Традиционными центрами производства российского вина являются регионы Северного Кавказа – Краснодарский и Ставропольский края, Адыгея, Дагестан, Ростовская область. Из десяти крупнейших производителей большая часть представляет как раз Южный федеральный округ.
Примечательно, что практически все винодельческие компании выпускают свою продукцию из импортного сырья, завозимого большей частью из Европы (Испания, Франция, Италия, Венгрия, Румыния), Нового Света (Аргентина, Чили) и стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Киргизия). Некоторое количество виноматериалов поставляют Иран и Турция – собственное виноделие в этих странах практически отсутствует, но технический виноград (из него производят виноматериалы) выращивается.
Редкие производители обладают собственной сырьевой базой. Однако и они для загрузки мощностей вынуждены импортировать виноматериалы. Эта ситуация характерна для всей отрасли – по данным Минсельхоза, Россия обеспечена собственным сырьем лишь на 20%.
Проблема заключается также в том, что свыше 90% отечественного винного производства сосредоточено в 10% российских регионов. Что не совсем разумно с учетом географии страны – слишком велики транспортные расходы. Выход заключается в более равномерном распределении мощностей. В данном случае речь идет о производстве малобюджетных напитков, и ни в коей мере не относится к высококачественным и элитным винам, для выработки которых требуется целый комплекс специфических условий, которые можно обеспечить лишь в определенных географических точках.
Российская винная промышленность практически не консолидирована. По результатам 2007 года первые три компании обеспечивали только 18,2% совокупного объема производства. Для сравнения – за тот же промежуток времени на долю трех лидирующих импортеров приходилась треть рынка.
Интересный момент: на фоне продолжающегося роста производства виноградных вин (почти 9%) объем выдержанных напитков, выпущенных в 2007 году, упал более чем в два раза – с 0,8 до 0,3 млн дал. Скорее всего это свидетельствует о стремлении предприятий получать быструю прибыль на более дешевой и более массовой ценовой категории в ущерб развитию технологий.
Кстати, в прошлом году на российском рынке наблюдалась весьма примечательная картина – вместо «тихих» (некрепленых и неигристых) виноградных вин потребители стали покупать игристые. Дело в том, что после изгнания из России молдавской продукции, стоившей 100 рублей за бутылку, ее место заняла отечественная из ценовой категории до 70 рублей, которая стала стоить дороже (100–110 рублей за бутылку). В то же время цена на более высококачественное «Советское шампанское» не изменилась. Разумеется, граждане стали отдавать предпочтение более качественным напиткам.
Журнал «Финанс.» №07 (242) 18 февраля — 24 февраля 2008 — Алкоголь
Олег Максименко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.