Капитал на колесах

Предметы антиквариата хороши не только тем, что всегда остаются ликвидными, но и тем, что способны украсить жизнь своего владельца: будь то картины великих голландских мастеров или старинные автомобили. Последние являются одним из самых дорогостоящих и увлекательных предметов коллекционирования: стоимость лучших отреставрированных образцов колеблется от $200 тыс. до $25 млн. Однако без специальных знаний в этом деле, конечно, не обойтись: необходимо понимать, в какие автомобили стоит вкладывать деньги и что может увеличить цену машины.

Ставка на тяжелую классику. Традиция коллекционирования ретрокаров пришла с Запада, где развитию этого направления способствовала богатейшая история автомобилестроения. Действительно стоящими и по сей день являются именно американские и европейские машины 30-х годов, среди российских же марок ценность представляют единицы. «Сейчас на рынке царит беспорядок. Люди бросились покупать авто, которые не представляют ровным счетом никакой ценности – это модели 1950-1960-х годов прошлого века, вообще не дающие никакого прироста в цене. Продают их чаще всего под видом коллекционных моделей», – говорит директор российско-немецкой реставрационной фирмы «Коллекционные автомобили» Вячеслав Лен. Стоят они недорого, и это противоречит основному правилу: качественный антиквариат не может быть дешевым. Так или иначе в автомобиль коллекционного уровня, а только такой может выступать в качестве надежного инвестиционного средства, необходимо будет вложить немалую сумму.

Если у вас есть солидный стартовый капитал, наилучшим вариантом будет приобретение таких шедевров, как Mercedes-Benz 770K, Horch 853 или Dusenberg – редкие и очень дорогие в свое время, они и по сию пору остаются настоящим воплощением роскоши и стиля. Такие машины приносят своим владельцам в среднем 15% годовых, но нередко темпы роста намного превышают этот показатель. Например, Mercedes-Benz 770K W150, его еще называют «Гросс Мерседес» – автомобиль Адольфа Гитлера, в конце 90-х годов в Канаде был продан за $3 млн, а через пять лет его купили уже за $10 млн. Кстати, этих машин было всего 88 штук, сохранившиеся находятся в частных коллекциях и, по мнению немецких реставраторов, большая часть – в закрытых собраниях русских миллионеров.

Наиболее интересные экземпляры – это модели с мощными двигателями и необычными кузовами. «Вкладывать деньги следует в «тяжелые» машины: Mercedes-Benz SSK, Mercedes-Benz 540K, Mercedes-Benz 770K, Horch 853 c эксклюзивными вариантами кузовов от известных фирм. Отлично, если это будут кабриолеты или специальные родстеры», – говорит Вячеслав Лен. Еще больший прирост в цене способны дать спортивные автомобили: Bugatti T37, Alfa-Romeo 8C 2900, Bentley Speed Six – около 20% годовых. Весьма привлекательны и прототипы автомобилей. Причем интересны они в любом состоянии, даже если это груда ржавого железа: после реставрации машина будет стоить очень и очень дорого и любая вложенная в нее сумма окупится.

Выручка за «вторую жизнь». «Стоимость реставрации зависит от того, в каком состоянии находится машина. В среднем, чтобы из «разбитого» авто сделать ретрокар уровня show room, необходимо вложить $100 тыс. Но если даже очень ценная машина в ужасном состоянии стоит $2-10 тыс., то после реставрации вы сможете продать ее за $200 тыс. и более. Выгода очевидна», – объясняет предприниматель, известный коллекционер старинных автомобилей Евгений Ярославский.

Некачественная реставрация способна существенно снизить стоимость даже очень ценного авто. Порой мелкие недочеты видны только глазу профессионала, поэтому при покупке олдтаймеров следует пользоваться услугами эксперта. Они обойдутся примерно в $200-600, но избавят вас от досадных ошибок. Он же сможет объяснить вам, насколько оправданно повышение цены, например из-за принадлежности автомобиля какой-то важной персоне. Речь об этом может идти только в том случае, если имя исторической личности гремит до сих пор: авто Геринга, Гитлера, Сталина цениться будет, а вот подъем цены на машину какого-нибудь графа или барона, коих было по нескольку десятков, например, явный обман. Кроме того, следует помнить, что голословное утверждение продавца о том, что перед вами автомобиль «самогоѕ» на цене отразиться не может – тому должны быть документальные свидетельства.

Независимый эксперт окажет неоценимую услугу и в вопросе определения подделок. Так называемых фальшаков на рынке антиквариата чрезвычайно много, и среди автомобилей, конечно, тоже. Например, в немецких специализированных журналах нередко можно встретить объявление о продаже Mercedes-Benz 300SL c кузовом «крыло чайки». Вообще их выпустили около 1400 экземпляров, а сейчас насчитывается уже порядка 6 тыс. Множатся эти редкие машины очень просто: мошенники собирают «крылья чаек» из комплектов запчастей, иногда переделывают родстеры. Стоит такой автомобиль около 200-300 тыс. евро, но, по сути, это дешевка, и истинный коллекционер никогда его не купит, а остановит свой выбор на автомобиле с историей и серьезными документами.

Цена страха. Для владельцев старинных машин открываются салоны по продаже и ремонту, многочисленные бюро, где можно заказать оригинальные комплектующие, а также нередко проводятся различные ралли и выставки. Вывоз драгоценного многоколесного собрания – дело рискованное и требует страховки. Впрочем, она не помешает даже в том случае, если в гонках вы участвовать не собираетесь. «При страховании раритетных автомобилей под покрытие принимается хищение, повреждение (в том числе полное уничтожение), а также комплекс имущественных рисков: пожар, повреждение при стихийных бедствиях и в результате аварий отопительных, канализационных и иных инженерных систем», – рассказывает ведущий специалист отдела по работе с VIP-клиентами СК «Пари» Ксения Пуляткина. При этом вероятность реализации рисков по данному виду страхования сравнительно невысока, что позволяет устанавливать базовую тарифную ставку на гораздо более низком уровне, чем при страховании обычного транспорта. С другой же стороны, стоимость восстановления поврежденного раритетного авто несравнимо выше цены за ремонт машины современной.

Базовый тариф корректируется поправочными коэффициентами, основными из которых являются срок страхования и максимальный годовой пробег, учитывается возраст и количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, наличие франшизы и многое другое. «На стоимости страхового контракта скажется и то, в каких условиях вы храните автомобиль. Лучше, конечно, если гараж будет комфортабельным, и уж точно он должен быть отапливаемым. Аренда одного машиноместа обходится обычно в $100-150», – говорит Евгений Ярославский.

Автомобиль может быть застрахован как на определенное, кратковременное мероприятие, так и на любой более длительный срок. Это позволяет комбинировать возможные риски по сезонности использования ретрокара. Тарифные планы варьируются от 0,27% (для авто стоимостью до $100 тыс.) на мероприятие длительностью до трех дней и до 7,5% (для авто стоимостью свыше $200 тыс.) на целый год. Страховка раритетного автомобиля обходится дешевле, чем современного, но с условием соблюдения определенных условий – требований страховщика.

Возможны и «оптовые» операции. «Конечно, страхование всего парка будет стоить дешевле, чем каждого авто в отдельности. Но это бывает невыгодным, поскольку за сезон не всегда возможно поездить на всех машинах. Возникает вопрос нецелесообразности вложения денежных средств. В этом случае можно воспользоваться программой страхования всей коллекции в комплексе как имущества на весь год (включая сезон и несезон), а также как автотранспорта на период, равный полугоду, то есть на время использования. Программа в части страхования автомобилей как автотранспорта предполагает, что единовременно будет использоваться не более одной машины. Таким образом, максимально возможный убыток составит стоимость самого дорогого автомобиля в коллекции», – объясняет Ксения Пуляткина.

Но самое главное, что советуют сделать профессионалы перед тем, как начать собирать коллекцию, – это понять, какое направление вам наиболее близко. Ведь великолепные раритетные автомобили способны дарить радость не только ярому их поклоннику, но и скупому на эмоции инвестору, а если есть возможность получать удовольствие от своих инвестиций, не стоит ею пренебрегать.

Журнал «Финанс.» № 40 (130) 31 октября – 6 ноября 2005 – Автофинансы
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.