жизнь, вызвали немало изумления.
Пожалуй, самые удивительные вещи происходят вокруг Москвы. В столичном регионе с трудом можно определить «территорию преимущественного использования транспортного средства», и если уж проводить какой-то автомобильный рубеж, то не по МКАД, а скорей по границам городов-сателлитов и элитных коттеджных поселков. Их обитатели — завсегдатаи московских улиц и участвуют в ДТП наравне с «местными». Зато ежедневные вояжи в столицу из Волоколамска или Шатуры довольно утомительны, и вряд ли доля автовладельцев из этих городов в трафике мегаполиса сколько-нибудь заметна. Но именно с ними Минфин решил уравнять в «автогражданских» правах жителей почти московских Химок, Красногорска, Одинцова и спальных районов для миллионеров вдоль Рублевского и Новорижского шоссе. Теперь на всех один коэффициент (КТ) — 1,7 вместо прежних 1,6 и 1,8. Москвичи с московскими номерами разочарованы: их неоднократно подбадривали рассуждениями о «завышенности» тарифов для столицы, но исправлять недочет не стали, оставив коэффициент 2. У Минфина свои выкладки.
Кроме того, от пересмотра тарифов проиграли сельские жители России. Сейчас при расчете стоимости полиса для них применяется КТ 0,4, но в 2006 году им придется переоформлять полис уже с учетом КТ 0,5. Тот же территориальный коэффициент будет действовать и для жителей городов с населением от 10 тыс. до 50 тыс. человек, которые сегодня платят больше — исходя из КТ 0,6.
Радуют другие коррекционные меры, затронувшие коэффициенты в зависимости от мощности автомобиля (КМ). Правительство пошло навстречу постоянно растущей армии владельцев бюджетных иномарок и расширило диапазон мощностей, в пределах которого применяется КМ 1. С нового года под его действие попадают все легковые машины, собравшие под капотом свыше 70, но не более 100 «лошадей» (сегодня — не более 95 л. с.). Это означает, что полис почти на четверть подешевеет для модификаций популярных в России Nissan Almera, Mitsubishi Lancer, Kia Rio и даже для отдельных представителей «десятого» семейства «ВАЗ». Данный шаг правительства также был вполне ожидаемым, ведь чиновники уже давно не скрывают, что «мощностными» коэффициентами пытались привести в ОСАГО элементы социальной справедливости. В результате получилось, что владельцы скромных «шестерок» платят чуть-чуть меньше, чем должны были бы, а обладатели импортных внедорожников чуть-чуть больше. Повышенная в сравнении с российской «классикой» надежность иномарок, наличие всевозможных систем активной и пассивной безопасности в расчет вроде бы и не берутся. Но ситуация, похоже, меняется. Если сегодня обладатели «суперкаров» мощностью от 200 л. с. платят за полис с учетом коэффициента 1,9, то с 1 января они попадут в один ряд с хозяевами менее «сильных» машин (от 150 л. с.), для которых установлен КМ 1,7. В проигрыше остаются только владельцы авто в категории от 150 до 160 л. с. включительно, для которых до конца декабря действует КМ 1,5.
Но больше всех от нововведений пострадали хозяева корпоративных автопарков, что стало, пожалуй, единственной неожиданностью во всей кампании по пересмотру тарифов. С нового года они обязаны приобретать полисы с учетом коэффициента, применяемого для транспортных средств, к управлению которыми допущено неограниченное количество водителей. А такая страховка при прочих равных стоит в 1,5 раза дороже. К счастью, подобная корректировка не коснулась индивидуальных предпринимателей — они по-прежнему уравнены в правах с обладателями личного автотранспорта.
Укрощение «автогражданки». Обновив тарифы, правительство готовится внести в Госдуму более фундаментальные изменения в правовую базу ОСАГО. Речь идет о расширении лимитов ответственности в части причинения вреда жизни и здоровью, но главное — об упрощении процедуры выплат. Чиновники полагают, что в течение ближайших двух лет Россия успеет подготовиться к введению так называемого Европейского протокола и прямого урегулирования убытков. Тем временем крупнейшие операторы ОСАГО, в числе которых «Альфа-страхование», «Ингосстрах», «Ресо-гарантия», «Росно», «Росгосстрах», «Русский мир» и «Согласие», решили форсировать события. На минувшей неделе они объявили о создании пула, который попытается претворить идею прямого урегулирования в жизнь. В идеале клиенты участников пула, «повстречавшись» в ДТП, смогут обращаться за возмещением каждый к своему страховщику, не утруждая себя визитами в компанию, застраховавшую ответственность виновника аварии.
Правда, участники соглашения пока затрудняются ответить на вопросы, касающиеся сути их начинания. Так, например, неизвестно, насколько крупные убытки будут возмещаться в рамках пула, смогут ли страховщики напрямую расплачиваться по жизни и здоровью, как планируется проводить взаиморасчеты между компаниями. Туманное представление страховщики имеют и о том, когда и где начнется их эксперимент. Глава группы «Ресо» Сергей Саркисов полагает, что первый опыт прямого урегулирования компании и их клиенты смогут приобрести уже в следующем году. Вполне возможно, экспериментальной площадкой станут Москва, Санкт-Петербург, другие города-миллионники. Но прежде предстоит отыскать решения для целого ряда технологических проблем.
Так, например, французские страховщики, впервые встав на путь прямого урегулирования убытков, столкнулись со сложностями при авторизации полисов. Компания должна быть уверена, что исполняет обязательства по договору оператора, входящего в пул. Первый заместитель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров видит решение в автоматизации информационного обеспечения ОСАГО. По его словам, в течение следующего года база данных Российского союза автостраховщиков должна наполниться сведениями обо всех бланках строгой «автогражданской» отчетности: проданных полисах, утерянных, прекративших свое действие. Еще одна масштабная задача — договориться о единых стандартах при проведении технической экспертизы и определении размера выплаты. Очевидно, что при обслуживании собственного клиента по обязательствам другой компании у страховщика возникает соблазн заплатить как можно больше, а затем компенсировать свою «щедрость» за счет контрагента. Открытыми остаются и финансовые вопросы, связанные с организацией выплат и клирингом. Одним словом, проблем хватает, и через их призму благородная затея страховщиков все больше напоминает красивую PR-сказку. Во всяком случае пока.
Журнал «Финанс.» № 47 (137) 19 декабря 2005 — 8 января 2006 — Страхование
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.