“Тинькофф” приступает к выпуску бумаг

Активы, которыми группа обеспечивает заем, включают пивзавод в Пушкине (его оценочная стоимость – $13,4 млн) и четыре ресторана ($12,7 млн). Как сообщил журналу “Финанс.” директор по корпоративным финансам “Тинькофф” Алексей Карпенцев, более половины выручки от размещения облигаций ($7 млн) компания направит на расширение производственных мощностей завода в городе Пушкине со 125 до 250 тыс. гектолитров (в частности, приобретет 20 цилиндро-конических танков, 4 форфаса). Проект по расширению мощностей пивзавода должен быть завершен в декабре. Намного раньше – уже в июле – сможет заработать линия по розливу солодовых коктейлей стоимостью порядка 1 млн евро. На этой линии компания сможет разливать до 8000 литров напитков в час.

Второй по величине статьей расходования средств, полученных от размещения облигаций, будет реструктуризация долгов перед банками. По данным журнала “Финанс.”, крупнейшим кредитором “Тинькофф” является банк “Зенит”, который выступает и в роли организатора облигационного займа (соорганизаторами выступают Новикомбанк и Вэб-инвест Банк). На погашение кредитов “Тинькофф” направит до $6 млн. (см. “Финанс.” № 3 от 17 марта).

Новые инвестиции позволят увеличить производство бутылочного пива “Тинькофф” до 6 млн бутылок в месяц, а ассортиментная линейка расширится за счет коктейлей до семи позиций. Уже в этом году компания планирует продать бутылочного пива на сумму $20 млн, еще $16 млн должна составить выручка ресторанов сети. План достаточно амбициозный, если учитывать, что выручка группы в прошлом году, когда на полную мощность заработал московский ресторан, составляла только $8,5 млн (из них $1,2 млн – чистая прибыль).

Таким образом, группа рассчитывает увеличить выручку сразу в четыре раза. Дальнейшие бизнес-планы также серьезны: на 2004 год менеджмент планирует продажи на уровне $72 млн, а на 2005 год – $125 млн. Чистая прибыль при этом должна составить $33 млн. Правда, для достижения столь высоких показателей требуется построить еще один пивоваренный завод. Ввод нового завода позволит в год производить 275 млн бутылок пива, что соответствует 2% рынка пива. Однако это планы будущего, а сейчас “Тинькофф” по номиналу разместит двухлетние облигации с четырьмя купонными периодами.

Эмитентом от лица группы выступает ООО “ТИНЬКОФФ-ИНВЕСТ” – компания, специально созданная под выпуск облигаций. 60% долей в этом ООО принадлежит ООО “Новые технологии” (сеть ресторанов “Тинькофф”), 40% владеет ООО “ИнтерБир” (пивоваренный завод в городе Пушкине). Оба ООО зарегистрированы в Санкт-Петербурге и на 100% принадлежат компании Williams Technologies Inc (Британские Виргинские о-ва). Учредители “Тинькофф-Инвест” выступают и поручителями по облигационному займу.

Предметом торга на аукционе будет не цена бумаг, а ставка по первым двум купонам. По истечении года обращения инвесторы вправе продать облигации эмитенту. Те, кто этого не сделает, по третьему и четвертому купонам получат доход в размере 20,5% годовых.

По мнению вице-президента инвестиционного департамента банка “Зенит” Степана Амосова, на аукционе инвесторы обязательно учтут, что ставка на второй год обращения достаточно высока. “При нынешнем спросе на облигации ставка первых двух купонов вряд ли превысит 15% годовых. Это будет соответствовать доходности к погашению в районе 18% годовых”, – считает Степан Амосов.

“Рынку предложен любопытный эмитент. С одной стороны, перспективный и растущий бизнес. С другой стороны, существенные риски: молодой бизнес, большой объем заимствований, большой финансовый рычаг (он приводит к низким значениям финансовой устойчивости и высокой долговой нагрузки компании)”, – говорит начальник отдела корпоративного финансирования Национального банка развития Владимир Цупров.

Он считает, что фактически покупателями облигаций могут стать только лица, знакомые с бизнесом компании на деле, сторонние покупатели могут принять участие только на доверие к доброму имени эмитента. “Уровень процентной ставки по итогам аукциона скорее всего определят несколько крупных инвесторов, а доходность к погашению составит 17-19%. То есть ставки первых двух купонов будут равны от 12,8 до 16,2% годовых. Перспектива ликвидного вторичного рынка на текущий момент туманна”, – сообщил Владимир Цупров.

Схему с торгом по ставке купона, а не по цене размещения “Тинькофф” выбрал не случайно. По мнению Степана Амосова, размещение по номиналу оптимально с точки зрения налогового режима. “Эмитент платит 0,8% от объема выпуска в качестве налога на эмиссии ценных бумаг, так что продавать бумаги ниже номинала невыгодно”, – считают в “Зените”. С другой стороны, продажа бумаг выше номинала увеличивает налогооблагаемую прибыль эмитента.

В целом процентные расходы отнимают у компании $3 млн в год, а после размещения облигационного займа достигнут $4 млн. Платежи по облигациям действительно будут составлять значимые суммы.

Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) – Рынки
Валерий Леонов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.