Афиша. 19-25 января 2004

Кино. Смена времен года, как и чередование жизненных этапов, – процесс неизбежный. “Весна, лето, осень, зима… и снова весна”… В последней и самой поэтичной картине культового режиссера Ким Ки-дука (см. “Финанс.” № 1), вызвавшей бурную овацию на кинофестивале в Локарно и выдвинутой Южной Кореей на соискание премии “Оскар”, в роли главного героя в старости дебютировал сам автор.

Серия ярких кадров. Маленький мальчик, ради жестокой забавы привязывающий к рыбке веревку с камнем; буддистский монах, рисующий парамитскую сутру, обмакивая хвост белого кота в черную краску; ледяной хрустальный водопад, из которого постаревший герой вытачивает лик улыбающегося Будды. Картина наполнена символами, и главный из них – плавучая пагода, которая дрейфует посреди сказочного, живописного искусственного озера…

Притча красивая и немногословная. О бесконечной мудрости природы и тщете человеческих страстей. О том, что рано или поздно все возвращается на круги своя. О том, наконец, что к спине каждого из нас привязан грузный камень собственных грехов, и блажен тот, кто, сбивая ноги в кровь, вскарабкается с ним на высокую гору. Только там, среди снегов и облаков, можно найти успокоение и почувствовать прикосновение нисходящей мудрости…

История жгучей цыганки Кармен, рассказанная Проспером Мериме в середине XIX века, до сих пор притягивает как магнит. Уж слишком бушуют в ней роковые страсти и слишком обжигает раскаленный сплав любви-ненависти. Режиссер Висенте Аранда, снявший последнюю на данный момент экранизацию знаменитой новеллы, решает вернуть нас в подлинную Испанию позапрошлого столетия, страну противоречий и контрастов, страну мятущуюся и стоящую на перепутье, но вызывающе красивую, как сама Кармен.

Заглавная роль отдана молодой актрисе Пас Вега, уверенно перешедшей из категории многообещающих инженю в ранг кинозвезды. Ее напарник, известный и опытный актер Леонардо Сбаралья (Intacto, “Утопия”), играет молоденького и наивного сержанта Хосе, размеренная жизнь которого сгорает от внезапной вспышки – встречи с темпераментной и непостоянной цыганкой. Она манит обещаньем любви, она околдовывает, гипнотизирует, дразнит… Но сама Кармен способна любить лишь мгновение, и удержать ее так же невозможно, как схватить поток извивающегося ветра. Раздираемый муками ревности, Хосе одного за другим убивает всех любовников Кармен, но жестокая неверная продолжает смеяться над ним. Впрочем, как истинная цыганка, Кармен обладает даром предвиденья. Она знает, что удар кинжала судьба приберегла и для нее…

Выставки. Как известно, “Весь мир – театр…”, но люди в нем зачастую оказываются не только актерами: 20 января в ГМИИ им. Пушкина открывается одноименная выставка знаменитого французского офортиста XVII века Жака Калло. Его рисунки и гравюры, которые часто обращены к театральным сюжетам, вдохновляли Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова, художников “Мира искусства”.

“Отчего, дерзновенный искусник, не могу я отвести взора от твоих диковинных фантастических листков? Отчего не дают мне покоя твои создания, часто лишь двумя-тремя смелыми чертами намеченные?” – обращался к офортисту Эрнст Теодор Амадей Гофман в своем очерке “Жак Калло”. Работы художника подчас ироничны, исполнены причудливой фантазии и вместе с тем намного более жизненны, реалистичны и даже дерзки, чем произведения его современников-классицистов. Впрочем, дерзости Калло было не занимать и в жизни. Тот же Гофман приводит характерный эпизод. Когда герцог Ришелье настоятельно попросил художника изобразить взятие его родного города Нанси, тот ответил, что скорее “отрубит себе палец, нежели талантом своим увековечит унижение своего государя и отечества”. Выставка Жака Калло, на которой собраны работы офортиста на театральную тему, продлится до 11 апреля.

Южная ночь в середине зимы? Нет ничего проще. 21 января в столичной галерее “Манеж” открывается выставка работ Алексея Орловского под названием “Южная ночь… Тайная ночь… Чайная ночь”. Художник пишет насыщенно и ярко. Интенсивные цвета – квинтэссенция сумерек: теплая тьма опускается на плечи и обнимает их, словно пуховая шаль. Ночь играет красно-синими тонами, нашептывает одинокую тайну, завораживает пляской огненных отблесков.

На выставке в галерее “Манеж” Алексей Орловский будет представлен только в своей живописной ипостаси, однако его техника очень разнообразна. Ему подвластна ксилография и шелкография, он создает гравюры на фанере, фотографирует и даже работает “сухой иглой”. Его полотна, хранящиеся в собраниях Третьяковки, в ГМИИ им. Пушкина и других музеях, порой напоминают пестрое лоскутное одеяло, сотканное из разных сюжетов, надписей, упаковок кофе и чая, подражаний растиражированным образам и… собственных воспоминаний.

Музыка. Дюк Эллингтон и Джордж Гершвин. Что может быть изысканней? 23 января в Большом зале Московской консерватории музыкальные шедевры будут подаваться в достойной оправе. Сольную партию в знаменитой The Rhapsody In Blue Джорджа Гершвина сыграет пианист Николай Петров, а аккомпанировать ему будет американский джаз-оркестр “Султаны свинга” под управлением дирижера и композитора Давида Бергера. “Голубая рапсодия”, которой в январе 2004 года исполняется 80 лет, изначально была написана не для джазового, а для симфонического оркестра, и “Султаны свинга” будут играть ее в переложении Олега Лундстрема. Прозвучит и сюита “Щелкунчик из Гарлема” – фантазия Дюка Эллингтона на тему Чайковского. Москвичи смогут впервые услышать молодую вокалистку Арию Хендрикс, дочь джазового виртуоза Джона Хендрикса. Будет звучать и скрипка Давида Голощекина. Но, пожалуй, главным подарком станет появление на сцене примадонны Елены Образцовой, которая споет отрывок из сюиты Black, Brown and Beige под названием The Blues на стихи и музыку Эллингтона. И это будет более чем знаменательно, ведь сама сюита была впервые исполнена самим автором ровно 61 год назад, 23 января 1943 года, в “Карнеги-холле”. Все вырученные деньги пошли тогда в Фонд помощи Красной Армии.

А 19 января в стенах Большого зала консерватории раздастся волшебный голос альта Юрия Башмета. Руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра “Новая Россия” представит российскую премьеру: литургию “Оплаканный ветром” для альта с оркестром, написанную Гией Канчели специально для маэстро. Впервые эта музыка прозвучала в Берлине еще в 1990-м, но до Москвы добралась только сейчас. Мелодии Гии Канчели ассоциируются прежде всего с фильмами “Кин-дза-дза!”, “Мимино”, “Не горюй”. Глубокие и простые, понятные и красивые, они просто не могут не нравиться. Эту музыку охотно исполняют признанные мэтры: Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Курт Мазур, Гидон Кремер…

Дополнят вечер произведения Сергея Прокофьева: прозвучит Первый концерт для фортепиано с оркестром и сюита из балета “Ромео и Джульетта”. И если первую половину концерта Юрий Башмет будет солировать, а у дирижерского пульта будет стоять американец Феликс Кругликов, то во втором отделении Юрий Башмет оставит альт и возьмет в руки дирижерскую палочку.

Театр. 24 января в “Табакерке” пройдет премьера спектакля “Когда я умирала” по одноименному роману Уильяма Фолкнера. Автор сценария и режиссер Миндаугас Карбаускис впервые перевел сложный фолкнеровский текст, написанный в форме монологов главных действующих лиц, на язык театра.

Спектакль не прост, как не прост и сам Фолкнер. Режиссер решил сложить из осколков нарочито не упорядоченных потоков сознания грамотный и связный спектакль. Сюжет разворачивается как типичная road-story и строиться вокруг путешествия семейства Бандренов с целью похоронить почившую с миром Анни Бандрен, которую играет заслуженная артистка Евдокия Германова. В ходе этого путешествия они проходят огонь, воду и все многочисленные препятствия, которые встречаются на их пути. Как говорит Евдокия Германова, “Когда я умирала” – это пьеса о возможности сделать выбор и остаться верным ему до самого конца. Даже – особенно – если он чреват непредвиденными трудностями.

Впрочем, даже в этой трагической и тяжелой истории Миндаугас Карбаускис находит что-то смешное. Режиссер сам определяет жанр постановки как комедию. Благо, материал Фолкнера оставляет возможность для самых неожиданных интерпретаций.

В “Школе современной пьесы” вылупился третий птенец: “Чайка. Классическая оперетта”, премьера которой состоится 23, 24, 25 и 27 января, вкупе с уже идущими в репертуаре театра спектаклями “Чайка. Антон Чехов” и “Чайка. Борис Акунин”, составит настоящий “птичий триптих”. А также пополнит галдящую стаю московских “чаек” новой, ни на кого не похожей особью.

Оказалось, что чеховский сюжет будто создан для классической оперетты: с одной стороны – драматизм, поломанные судьбы, трагическая любовь, с другой – искорки комического, которые мелькают в характерах отдельных персонажей. “Переписать” Чехова, проложив самую знаменитую драму XX века каркасом из собственных рифм, взялся Вадим Жук, а музыку к постановке сочинил Александр Журбин. К чеховским героям добавится и еще один персонаж – кордебалет-хор, которому режиссер – постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз отводит ведущую роль. Хор резюмирует, обобщает, дает указания, к которым лучше прислушаться (“Чтобы ружье не бабахнуло в акте последнем, // Просто не вешайте в первом на сцену ружья”), балет разбавляет действие или, напротив, подчеркивает значимость момента неистовым канканом, страстным танго, изящным вальсом… Примечательно, что и петь, и танцевать будут драматические артисты: Ирина Алферова, Альберт Филозов, Владимир Качан, Анжелика Волчкова, Лев Дуров, Олег Долин, Саид Багов, Владимир Шульга и другие.

Журнал «Финанс.» № 2 (43) (19-25 января 2004) – Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.