Диплом MBA, богатый опыт работы, знание иностранных языков и престижная должность, казалось бы, должны гарантировать успех в бизнесе и гармонию во всех сферах жизни. Между тем корпоративные курилки наполнены невостребованными людьми, жалующимися на отсутствие счастья вообще и невозможность стать олигархами в частности. При этом обладающих всем необходимым для того, чтобы стать успешными. «У них просто недостаточно развит человеческий фактор, — считает специалист по коучингу Андрей Марусов. — Если человек напичкан знаниями, но не знает, куда ему идти, он никогда не добьется успеха. Впрочем, все поправимо».
«Я все еще не миллиардер…» Коуча нанимают, когда хотят что-то изменить, достичь новых целей или ускорить процесс развития организации, объясняет директор компании Kaplan & Galata Coaching Роман Каплан: «Работа коуча концентрируется на человеческом ресурсе. Бизнесу такие услуги нужны, чтобы сформировать видение процветающей компании у топ-менеджмента, навыки лидерства, самомотивацию. Эта методика позволяет найти в каждом человеке оптимальное соотношение стратега и тактика. Кроме того, таким образом можно повысить качество менеджмента, а также создать поддерживающую развивающую среду».
К специалисту по коучингу чаще всего обращаются первые лица компаний. Как правило, клиенты олицетворяют собой стереотип «успешного человека»: живут на работе, забыв о здоровье и отпуске, выбиваются из последних сил — и не получают от своей деятельности ни творческой эйфории, ни внутреннего удовлетворения. Они приходят с разными проблемами: бизнес не развивается, сотрудники отбились от рук, а сами топ-менеджеры находятся в состоянии постоянного стресса и давно махнули рукой на личную жизнь. Коуч может помочь только в том случае, если у клиента есть четкое видение того, чего он хочет достичь.
«Важно прояснить и сформулировать вместе с человеком именно его цель, — убежден Роман Каплан. — Ту, которой он действительно хочет достичь, а не предполагает в начале работы с коучем. Ведь часто исходные задачи, с которыми приходит клиент, изменяются и становятся более четкими в процессе нашего общения». После того как проблема сформулирована, начинается работа консультанта — поддержка в поиске путей достижения.
Коуч-программа. Работа консультанта с клиентом в основном проводится индивидуально. Групповых коуч-программ не так много, и, по словам Андрея Марусова, они составляют 10% от всех. На них, как правило, люди приходят с целью поменять сферу деятельности или создать собственный бизнес.
Как правило, коуч работает с топ-менеджерами и владельцами компании — с теми, от кого зависит, куда именно бизнес будет двигаться. Возможности для развития этих людей не ограничены, и коуч работает «по полной программе» — от разработки стратегии бизнеса до улучшения качеств самой личности. «Одна из проблем, с которой приходят к коучу, — отсутствие развития в бизнесе, — говорит Андрей Марусов. — Но не бывает таких ситуаций, когда у главы организации все в порядке, а она стоит на месте. Ведь все проблемы компаний — это по большей части проблемы руководителей».
В доказательство Андрей Марусов приводит российскую инвестиционную компанию, которая была основана в начале 90-х, однако не росла в течение нескольких последних лет. Владелец нанимал консультантов, правильно выстроил бизнес-схемы. Но проблема была в самой личности руководителя. Он не поднимал собственную планку: боялся двигаться дальше 7 млн чистой прибыли, которую давала компания. После осознания проблемы компания вошла в тройку лидеров на рынке.
Консультант для пенсионеров. Различных «подвидов» коучинга не счесть. При желании можно найти программы для вегетарианцев, разведенных и даже пенсионеров. Александр Савкин выделяет три вида коучинга. Два «внешних»: индивидуальный и для организаций. Один «внутренний» — как стиль управления. «Все другие многочисленные виды — от коучинга для начинающего бизнесмена до программ для беременных — так или иначе укладываются в понятие индивидуального консультирования», — считает Александр Савкин.
Консультанту необязательно разбираться в тонкостях бизнеса клиента. Конечно, умение говорить на одном языке с людьми бизнеса — это плюс. Однако профессиональный коуч, по мнению Александра Савкина, сможет работать с любой задачей клиента: коуч не является экспертом по конкретному продукту, он — «специалист по процессу». Его основная задача — организовать все таким образом, чтобы человек самостоятельно ответил на вопросы, которые у него возникают. Но хороший консультант всегда учитывает специфику компании.
Успех бизнеса во многом зависит от правильно выстроенных отношений руководства с сотрудниками. Гендиректор японской компании, с которой работал Андрей Марусов, жаловался на то, что персонал его «скрыто саботировал». То есть люди делали вид, что работают только когда он за ними наблюдал. Оказалось, что у руководства и сотрудников просто не совпадало представление о том, ради чего работать. Владелец компании считал, что людей интересуют в первую очередь деньги и карьерный рост. Когда коучи опросили сотрудников компании, выяснилось, что им важно было понять, в каком направлении развивается бизнес. Это открытие стало для руководителя шоком, и он начал работать над информированием работников.
От выживания — к развитию. По мнению Александра Савкина, коучинг востребован в любом динамично развивающемся бизнесе: «Сейчас компании переживают период интенсивного роста, осваивают новые рынки или создают новые продукты. А коучинг всегда востребован «в эпоху перемен». Причем на разных этапах — когда изменения только предвкушаются или чувствуется, что назрела их необходимость, и тогда, когда они уже начались, и в организации происходит естественное сопротивление. Нам приходилось работать с компаниями в очень разных сферах бизнеса — от строительства, грузовых авиаперевозок и производства пива до средних и небольших компаний, занимающихся информационными технологиями и рекламными продуктами».
Как рассказывает Андрей Марусов, большинство клиентов приходят из сфер высоких технологий и услуг: «К сожалению, нельзя сказать, что у коучей много клиентов из финансовой сферы, — рассказывает Андрей Марусов. — Еще меньше — из нефтяной отрасли: если человеку удалось «сесть на скважину», развиваться он уже не хочет». А директор Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса Светлана Чумакова считает, что коучинг чаще всего используется в тех структурах, которые перешли от стадии выживания к развитию и повышению эффективности. По ее словам, все больше интересуются этой услугой и банки: «Наиболее частый запрос — развитие сервисной сети и формирование подхода к клиенту. Большинство руководителей кредитных организаций уделяют сейчас особое внимание созданию банковских продуктов для конкретного потребителя. Приток клиентов в банк может зависеть не только от выгодных условий, но и от самих сотрудников клиентских отделов, изменения их мышления, стиля общения, культуры сервиса».
По мнению Светланы Чумаковой, многое определяется тем, станет ли банк для потребителя «родным домом», где о нем заботятся. В этом случае клиент может нарушить правило «не класть яйца в одну корзину» и будет хранить все средства членов семьи в «одной кассе». Первые лица кредитных организаций озадачены сейчас развитием именно таких отношений с клиентом. И коучинг, по утверждению консультантов, может им помочь.
Кто такой коуч? По данным Сaplan & Galata Coaching, на российском рынке действует около 100-150 компаний, называющих себя коуч-консультантами. В реальности же качественные услуги предоставляют всего пять-семь организаций. Многие из работающих на рынке специалистов раньше занимались психологическими тренингами, кто-то даже педагогикой. Известные коучи не скрывают, что настоящих профессионалов в России можно сосчитать по пальцам одной руки. Как их найти?
Профессионалы проводят бесплатные сессии — как правило, получасовые. Во время такой «пробной встречи» можно сделать выбор. Александр Савкин рекомендует посмотреть на работу коуча, с которым вы бы хотели сотрудничать, попросить его поработать с собой в течение 10-15 минут по конкретному вопросу: «Общаясь с профессионалом, даже в столь короткие сроки вы сможете почувствовать эффективность его работы. Стоит также посетить презентацию его программ, пройти открытый тренинг или посмотреть, с какими компаниями он работает, связаться с ними и узнать о результатах его работы».
Цена на коуч-услуги выставляется за час. Обычно проводятся одна-две сессии в неделю. Их продолжительность — от тридцати минут до часа, а стоимость — от $70 до $800. Наиболее серьезные проблемы, требующие быстрого решения, подразумевают встречи коуча с клиентом в течение 4-8 часов в неделю. Цена зависит от вида коучинга, опыта специалиста и его клиентской ниши. Но средняя оплата для российского рынка, по словам Романа Каплана, — около $70-200. Корпоративные тарифы несколько выше. Как правило, работа коуча с клиентом длится от 4 до 6 месяцев.
Журнал «Финанс.» № 21 (62) 31 мая — 6 июня 2004 — Образование
Виктория Завьялова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.