Женщина за рулем

Недавно британская компания Sheilas Wheels представила новые туфли, у которых шпилька складывается и уходит в паз на подошве при нажатии скрытой кнопки. Так, чтобы каблук не мешал женщине давить на педали газа и тормоза. Любопытно, что Sheilas Wheels вовсе не обувная фабрика, а страховая компания, которая предоставляет услуги только представительницам слабого пола и только по автострахованию. И изобретенные туфли – не забава, а информационный повод для рекламной акции, которую приходится проводить в условиях жесткой конкуренции. Ведь на британском рынке, помимо Sheilas Wheels, скидки женщинам просто за то, что они женщины, предлагают компания Diamond, брокеры Diva и Girlmotor, а также масса посреднических структур. Пару лет назад в Великобритании вокруг снижения тарифов по автострахованию велись большие споры, дошедшие даже до Еврокомиссии. Дескать, не являются ли послабления по каско для прекрасной половины человечества половой дискриминацией. Профессора из Министерства транспорта цифрами доказывали, что женщины ездят более аккуратно, следовательно, менее убыточно для страховщиков. Споры затихли, а скидки остались – они могут доходить до 75% от базовых тарифов.

Согласно исследованиям, в Германии слабый пол становится виновником аварий реже мужчин на 73%. В Австрии женщины замешаны только в 35% ДТП, в Израиле – в 22%. Во всех этих странах аккуратное вождение вознаграждается скидками. В России официальную статистику никто не ведет, и, по оценкам экспертов, собрать ее удастся не раньше, чем через полтора-два года. И еще не факт, подтвердят ли полученные данные бытующее мнение об осторожности и законопослушности российских автовладелиц. Поэтому пока страховщики предоставляют им скидки на свой страх и риск.

«Может, во всем мире женщины и ездят аккуратно, но в России статистику портят плохая организация дорожного движения, неудовлетворительное состояние дорог и низкий уровень подготовки водителей в автошколах»,?– отмечает начальник департамента страхования автотранспорта «РАСО» Вадим Повтарев.

Эмансипация тарифов. В начале июля группа «РАСО» предложила страховать машины, принадлежащие прекрасной половине человечества, по довольно низкому для рынка тарифу – 6,9% от стоимости авто (средние ставки на рынке – 10%). В конце июня «Энергогарант» запустил программу для женщин по такой же стоимости, что и для мужчин, но с большим набором услуг. Специальные услуги женщинам по автострахованию предлагают также «Авеста», «Гута-страхование» и «Росно». Некоторые компании – в их числе «Наста», «Отечество», «Уралсиб», «Макс», предоставляют «гендерные» скидки на февральско-мартовские праздники: большинство предложений позволяет сэкономить до 6% от стоимости машины. Как правило, на дисконт может рассчитывать клиентка, у которой водительский стаж составляет не меньше 2 лет, возраст – от 22 лет, а машина не дешевле $12–15 тыс.

Примечательно, что из всех компаний, предлагающих прекрасной половине человечества скидки и поблажки, в пятерку крупнейших входит только «Росно». Крупные страховщики к «феминистким» продуктам относятся довольно осторожно. «По нашим данным, женщины действительно реже мужчин разбивают «машины в «тоталь» (то есть больше 75% – «Ф.»), но чаще обращаются за выплатами с мелкими повреждениями, – уверяет директор департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. – В итоге убытки по слабому и сильному полу в денежном выражении примерно одинаковы». А вот «Гута-страхование», по словам заместителя генерального этой компании Павла Башнина, как раз больше устраивают клиенты, которые приносят два мелких убытка в год, чем «тоталь» раз в два года, поэтому к женщинам здесь относятся с особым вниманием.

Дискриминация наобум. В компании «Ресо-гарантия» еще около четырех лет назад покупательницы каско могли рассчитывать на 20%-ю скидку. Но через год действия тарифов выяснилось, что страховщик просчитался – убыточность была слишком велика. В результате для представительниц прекрасного пола были введены надбавки в 10–20%. Чуть больше года назад ситуация изменилась – в «Ресо-гарантия» появились продукты с гендерной спецификой. Рассчитал скидки Федор Воронин, руководивший тогда в «Ресо-гарантии» направлением по автострахованию и ушедший недавно развивать прямое страхование в «Энергополисе». Молодым женщинам с опытом вождения от года полис каско в «Ресо» обходится дешевле, чем юношам с аналогичным стажем. А вот для женщин и мужчин старшего возраста тарифы примерно одинаковые.

«Девушки водят не очень хорошо, но по сравнению с ними парни водят просто ужасно – наверное, это связано с желанием выпендриться», – смеется Федор Воронин. Эту точку зрения подтверждают данные Госавтоинспекции, на которые ссылается директор центра методологии и андеррайтинга Национальной страховой группы Виктория Цирер. «В первые 1,5–2 года управления автомобилем женщины отличаются повышенной осторожностью и аккуратностью, соответственно, меньше попадают в серьезные ДТП. Впрочем, по нашему мнению, полностью основываться на данных ГИБДД страховщикам нельзя, так как ряд мелких происшествий просто не заявляется», – добавляет Виктория Цирер.

СТАТИСТИКА: Битва за иномарки

По информации ГИБДД, в России в прошлом году было зарегистрировано 36 млн автомобилей.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 82% владельцев машин являются мужчины, 18% – женщины.

НАФИ предлагает рассматривать слабый пол как значительный сегмент целевой аудитории по нескольким причинам. Во-первых, среди автовладелиц доля покупателей каско больше, чем среди мужчин (14% и 10% соответственно). Во-вторых, женщины чаще приобретают машины в кредит в автосалонах (9% против 5%). В-третьих, у слабого пола больше доля иномарок (25% против 17%) и новых автомобилей (53% против 42%).

По мнению директора агентства автострахования компании «Макс» Сергея Федотова именно в третьей тенденции кроется повышенный интерес страховщиков к «женскому сегменту». «Сейчас все страховщики так или иначе пытаются охватить рынок иномарок – на их долю приходится около 40%, а до конца 2008 года это показатель увеличится до 50%. Учитывая, что женщины чаще мужчин покупают машины зарубежного производства, именно прекрасный пол и представляет сегодня особый интерес для компаний. Получается, что в отсутствие статистики битва идет не за женщин, а за их иномарки», – рассуждает Сергей Федотов.

Автопарк россиян в зависимости от пола автовладельцев

Машина

Мужчины, %*

Женщины, %*

Иномарка до 5 лет

7

12

Иномарка старше 5 лет

10

13

Авто отечественного производства до 5 лет

35

41

Авто отечественного производства старше 5 лет

49

34

* От общего количества опрошенных представителей пола.

Пользование страховыми услугами

Услуга

Мужчины, %

Женщины, %

Каско

10

14

Страхование имущества (квартиры)

8

8

Страхование имущества (дача, загородный дом)

5

5

Страхование детей от несчастного случая

2

3

Накопительное страхование для детей

1

1

Страхование собственной жизни

3

6

Добровольное медицинское страхование

8

8

Страхование самого себя от несчастного случая

3

4

Страхование в поездках

2

5

Другое

0

2

Не пользуюсь страховыми услугами

78

70

Наиболее важные характеристики страховой компании

Характеристика

Мужчины, %

Женщины, %

Надежность

53

59

Репутация

34

48

Опыт работы на рынке

19

25

Цена полиса

19

23

Качество услуг

20

24

Близость офиса

16

15

Наличие знакомых, работающих в компании

13

9

Другое

7

5

Затрудняюсь ответить

3

2

Источник: НАФИ

Журнал «Финанс.» №27 (213) 16 июля — 22 июля 2007 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.