В 2007 году сектор автолизинга продолжал успешно развиваться. По сравнению с 2006-м были показаны неплохие результаты: в стоимостном выражении прирост составил 112%, и объемы финансирования достигли 137,1 млрд рублей без учета НДС (против 64,7 млрд рублей в 2006-м). По мнению представителей ЛК, главная причина хороших показателей – интенсивная популяризация лизинга как финансового инструмента: лизингодатели стали тратить существенно меньше времени на просвещение своих клиентов и обоснование преимуществ финансовой аренды.
В то же время, несмотря на значительный рост, увеличение рынка автолизинга было не столь существенным, как в целом в индустрии, где средний объем финансирования по отраслям показал +130% к результатам 2006 года. Тем самым сегмент финансовой аренды автотранспорта сократился и с почти 28,2% опустился до 26% от общего объема операций ЛК.
По данным 52 ЛК, участвовавших в исследовании ассоциации «Рослизинг», в 2007 году в финансовую аренду было передано свыше 66,3 тыс. единиц автотранспорта на общую сумму почти 109,9 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом структура автолизинга по объему новых сделок изменилась незначительно. Ведущие места заняли легковые и грузовые автомобили. Их доли в общем объеме профильных сделок равны соответственно 27% и 24% (1). При этом легковушки существенно опережают грузовики по количеству переданных в лизинг единиц автотранспорта (2).
Количество сделок с автобусами продолжает снижаться. Почти вдвое увеличились объемы по тягачам, а также прицепам и полуприцепам. Но при этом их доли в структуре рынка лизинга по числу единиц, переданных в финансовую аренду, поднялись не столь значительно. Следовательно, главным фактором роста стало удорожание этого вида техники.
Транспорт. По данным производителей и дилеров, подтвержденным исследованиями Ernst & Young, в прошлом году в Российской Федерации реализовано свыше 2,4 млн новых легковушек, из которых почти 27,8 тыс. было передано в лизинг (+72,9% к 2006 году), что составляет немногим более 1% от общего числа приобретенных легковых автомобилей. Интересно при этом посмотреть на структуру финансовой аренды этого вида транспорта (3, 4). Наибольшей популярностью пользуются машины с объемом двигателя от 1,8 до 3,5 литра. Менее и более мощные транспортные средства по популярности заметно уступают лидерам хит-парада.
В 2005–2007 годах в России наметилось существенное увеличение парка грузового автотранспорта. Эксперты считают, что это связано с интенсивным развитием международных экономических связей, ростом ВВП и промышленного производства, что, в свою очередь, влияет на объемы перевозок. По данным «Автостата», в прошлом году по сравнению с 2006‑м российские производители выпустили на 7,1% больше легких коммерческих автомобилей и пикапов, почти на 22% поднялось количество среднетоннажных грузовиков и на 25% – тяжелых. При этом 5% от общего объема производства было продано в лизинг.
Увеличение рынка финансовой аренды грузового автотранспорта в 2007 году составило свыше 92,7% – общий объем новых сделок вырос до 27,15 млрд рублей без учета НДС. В лизинг было передано более 18 тыс. грузовиков. Основным вниманием пользовались машины, способные перевозить свыше трех тонн.
Касательно самого рынка лизинга грузового транспорта – он вырос на 92,71% в 2007 году по сравнению с 2006‑м и составил 27,15 млрд рублей без НДС по объему новых сделок. Всего же в 2007 году было передано 18 071 единиц грузового транспорта в лизинг. Также можно отметить, что наибольшим вниманием пользовались грузовые автомобили грузоподъемностью свыше трех тонн (5, 6).
Проводя исследование, ассоциация «Рослизинг» решила выделить тягачи в отдельный сектор – этот вид транспорта становится все более актуальным для организации крупномасштабных перевозок.
Приблизительно 70% рынка седельных тягачей принадлежит иностранным производителям и с каждым годом их доля
увеличивается. Вместе с тем развивается лизинг данного вида транспорта: рост за 2007 год составил 138,3% по отношению к 2006-му. Общий объем сделок превысил 18,5 млрд рублей без учета НДС.
Территории. Тенденцией последних лет стал выход ЛК в регионы. Несмотря на все трудности, связанные с проблемами финансирования, этот тренд сохранился и в 2007 году. В то же время некоторые ЛК, борясь с издержками, стали закрывать филиалы.
В рамках исследования ассоциацией «Рослизинг» был проведен подробный анализ структуры финансирования – как по федеральным округам, так и по каждому региону в отдельности. Кроме того, впервые определялся не только объем новых сделок по каждому округу, но и количество лизингополучателей, имеющих определенную «прописку».
В 2007 году договоры финансовой аренды заключались с клиентами практически из всех регионов России. При этом всего восемь ЛК работало с лизингополучателями из 40 субъектов федерации и более. Средний показатель составил 18 областей (республик). Если не учитывать восьмерку лидеров, то этот параметр сразу снижается до 9. Это свидетельствует о том, что большинство ЛК только начинают региональную экспансию и сосредоточены в основном на крупных федеральных центрах (7).
Что касается происхождения лизингополучателей, то их структура отражена на рис. 5, где отчетливо видна общая тенденция продвижения финансовой аренды в регионы. Москва впервые перестала быть единоличным лидером по количеству клиентов ЛК. Ее догнал Приволжский федеральный округ – доля каждого из этих субъектов РФ равна 21% (8). По-прежнему непопулярен автолизинг в Дальневосточном федеральном округе: как по количеству лизингополучателей, так и по объему сделок. Эксперты связывают этот факт с удаленностью от федерального центра.
Прогнозы. Несмотря на кризис, аналитики предсказывают дальнейший рост российского рынка финансовой аренды автотранспорта. Однако оценки экспертов сильно отличаются друг от друга. Многие полагают, что увеличение объемов будет минимальным – не более 10–15% по сравнению с 2007 годом. При этом главную роль в этом подъеме сыграют параметры, достигнутые ЛК в первом полугодии 2008‑го. Есть мнения, что такая оценка слишком пессимистична и автолизинг прибавит 30‑‑40%.
Мнения сходятся по поводу незавидной участи сектора спецтехники – из-за замораживания большого количества девелоперских проектов клиенты ЛК почти не заключают новых договоров поставки и спешат аннулировать уже сделанные заказы, предпочитая выплачивать лизингодателям штрафы.
Грузовики особой тревоги не вызывают, но и большого оптимизма по их поводу у аналитиков нет. Консенсус-прогноз весьма осторожен – рост, но сдержанный: не более 15–20% относительно прошлогодних показателей.
В то же время легковой автотранспорт имеет шансы вновь выйти в лидеры рынка: имея огромный потенциал роста, он сможет удержать на плаву значительное количество ЛК. Прогнозы по этому сегменту предрекают ему увеличение на 30–40%.
Источник: «Рослизинг»
Журнал «Финанс.» №40 (275) 27.10–02.11.2008 — Финансирование МСБ
Олег Максименко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.