PR-ГРАБЛИ

В прошлую среду сразу шесть крупнейших торговых сетей, торгующих бытовой техникой, собрали кучу журналистов и объявили им, что возмущены поведением Panasonic, который поставляет свою продукции в сеть Media Markt по более низким ценам. Заявление о бойкоте продукции Panasonic подписали пять видных фигурантов рейтинга миллиардеров журнала «Финанс.»: Игорь Яковлев («Эльдорадо»), Вячеслав Зайцев («Техносила»), Александр Кабанов («Мир»), Максим Ноготков («Связной») и Евгений Чичваркин («Евросеть»). Для полноты списку не хватало основного владельца сети «М.Видео» Александра Тынкована, но тот отрядил вместо себя вице-президента Александра Зайонца (стр. 45).

Не знаю, как угрозы отразятся на продажах Panasonic в России, но Media Markt теперь перед русскими конкурентами в долгу. Благодаря эмоциональным выступлениям миллиардеров все активное население Москвы знает, что, во-первых, магазины Media Markt открылись; во-вторых, цены там настолько низкие, что вызывают обильное слюноотделение у целых шести монстров российской розницы. Что еще надо для успешного запуска бизнеса в России немцам, брэнд которых до скандала никто толком в России не знал? Да, собственно, ничего. Эффективно и бесплатно.

Я понимаю желание сетей защитить свою маржу и бороться против особенных скидок, которые производители дают более крупным сетям. Так же, как понимаю то, что сами они никогда не откажутся от эксклюзивных условий, которые делают неконкурентоспособными небольших игроков. Таковы волчьи законы бизнеса. Но если вам не нравится, как ведутся продажи Panasonic, добивайтесь своего без привлечения СМИ: пишите письма президенту компании Matsushita и императору Японии, ругайтесь по телефону на региональных менеджеров, объявляйте бойкоты (если Федеральная антимонопольная служба позволит). Но тихо! Зачем пиарить Media Markt? На такие грабли, отмечу, российские торговцы наступают не первый раз. Публичные угрозы в адрес поставщиков, работающих с Auchan и Metro, только добавили этим сетям популярности среди потребителей.

Глупая PR-ошибка (не рискну ставить эту историю в заслугу Media Markt) может отразиться на продажах российских сетей. Если в этом году многие из них стагнировали, то в следующем вполне могут увидеть минусовую динамику. Ведь не только Media Markt начал кушать их пирог, есть враг не менее серьезный. Это интернет-магазины, которые очень активно предлагают технику по ценам, часто более низким, чем в любых сетях – и русских, и немецких. Судя по экспертным опросам, продажи техники через интернет постоянно растут.

Немудрено, что «Эльдорадо» и «Евросеть» быстро теряют свой имидж как главных дискаунтеров всея Руси. Вот свежий пример: «Эльдорадо» продает плазменный телевизор марки X по 54,99 тыс. рублей. Делает акцию – а-ля последнее предложение. Цена – 50,99 тыс. При этом множество интернет-магазинов продает ровно такой же телевизор по 46,5 тыс., доказывая, что «территория низких цен» теперь виртуальна. Вызывающий слоган «Евросети» – «цены ниже» – также все чаще не соответствует действительности. Кстати, и в Media Markt цены на многие товары назвать невысокими очень сложно.

Еще один свежий пример не самого умного PR. Президент Альфа-банка Петр Авен встретился с президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдойоно. На встрече Петр Авен пообещал вложить в экономику Индонезии $2 млрд. Пообещал – и ладно. Вложит ли реально, неизвестно. Но зачем доблестной пресс-службе Альфа-банка распространять эту сомнительную новость? Вложение в экономику Индонезии $2 млрд означает одну простую вещь: в российскую экономику эти деньги вложены не будут. Свои капиталы «Альфа» заработала в России, а вкладывает в Индонезию. Сомнительный, непатриотичный PR какой-то.

Пиарщикам в России есть куда расти, а главное, они должны наконец уяснить, что нормальный PR основан исключительно на здравом смысле.

ХОРОШО

Конкуренция на рынке бытовой техники растет за счет прихода Media Markt и развития торговли через интернет

ПЛОХО

Руководители компаний не способны выявлять плохих пиарщиков, потому что сами в этом ничего не понимают

Журнал «Финанс.» №48 (185) 11 – 17 декабря, 2006 – Частная дума
Олег Анисимов, главный редактор «Ф.»

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.