IP для маленьких

В отличие от рынка ERP-решений сетевые интеграторы, устанавливающие IP — сети, делят рынок на сегменты малого, среднего и крупного бизнеса не по выручке, а по количеству сотрудников. Дело в том, что решения IP — телефонии не так дороги, как корпоративные информационные системы. В то же время величина IP — сети напрямую зависит от будущего количества пользователей — офисных сотрудников. Большинство опрошенных «Ф.» участников рынка относят к компаниям среднего и малого бизнеса (SMB) предприятия, имеющие от 100 до 1000 работников. «Наши IP — решения предназначены для предприятий с количеством пользователей от 2 до 360, — рассказывает Мато Петрушиц, директор объединенного подразделения Avaya/Tenovis по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса в регионе EMEA. — Но купить его может и компания со штатом в несколько тысяч человек, ведь обычно IP — связь устанавливается для ограниченного числа пользователей». Второстепенный критерий — наличие географически распределенных подразделений — их должно быть не более четырех. Основное отличие компаний SMB от «большого» бизнеса — это ограниченность финансовых, людских и временных ресурсов, которая сталкивается с постоянным ростом потребностей, как количественных, так и качественных.

Законные проблемы. Предложения по IP — телефонии для SMB можно разделить на три вида. Первый из них — установка корпоративного PIN — кода с использованием традиционной АТС. Услуга предоставляется исключительно «карточными» операторами, такими как «Зебра Телеком», «Тарио», «Арктел». Для получения этой услуги не требуется даже линии в интернет, не говоря уже о построении специальной сети. Компания заключает контракт с «карточным» оператором. И для звонка в другой город сотрудники набирают телефонный номер оператора, идентификационный PIN — код, а затем нужный номер. Если же у компании есть собственная традиционная мини — АТС, то для упрощения соединения ее можно перенастроить таким образом, чтобы неместные звонки через специальную цифру выхода на межгород сразу направлялись IP — оператору. Главное достоинство технологии — мгновенное сокращение расходов на междугороднюю и международную связь в 2 — 3 раза без каких — либо дополнительных затрат.

Простота использования сделала эту услугу очень популярной среди компаний SMB, но, похоже, вскоре этот рынок свернется из — за законодательных ограничений. Новые Правила присоединения сетей электросвязи лишили IP — провайдеров законной возможности передавать трафик через интернет. Теперь они должны либо отдавать его лицензированным операторам междугородней и международной связи, либо самим получать разрешение у Мининформсвязи. Для этого IP — оператору необходимо образовать «точки присутствия» (представительства) во всех субъектах РФ, соединенных между собой каналами связи — собственными или арендованными. По оценкам аналитиков, для этого придется потратить $50 — 80 млн. Гигантская сумма для «карточных операторов», ведь выручка крупнейшего из них «Зебры Телеком» в 2004 году составила всего $22 млн.

Равноудаленные. Более технологичен второй вариант использования IP — телефонии. Для него необходима выделенная линия в интернет, на которую устанавливается многоканальный телефонный номер. Экономия достигается за счет того, что местные и междугородние звонки направляются напрямую IP — провайдеру, минуя сети фиксированных операторов. «Внутрифирменные» звонки даже для географически удаленных офисов вообще проходят бесплатно — оплачивается только интернет — трафик (примерно 4 килобайта в секунду в каждую сторону на один разговор). Правда, это возможно, если все подразделения принадлежат одному юридическому лицу. В ином случае может оказаться, что один офис предоставляет другому услуги дальней связи, а для этого требуется лицензия. Еще одно достоинство этого варианта: внутри офиса не нужно тянуть кабели для каждого телефона — компьютерную сеть можно «разветвлять» при помощи сетевого оборудования.

Главный недостаток — исчезновение телефонной связи в случае неполадок у интернет — провайдера. Довольно весомый минус, учитывая вирусные атаки, однако и его можно свести к минимуму, если приобретать интернет — канал и городскую линию у одного и того же провайдера. При использовании этого вида IP — телефонии организации не придется закупать даже офисную IP — АТС (стоит около $350 — 400). Вместо нее можно использовать обычный компьютер, установив на него дополнительное программное обеспечение. Наиболее распространенные варианты — «свободная» (бесплатная, с открытыми исходными кодами) Asterisk, а также дорогостоящая Cisco Call Manager. А если закупить адаптер ATA (Analog Telephone Adapter) стоимостью $100 — 150, то можно обойтись и без IP — телефонов (минимум $100 — 150), а использовать обычные абонентские терминалы. «На основе IP — технологий можно реализовать комплекс сервисов в одном решении», — говорит Андрей Семенов, ведущий консультант отдела телекоммуникаций компании «Айти». Например, офисная телефонная станция на 100 абонентов стоит около $40 тыс. Устройство, выполняющее функции АТС, а также обеспечивающее соединение с провайдером и защиту от внешнего вторжения, обойдется в 2 — 2,5 раза дешевле.

«Продвинутый» стандарт. Наконец, третий вариант использования IP — телефонии — это перевод на интернет — технологии внутриофисной связи. Он довольно редко используется компаниями SMB из — за своей дороговизны. «О дешевизне IP — телефонии обычно говорят, когда подразумевают наиболее простое и быстро окупаемое использование IP — технологий — это междугородная связь, — размышляет Дмитрий Бутмалай, начальник отдела сетей передачи данных компании IBS. — Например, когда IP — телефония только начинала использоваться в России, срок окупаемости оборудования составлял менее трех месяцев. В свою очередь о дороговизне этих технологий говорят, подразумевая офисную связь». Ее высокая цена связана со стоимостью IP — телефона, который как минимум в три раза дороже аналогового аппарата, кроме того, необходимо закупить дополнительное программное обеспечение. Однако если сравнить затраты на строительство «с нуля» традиционной сети (включая покупку АТС) с затратами на IP — телефонию, то разница между ними не будет столь существенной. Не случайно, по словам Романа Юдина, менеджера по направлению компании TopS BI, основными стимулами для внедрения IP — телефонии являются переезд в новый офис и построение инфраструктуры с нуля.

Учитывая ограниченные ресурсы компаний SMB, разработчики предлагают переводить офис на IP — связь постепенно. Например, Максим Репин, консультант по решениям для корпоративных сетей компании Nortel, рассказывает, что можно начать строительство офиса с нескольких аналоговых или цифровых телефонов на базе конвергентного устройства BCM 50. По мере роста бизнеса можно постепенно докупать лицензии и «открывать» новую функциональность: объединить несколько офисов, создать удаленные рабочие места на базе программных или аппаратных IP — телефонов. А Дмитрий Бутмалай утверждает, что полнофункциональная телекоммуникационная инфраструктура для офиса из 15 человек составляет $14,7 тыс.

Однако если учесть эксплуатационные затраты, то общая стоимость владения у IP — телефонии по сравнению с традиционной существенно ниже. Кроме того, у офисной телефонной сети появляются новые возможности: «Выгоды в работе от перевода внутриофисной связи на IP — телефонию заключаются в удобстве от дополнительных программных сервисов, — говорит Руслан Чиняков, технический директор дистрибутора OCS. — Экономический эффект от них зачастую вообще невозможно подсчитать». Среди таких сервисов он называет удобство от объединения нескольких офисов в единую сеть со своим номерным планом, голосовую почту, конференц — связь, переадресацию вызовов, распределение входящих вызовов между офисами, защиту от несанкционированного доступа.

Потребители IP. К IP — технологиям обычно обращаются быстрорастущие компании с амбициозными планами по захвату рынка. Большая их часть действует в «молодых» секторах экономики, например инвестиционном, страховом, ипотечного кредитования. Также большинство опрошенных «Ф.» специалистов ведущеми потребителями IP — технологий считают торговые сети и консалтинг.

В то же время деление по отраслям довольно условно: к использованию пакетных технологий компании стимулирует не специфика их бизнеса, а вполне объективные преимущества самих решений. Представители малого и среднего бизнеса действуют в жестких конкурентных условиях. Потому им необходимо постоянно предоставлять своим конечным потребителям более новые сервисы. «Чем больше бизнес распределен территориально и связан с информационными технологиями, а также чем выше квалификация сотрудников компании и ее IT — службы, тем больше шансов, что такая компания уже сегодня применяет или собирается использовать те или иные решения на базе IP — телефонии», — подытоживает Руслан Чиняков.

Журнал «Финанс.» № 34 (124) 19 — 25 сентября 2005 № 34 (124) — IT+финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.