Афиша. 7-13 апреля 2003

Кино

С 10 по 19 апреля в Москве пройдет четвертый фестиваль “Новое британское кино”, на котором будет представлен полный спектр британских фильмов-новинок – от комедий до арт-хауса. В этом году в программу фестиваля включены такие кинохиты, как “Сестры Магдалины” (Питер Муллан), “Отель” (Майк Фиггис), “Круглосуточные тусовщики” (Майкл Уинтерботтом), “Все или ничего” (Майк Ли), “Морверн Каллар” (Линн Рамсэй), “Однажды в Средней Англии” (Шейн Мэдоуз), “Трагедия мстителя” (Алекс Кокс), “Страна, где отдыхают сердца” (Дэмиэн О’Доннелл) и др. Фильмы будут традиционно демонстрироваться в кинотеатрах “Америка-синема” и “Художественный”.

Особое внимание на себя обращает фильм “Сестры Магдалины”, в 2002 году получивший Золотого льва на Венецианском кинофестивале и вызвавший шквал возмущения в официальном Ватикане. Католический монастырь Марии-Магдалины в Ирландии оказывается вовсе не приютом для обездоленных, а настоящей тюрьмой, в которой послушниц подвергают насилию, телесным наказаниям и унижениям. Юные католички решают выбраться из монастыря любой ценой…

Фильм “Оазис” корейского режиссера Ли Чан Дон – это баллада о любви. Любви странной и невероятной, непонятной, не принятой обществом.

Главная героиня Гонг-Джу (Мун Со Ри) с детства больна церебральным параличом. Ее лицо – страшная и болезненная гримаса, ее улыбка – приводящий в оторопь оскал. Болезнь настолько изломала ее тело, настолько вывернула ее руки и ноги, что она практически не способна к движению и с большим трудом говорит. Герой – Хонг Джонг-Ду (Сол Кун Гу), классический неудачник, только что вышедший из очередного тюремного заключения, – обуза для всей семьи. Не умеющий принять правила поведения в обществе, в свои 29 лет он напоминает неуправляемого подростка, который живет по собственным законам, избегает ответственности за свои поступки и говорит то, что взбредет ему в голову. Отсидев в тюрьме за старшего брата, который совершил неумышленное убийство, он решает навестить родственников погибшего чистильщика дорог и там видит Гонг-Джу, чье имя означает “Принцесса”.

Беспомощная девушка становится его единственным другом, единственным человеком, который нуждается в нем. Она ему интересна, и сквозь искаженные черты лица ему удается разглядеть в ней женщину. Собственно, он и будит в ней женское начало: сцена, в которой Гонг-Джу неверными движениями пытается подкрасить губы, поистине трогательна.

Оазис – это изображение на дешевом гобелене, который висит в комнате у Гонг-Джу. Но этот извечный символ надежды то и дело пересекают мрачные тени от растущего за окном дерева. Они до полусмерти пугают девушку. В финале фильма Джонг-Ду, снова преследуемый полицией (на этот раз за мнимое изнасилование героини), сбегает из полицейского участка и одну за другой обрубает раскидистые ветви. Означает ли это, что любви суждено победить?

“Любовь – это фантазия, разделенная только двумя людьми, – говорит режиссер. – Мои размышления о несчастливой любви Джонг-Ду и Гонг-Джу начались с постоянного конфликта между их субъективными чувствами и объективным миром вокруг них. Я хотел, чтобы люди, посмотревшие “Оазис”, оказались на границе этого конфликта. На границе между настоящей жизнью и фантазией или между кино и реальностью”.

3 апреля в прокат вышел фильм “Шик” режиссера Бахтиера Худойназарова. Трое подростков из маленького и бедного приморского городка мечтают о шикарной жизни, в которой есть место дорогим ресторанам, фешенебельным магазинам, красивым словам и смелым поступкам. Они по-своему любят и ненавидят, дурачатся, дерутся, в общем, ведут обычную мальчишескую жизнь.

По вечерам они отправляются на катере в соседний город-курорт, где однажды в витрине бутика им суждено повстречать… фирменный костюм. Отныне он станет символом всех их чаяний и надежд. Кажется, стоит только завладеть этим вожделенным куском материи, как из простоватых пацанов они превратятся в хозяев жизни. Штырь (Александр Яценко) мечтает в этом костюме разыскать бросившего его отца и ото- мстить ему за сломанную жизнь матери, Гека (Артур Смольянинов) – поразить воображение соблазнительной мачехи (Ингеборга Дапкунайте), к которой он испытывает гремучую смесь любви-ненависти. А Немой (Иван Кокорин) собирается набраться смелости и признаться-таки в нежных чувствах скромной продавщице Дине. Но реализованные желания оборачиваются для героев фильма трагедией.

Театр

9 апреля на новой сцене МХАТа им. Чехова играют “Смерть Ильи Ильича” в постановке режиссера Александра Галибина.

Название пьесы настолько ассоциируется со знаменитой повестью Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”, что только из программки понимаешь: речь-то идет совсем о другом персонаже – обаятельном ленивце Илье Ильиче Обломове. Михаил Уваров, автор пьесы по мотивам романа Гончарова, вводит в действо нового персонажа – молодого доктора Аркадия. Ему и суждено назвать диванному лежебоке истинное имя его болезни. И это не привычная “обломовщина” из школьной программы. Беда Обломова в том, что он слишком целен. Он не делится ни на полчеловека, ни на четверть. Он не умеет и не хочет раздваиваться, размениваться, разрываться на мелочи и дела, для которых достаточно лишь крохотной части, “осьмушки” человека. Обломов сохраняет в себе наивность и детскость, которая у автора пьесы утрирована почти до душевного расстройства; он заражает этой детскостью всех остальных. Такая внутренняя чистота и неделимость и оказывается для Ильи Ильича фатальной: цельный человек, по Уварову, – диагноз смертельный.

Концерты

11-12 апреля в ДК им. Горбунова пройдут концерты легендарной английской группы Jethro Tull.

Эта команда, экспериментирующая на стыке арт- и хард-рока, джаза и традиционного английского фолка, стоит в одном ряду с музыкантами Beatles, Rolling Stones и Led Zeppelin. Группа, получившая свое название в честь английского ученого-аграрника, жившего около 200 лет назад, образовалась 20 декабря 1967 года по инициативе Яна Андерсона. Рок-флейтист с самого начала стал лидером группы и основным автором песен. За свою 36-летнюю историю коллектив записал 30 альбомов, получил множество музыкальных наград, побывал на вершинах британских и мировых хит-парадов. Год от года их музыка становилась все более глубокой и сложной, сохраняя выраженные гитарные риффы и виртуозную импровизацию флейты Яна Андерсона.

7 апреля в Государственном Кремлевском дворце состоится концерт чеченского ансамбля народного танца “Ловзар”.

Концерт проходит в рамках международного турне: с 16 по 22 апреля коллектив выступит в Espase Cardin в Париже, в Palles des Congres в Страбурге, в театре “Казино” в Баден-Бадене и театре Croisette в Каннах. Ансамбль “Ловзар” представляет самобытное национальное искусство Чечни и является победителем многочисленных российских и международных фестивалей и конкурсов, в том числе в Болгарии (1996) и в Турции (1997, 1998). В 2002 году ансамбль давал гастроли в Англии и арабских странах, выступал в одном проекте со знаменитым итальянским тенором Лучано Паваротти.

Выставки

Александр Панкин – художник чисел.

Отталкиваясь от знаменитого “Черного квадрата” Малевича, он идет дальше в осмыслении геометрических форм и философии пространства. Он анализирует ряды математических последовательностей, размышляет о бесконечности и непрерывности, наполненности и пустоте, пытаясь вывести извечные законы гармонии – идеальные пропорции, способные приблизить человека в разгадке тайны бытия. Его образы – абстракция, его поиски сродни поэмам Велемира Хлебникова, притягивающим своей яркостью и непонятностью.

Александр Панкин по образованию архитектор. Бу дучи одним из пионеров русского неоавангарда, последние годы своего творчества он посвятил визуальным погружениям в природу числа, его художественному осмыслению, которое зачастую оказывается близким к мистерии и шаманству. Но вместе с тем он предельно точен, прозрачен и четок – число не терпит двусмысленности. Панкин балансирует на грани живописи и науки. Математическая выстроенность его линий заставляет подготовленного зрителя задуматься о вечном…

Выставка продлится до 13 апреля в Государственном центре современного искусства.

Книги

Роман английского писателя Дональда Майкла Томаса “Белый отель”, выпущенный издательством “Эксмо” в серии “Игра в классику”, вызывает у читателя смесь самых противоречивых эмоций. Это книга-шок, книга-откровение. И суть не в непристойных эротических фантазиях главной героини, как это может показаться поначалу. В “Белом отеле” личное, глубоко интимное, высвечивается на фоне трагической истории XX века.

Дональда Майкла Томаса, переводившего Пушкина и Ахматову, привлекает русский материал, с которым он справляется виртуозно. Здесь есть все: и цвет русской оперы, и беспорядки в Одессе, и петербургские анархисты, и оккупированный Киев. В “Отеле” замысловатый калейдоскоп прошедшего столетия сливается в единую стереоскопическую картинку. Томас фантасмагоричен и реален одновременно. Сцена расстрела в Бабьем Яре – кульминация, главный нерв романа, написана так, что становится действительно жутко: ты словно ощущаешь боль от ударов эсэсовских сапог, словно захлебываешься в жестокости и цинизме.

Язык писателя разнообразен и пластичен. Здесь множество слоев и вставок – без этого немыслим современный постмодернистский роман. Писатель вводит в “Белый отель” даже фигуру Зигмунда Фрейда, который пытается проанализировать навязчивые фантазии Лизы Морозовой. Но великий психоаналитик не знает, что причиной болезненных ощущений главной героини является дар предвиденья: как мифическая Кассандра, она заранее предчувствует грядущую трагедию…

Журнал «Финанс.» № 6 (7-13 апреля 2003) – Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.