22 ноября Московская городская дума приняла бюджет столицы на 2007 год. Согласно документу, доходы составят более 740 млрд рублей, из этой суммы львиную долю в казну принесут два налога – на прибыль организаций и доходы физических лиц. Расходы Москвы превысят 829 млрд рублей. На социальную сферу планируется направить более 281 млрд рублей – на треть больше, чем в текущем году. Финансирование Адресной инвестиционной программы потребует 210 млрд рублей. Из этой суммы более 60% приходится на жилищное и коммунальное строительство.
Бумажная брешь. Таким образом, дефицит бюджета запланирован в объеме, равном 12% доходной базы. Финансировать его планируется путем привлечения заемных средств. «Такой показатель, как дефицит бюджета, не является «пороком» финансовой системы столицы или, мягче выражаясь, недостатком бюджетной политики города, – считает руководитель Департамента финансов московского правительства Юрий Коростелев. – Ежегодное принятие бюджета с дефицитом – это наша принципиальная позиция. В этом мнения финансистов города и большинства законодателей совпадают. Принципиальный момент – средства, поступающие от привлечения заимствований, направляются исключительно на реализацию инвестиционной политики и погашение долговых обязательств предыдущих лет, а не на решение текущих социальных проблем, как это принято во многих субъектах Федерации».
По данным департамента на 30 ноября, объем государственного долга Москвы достиг 94,3 млрд рублей (или 15,3% к запланированным доходам). В последние годы сверстанный с дефицитом бюджет в действительности оказывается профицитным, поэтому город сокращает объем заимствований. Так, в 2005 году привлекли на 30,3 млрд рублей меньше, чем собирались изначально, а с начала 2006 года взяли в долг 29,5 млрд против запланированных 68,8 млрд рублей.
Эксперты рейтингового агентства Standard & Poor’s отмечают низкий уровень долга Москвы, устойчиво высокие финансовые показатели городского бюджета и хорошую ликвидность. Однако они также считают, что предсказуемость бюджетной политики города ограничена. «Налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и акцизы, которые в 2005 году составляли почти 80% текущих доходов Москвы, полностью регулируются федеральным законодательством, – говорится в их отчете. – Кроме того, город подвержен рискам изменений в налогообложении энергетического сектора: около 35% налога на прибыль поступает от нефтяных и газовых компаний. Финансовая политика города чрезвычайно консервативна, ей не хватает долгосрочного планирования. В результате первоначальные бюджеты с 2003 года перевыполняются как минимум на 15%, а трехлетние финансовые планы также излишне консервативны».
Финансы в никуда. В следующемгоду профильный департамент правительства Москвы получит на строительство жилья 65 млрд рублей. Это в 2,7 раза больше, чем было выделено в 2004 году (24 млрд рублей). Кроме того, на выплату гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья в 2007-м уйдет еще 5,7 млрд рублей. Увы, наращивание ассигнований не сделало решение квартирного вопроса менее затратным. По данным IRN (индикаторы рынка недвижимости), на начало 2004 года индекс стоимости жилья в Москве составил $1453 за метр, а на 1 декабря нынешнего года – уже $4177. Рост почти в 2,9 раза. Можно, конечно, пенять на опережающий предложение спрос и видеть выход в продаже квартир в новостройках москвичам дешевле, чем приезжим. А можно хотя бы попытаться изменить ситуацию на городском строительном рынке, где успех компании напрямую зависит от доступа к административному ресурсу.
Кроме того, порой закрадываются серьезные сомнения в том, что муниципальное жилье действительно получают те, кто в нем больше всего нуждается. Знакомые автора этих строк год назад озаботились покупкой квартиры в Москве. Они подыскивали «однушку» в районе, где не так давно шла массовая застройка, и квартир в муниципальных домах посмотрели немало. В большинстве случаев история этих квадратных метров была словно написанной по одному сценарию: нынешний хозяин жилье получил пару-тройку лет назад, приватизировал его и в лучшем случае сдавал в аренду. Но довольно часто выяснялось, что в этой квартире просто никто не жил.
Ложь и статистика. Согласно данным Департамента финансов московского правительства, в прошлом году было проведено 1240 проверок и ревизий по вопросам целевого расходования бюджетных средств на предприятиях и в организациях города. По их результатам выявлено нарушений на сумму 2,1 млрд рублей. Сумма возмещенного ущерба составила более 1,8 млрд рублей. По сравнению с общими расходами московской казны (561 млрд рублей) суммы просто ничтожные. Есть, казалось бы, чему порадоваться.
Оптимизма станет меньше, если изучить другие документы. Так, Контрольно-счетная палата Москвы в этом году провела проверку правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2004–2006 годах некоему ОАО «Скопинский металлургический комбинат “Металлург”«. В 2003 году правительство Москвы приобрело в этом предприятии 25-процентную долю, как следует из его постановления, «для реализации проекта по развитию производства высокочистых солей молибдена и рения». Аудиторы пришли к выводу, что почти 21 млн рублей был израсходован «с затратами, необоснованно завышенными руководством предприятия». При этом в Контрольно-счетной палате отметили, что намеченное на конец 2006 года завершение реконструкции комбината и достижение эффекта от вложений правительства Москвы нереально. Но, очевидно, столичные власти решили, что аудиторы сгущают краски, поскольку в городской Адресной инвестиционной программе следующего года на реконструкцию молибденового производства СМК «Металлург» предусмотрено еще 228,5 млн рублей.
Удивление вызывают и другие пункты московской инвестиционной программы. Так, в нынешнем году в нее включили более 272 млн рублей на развитие производства компании «МКК-Холдинг». Эта группа предприятий, специализирующихся на добыче и обработке натурального камня, была создана по инициативе правительства Москвы. Ее ядро – Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), поставляющий продукцию на крупные стройки российской столицы, других городов и даже стран с 30-х годов прошлого века. В послужном списке холдинга за последние годы – поставки для воссоздания Храма Христа Спасителя, строительства объектов на Поклонной горе, реконструкции Большого театра. В Адресной инвестиционной программе на текущий год предусмотрено финансирование производства «МКК-Холдинга» в Республике Алтай, Хакасии, Карелии и Московской области. В этом не было бы ничего примечательного, если бы в начале нынешнего года 65,53% акций МКК не приобрела компания «Интеко». О покупке сообщается в ее отчете за второй квартал. Интересно то, что московское правительство отнюдь не отказывается от помощи «МКК-Холдингу». В инвестиционной программе столицы на 2007 год на строительство карьеров и реконструкцию завода по распиловке мрамора и гранита заложен лимит в 200 млн рублей.
Депутаты фракции «Яблоко – объединенные демократы» насчитали в финансовых планах Москвы немало сомнительных пунктов. Они не поддержали бюджет в третьем чтении, поскольку были отклонены все предложенные ими поправки, касавшиеся распределения дополнительных доходов на сумму 40 млрд рублей. В частности, фракция предлагала увеличить пенсионные надбавки в Москве на 1–1,5 тыс. рублей, в два раза повысить компенсации ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным, а также вдвое увеличить ежемесячное пособие на ребенка. «Чиновники и «единороссы» решили, что лучше дополнительные средства разбазарить по лоббистским инвестиционным проектам, – заявил Сергей Митрохин «Ф.». – К тому же из дополнительно найденных средств 1 млрд рублей не пожалели на повышение зарплат чиновникам и пенсий госслужащим».
ИХ НРАВЫ
Дорогие столицы
Мировой опыт подтверждает, что статус главного города в стране обходится недешево.
В нынешнем году превышение расходов Лондона над доходами достигнет 2,9 млрд фунтов стерлингов, как и в прошлом. Британская столица много тратит на вложения в инфраструктуру, а большая часть текущих расходов идет на социальные выплаты и медицину. Деньги на эти цели в основном поступают от налога на собственность, его ставку повысили на 2,95 процентного пункта. Дополнительный доход пойдет главным образом на обеспечение безопасности и поддержание правопорядка. Интересным фактом являются два главных правила, которых власти Лондона придерживаются при составлении бюджета. Во-первых, как и в Москве, заемные средства идут на инвестиции, а не на текущие расходы. Второе правило заключается в том, что задолженность государственного сектора должна быть на уровне ниже 40% ВВП.
Бюджет Нью-Йорка – столицы не административной, но деловой – скорее исключение из правил. На 2006 год он сверстан с профицитом в $3,2 млрд. Но так будет недолго: в следующие два года прогнозируется дефицит $4,5 млрд и $4,2 млрд соответственно. Это произойдет из-за прогнозируемого снижения личных доходов горожан и поступлений в казну от налога на прибыль. Кроме того, ожидается спад активности на перегретом рынке недвижимости. Именно он приносил баснословные доходы городу на протяжении последних двух лет. Помощь Нью-Йорку из федерального центра и от правительства штата также будет сокращена, так что городу придется больше полагаться на собственные силы. К негативным тенденциям в нью-йоркских госфинансах можно отнести быстрорастущие обязательные расходы, включая пенсии и другие социальные выплаты. Их объем в этом году достигнет $21,5 млрд, что на 12,7% больше, чем в 2005-м. Чтобы подготовиться к неминуемым проблемам, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг принял решение часть профицита 2006 года в размере $2 млрд направить в фонд пенсионных отчислений. Такое решение, безусловно, прибавит ему популярности. Нью-йоркский градоначальник и так известен своей «близостью к народу»: он урезал свое вознаграждение до $1 в год, а на работу ездит на метро.
На федеральные отчисления полагается и Берлин, который со своими финансовыми запросами дошел до Конституционного суда. На такой отчаянный шаг мэрию толкнула сумма долга, выросшая до 60 млрд евро. Причины проблем кроются в бездумном расходовании средств властями в 90-е годы. Только обслуживание ежегодно обходится городу в 2,4 млрд евро. На эти деньги можно было бы 22 года подряд содержать три столичные оперы. Налоговые поступления не покрывают и половины расходов бюджета, размеры которых достигают 21 млрд евро.
Журнал «Финанс.» №48 (185) 11 — 17 декабря, 2006 — Экономика
Анна Ким, Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.