Красно-синие маски

Трехнедельный театральный марафон, продемонстрировавший московской публике все заметные достижения в области отечественного театрального искусства за минувший год, завершился на сцене Театра им. Моссовета.

Вместо традиционной, торжественной и пресноватой церемонии зрителям предложили разудалый капустник на тему «О спорт, ты мир. А мир, как известно, театр». Борцы, гимнасты, штангисты, велосипедисты и девушки из группы поддержки сменяли друг друга на подмостках. Свое странное решение устроители объяснили желанием оздоровить одряхлевший мир сцены, вдохнуть в него бодрость и азарт. Вряд ли насмешническое и бессмысленное действо, срежиссированное Ниной Чусовой и прославлявшее не столько номинантов и лауреатов премии, сколько баскетбольный клуб ЦСКА (гостям на входе раздавали красно-синие шарфы, а сами армейцы вручали призы), окажет на театр благотворное влияние. Но «Маска» продемонстрировала, что она, как именитый режиссер с незыблемой репутацией, заслужила право на эксперимент.

И главное – внешняя мишура не смогла переиграть внутреннюю интригу: кто же станет лучшим?

В драме царствовала Москва: все шесть премий в этой категории получили столичные спектакли. И решение жюри не вызвало жарких и долгих споров, как случалось в предыдущие годы, – все было объективно и оправданно. Конкуренцию москвичам составляла разве что постановка питерского театра «Приют комедиантов» с многозначным названием «Pro Турандот», спектакль дурашливо-обаятельный и нестрашно-провокационный, но слишком уж несерьезный. Главными претендентами на маску в номинации «Лучший спектакль большой формы» значились прогрессивные «Мещане» (МХТ им. Чехова), фарсовый «Ричард III» («Сатирикон») и философская, сумрачная и очень человечная «Скрипка Ротшильда» (МТЮЗ). По праву победила «Скрипка», последняя часть чеховской трилогии, выстраданной одним из самых самобытных и глубоких российских режиссеров Камой Гинкасом. За сценографию к этому спектаклю был заслуженно награжден и художник Сергей Бархин: подмостки, поросшие гробами, как деревьями, действительно сложно забыть. Лучшей постановкой малой формы признали спектакль Театра п/р Олега Табакова «Когда я умирала», легко и весело рассказавший о смерти. Поставивший его молодой литовец Миндаугас Карбаускис был назван лучшим режиссером. За роль безжалостного и уродливого короля Ричарда третью «маску» получил Константин Райкин, а актриса мастерской Петра Фоменко Ирина Пегова была награждена за роль хозяйственной и несчастной Сони («Дядя Ваня» Театра п/р Олега Табакова). Нешуточные страсти в этом году разыгрались на поле музыкального театра. Критики практически единодушно сошлись во мнении, что в номинации «Современный танец» победил самый слабый из представленных спектаклей – «Тряпичный угол» Эксцентрик-балета Смирнова из Екатеринбурга. Без энтузиазма было встречено и решение жюри о присуждении премии за оперетту/мюзикл спектаклю «В джазе только девушки» (Театр музыкальной комедии, Новосибирск). Лучшей танцовщицей фестиваля признали Наталию Сологуб («Форсайт в Мариинском»), которая смогла обойти великую Ульяну Лопаткину. Поставленный знаменитым хореографом Уильямом Форсайтом балет стал триумфатором «Маски», собрав три премии (еще и за лучший спектакль, и за мужскую роль – Андрей Меркурьев).

Вторым трехкратным «чемпионом» оказалась многострадальная «Аида». Спектакль Новосибирского театра оперы и балета прогремел год назад и вызвал восторженные отзывы даже у столичных критиков, приехавших на премьеру. «Аиду» в Москве ждали, досрочно объявили ее главным событием фестиваля, но ожидаемой всеми сенсации не состоялось. Начавшаяся на час позже из-за несовершенств пропускной системы, потерявшаяся в безразмерной коробке Кремлевского дворца, задавленная плохой акустикой, «Аида» не поразила публику, а, эпатировав вольностью обхождения с незабвенным Верди, вызвала у многих агрессивное неприятие. Но жюри сделало скидку на обстоятельства и объявило-таки ее лучшей оперой, Дмитрия Чернякова наградило за режиссуру, а Ирину Макарову – за исполнение партии Амнерис. Не получил «маску» только молодой и талантливый дирижер Теодор Курентзис, который так и не смог заставить «Аиду» «звучать».

Журнал «Финанс.» № 15 (105) 18-24 апреля 2005 – Отдых
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.