Цель — AIM

AIM представляет собой биржевой сектор, доступ на который для компаний существенно упрощен по сравнению с процедурой попадания в основной лист (main list) Лондонской фондовой биржи. Формальных требований почти нет: у компании может не быть даже выручки и истории публичного обращения ценных бумаг. Главное, что волнует инвесторов, — это перспективы роста ее бизнеса.

Предпочтение — золоту. До сих пор обычные российские компании на AIM не выходили. Зато это делали холдинги, зарегистрированные в Великобритании, но управляющие активами, которые сконцентрированы в России.

Первым российским бизнесом листинг на AIM получила компания Sibir Energy в апреле 1997 года. С капитализацией более 400 млн фунтов компания сейчас входит в лидирующую группу эмитентов на AIM.

Но особенную популярность AIM получил у золотодобытчиков. В апреле 2002 года листинг AIM прошли акции Peter Hambro Mining (осуществляет добычу на Покровском руднике и ряде других месторождений). Впоследствии компания проводила на бирже вторичные размещения акций. Сейчас компания с оборотом в $54 млн и перспективами его существенного роста стоит на бирже более $500 млн.

В декабре 2002 года компания Highland Gold Mining, владеющая в России компанией «Многовершинное», разместила 10% акций за $34 млн. И наконец, компания Trans-Siberian Gold в ноябре 2003 года привлекла на AIM 16 млн фунтов, отдав за это более 35% собственных акций. Эта компания контролирует два перспективных золотых проекта: Ведуга (Красноярский край) и Асачинское и Родниковое на Камчатке. На ЛФБ считают, что теперь дело дойдет до представителей недобывающих отраслей.

Какие отрасли перспективны? В Лондоне со 2 по 4 июня пройдет конференция «Альтернативные источники финансирования для развивающихся компаний СНГ: IPO, долевое финансирование, кредиты, инвестиции, венчурное финансирование». Как сообщил «Ф.» Артур Поляков, управляющий директор компании Advantix, организующей это мероприятие, в ней примут участие руководители компаний из следующих отраслей: металлургия, телекоммуникации, энергетика, пищевая промышленность, финансово-инвестиционные услуги, страхование, банковская деятельность, упаковка. Эти компании представляют не только Россию, но и Украину, Казахстан и Узбекистан.

«До недавнего времени AIM ошибочно отождествлялся с международными горно-металлургическими и нефтедобывающими компаниями. На самом деле AIM идеален для размещения международных развивающихся и молодых компаний, работающих на любых рынках массового потребления», — говорит Артур Поляков.

Он ожидает всплеска или единичных случаев размещения в конце этого года и в начале 2005 года. В ноябре произойдет IPO первой украинской компании «Укрпродукт». «По предварительным оценкам, ожидается размещение около 30 компаний из России и СНГ», — говорит Артур Поляков.

«Ширпотреб, медиасектор могут быть интересны инвесторам. Вообще потребительский сектор испытывает бум в России. Но британские инвесторы плохо знают его в отличие от добывающего сектора», — считает старший менеджер по развитию международного бизнеса Лондонской фондовой биржи Джон Эдвардс.

Глава компании Peter Hambro Mining Питер Хэмброу считает, что помимо компаний, добывающих природные ресурсы, для инвесторов могут представлять интерес фирмы, занимающиеся производством и предоставлением услуг.

Председатель правления инвестиционной компании Carthill Capital Алишер Джуманов считает, что спросом в Лондоне могут пользоваться акции телекоммуникационных компаний, ритейлеров и компаний, вкладывающих деньги в недвижимость.

Он приводит пример компании Eastern Property Holdings, которая в ноябре 2003 года привлекла в свой фонд $35 млн для инвестиций в российскую недвижимость, обеспечив при этом обращение акций на Швейцарской фондовой бирже. Компании, инвестирующие в недвижимость (real estate trusts), приобрели большую популярность и в США, говорит он.

Клиентами Carthill Capital являются компании Oxus Gold и Marakand Minerals, которые уже имеют листинг на AIM и ведут добычу золота, цинка и других металлов в Центральной Азии. «Сейчас компания ведет работу по выводу еще трех компаний: из телекоммуникационной, пищевой и горнодобывающей отраслей», — сообщил «Ф.» Алишер Джуманов.

Александр Селегенев, старший менеджер по международным M&A и корпоративному финансированию компании Teather & Greenwood, рассказал «Ф.» о примере немецкого производителя мультфильмов BKN International AG. Компания была создана в 1999 году, привлекла ресурсы для развития, однако не смогла распорядиться ими достаточно успешно. В 2002 году BKN получила большие убытки, ей пришлось уволить много работников, закрыть подразделения в США и Франции. В 2003 году, имея оборот всего 4 млн евро, компания решила выйти на AIM. В обмен на треть акций ей удалось привлечь 6,3 млн евро. Новые инвестиции оказались удачными: стоимость акций за несколько месяцев увеличилась вдвое.

10% за капитал. Существенный минус иностранных бирж (включая Лондонскую) состоит в том, что издержки при подготовке IPO весьма высоки. Эти издержки отпугивают потенциальных эмитентов.

Ключевым моментом является то, что биржа делегирует всю ответственность по допуску эмитента на AIM компаниям, получившим на бирже статус nominated adviser (можно перевести как аккредитованный советник; таких организаций 73). Советник за свою работу попросит 100-200 тыс. фунтов.

Однако и эти расходы не самые большие: основные деньги уходят бухгалтерским и юридическим консультантам, которые проведут анализ и подготовку документации компании для IPO.

Сергей Островский, английский юрист, специализирующийся на корпоративной и финансовой практике юридической фирмы Ashurst в лондонском Сити, отмечает, что для успешного IPO на AIM целесообразно выводить на биржу акции холдинга, зарегистрированного в Великобритании, но владеющего российским бизнесом. «Технически и юридически возможно размещение на AIM акций компании, которая является резидентом РФ, но такой практики нет. Спрос резко снизится, так как многие инвесторы могут вкладывать деньги только в акции европейских компаний», — утверждает Сергей Островский.

В среднем при подготовке IPO эмитент тратит 10% от привлеченных средств. «На первый взгляд это очень дорого, — говорит Александр Селегенев, — но вопрос в альтернативах, которые имеет компания. Инвесторы на рынке AIM, как правило, довольствуются доходностью (return on equity) в размере до 20% годовых, тогда как фонды частных инвестиций (private equity funds) и венчурные инвестиционные фонды (venture capital funds) ищут проекты, которые принесут им 30-40%. С этой точки зрения лучше заплатить 10% от привлеченных средств, но при этом отдать вдвое меньшую долю, чем без издержек продать акции дешево».

Оправдает ли AIM средства? В любом случае каждой конкретной компании надо решать вопрос о целесообразности выхода на AIM. Бизнес с оборотом менее $50 млн редко интересует инвесторов, хотя формальных ограничений по обороту на рынке не предъявлено: успешные IPO проводят компании, вообще не имеющие выручки, но обладающие перспективными активами, например лицензиями на разработку месторождений.

Для крупных компаний — с оборотом от нескольких сотен миллионов долларов — достоинства AIM менее очевидны, хотя и здесь есть исключения: например, недавнее привлечение на AIM 800 млн фунтов компанией Northumbrian Water.

Но крупные эмитенты, как правило, могут позволить себе реализацию программы АДР (вплоть до третьего уровня) и попадание в основной лист Нью-Йоркской или Лондонской фондовых бирж. В ходе IPO на AIM, как правило, привлекают относительно небольшие для крупного бизнеса суммы: $10-50 млн.

Алишер Джуманов из Carthill Capital отмечает и другие трудноразрешимые для компаний из бывшего СССР проблемы: «Помимо больших денежных расходов требуются высокий уровень корпоративного управления, подготовка персонала для информирования бирж. Но если у компании есть перспективы развития, эти расходы быстро окупаются за счет роста капитализации». «Правила AIM мягкие, но российские компании часто сталкиваются с проблемой прозрачности, бюрократия в них бывает очень развита», — считает Питер Хэмброу.

«Для успешного выхода на AIM компании должны быть привлекательны по фундаментальным показателям. Они должны показать советнику свои перспективы. Желательно также, чтобы компания имела опыт привлечения инвестиций. Работа с венчурными фондами — знак того, что компания умеет общаться с инвесторами. Более прозрачные сектора будут иметь больший успех», — говорит Джон Эдвардс с ЛФБ. Он добавляет, что для того, чтобы AIM был более привлекателен, нужно, чтобы связь между российскими и британскими организациями, занимающимися корпоративными финансами, была более тесной. Иначе трудно убедить инвесторов, что был проведен качественный due diligence (всесторонний анализ компании. — «Ф.»).

«Развитие эффективного рынка для выхода на IPO должно давать толчок действиям венчурных фондов. Пока венчурных инвесторов в России явно недостаточно», — говорит Джон Эдвардс, который сам шесть лет проработал в России, в том числе в инвестиционном фонде «США — Россия».

Рынок AIM был организован на Лондонской фондовой бирже в 1995 году. Первоначально AIM был ориентирован на британские компании (как Nasdaq — на американские). Только в последние три года AIM стал активно продвигаться на международные рынки. AIM является рынком для молодых и развивающихся компаний. С помощью AIM почти 1400 компаний привлекли более 11 млрд фунтов стерлингов. Сейчас в секторе AIM зарегистрированы 792 компании. Из них 68 компаний являются иностранными. Большинство из них представляют страны Британского Содружества (Австралия, Ирландия, Канада и др.).

Вниманию директоров компаний, финансовых директоров, директоров по развитию и инвестициям, директоров по финансовым коммуникациям, финансовых брокеров, директоров по корпоративному управлению и ценным бумагам, профессиональных участников фондового рынка.

2-4 июня 2004 года в Лондоне состоится трехдневная финансовая конференция для руководителей и менеджеров высшего звена растущих российских и СНГ компаний. Конференция послужит основой для прямого диалога между развивающимися компаниями и западными инвесторами на темы альтернативных возможностей финансирования, в том числе привлечения международного капитала на Лондонской фондовой бирже на площадке AIM, кредитного, долевого и венчурного финансирования, а также прямых и стратегических инвестиций.

Главными инициаторами конференции выступают:

Лондонская фондовая биржа, Инвестиционный Траст CET (Central European Trust) и фирма Advantix. Подробную информацию о конференции и условиях участия можно получить на сайте: www.advantix.co.uk/target-invest.

Контактные реквизиты организаторов:

Тел. (многоканальный): + 44 (0) 208 429 0920

Факс 1: + 44 (0) 208 429 0912

Факс 2: + 44 (0) 207 830 9614

E-mail: admin@advantix.co.ukl

Причины задержки выхода компаний бывшего СССР на рынок AIM

1. Затянувшийся переход компаний на международные стандарты финансовой отчетности — МСФО.

2. До сих пор активно идущий процесс консолидации, слияний, поглощений и реорганизации российских компаний

3. Отсутствие у многих развивающихся компаний единой и продуманной стратегии внедрения корпоративных стандартов управления.

4. Нежелание главных собственников «размывать» капиталы и делать компанию транспарентной.

5. Немногие компании могут похвастать единостью брэндов и лидирующими позициями на рынках сбыта.

6. Отсутствие у компаний-производителей развитого международного сбыта готовой продукции.

7. Недостаточность знаний и понимания технологий IPO у руководителей.

8. Сомнения по достижению необходимого уровня ликвидности среди международных инвесторов.

Источник: Advantix

Журнал «Финанс.» № 17-18 (58-59) «Финанс.» 10-16 мая 2004 — Опыт
Валерий Леонов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.