Однажды в горячую зимнюю пору

По данным Росстата, в январе–феврале 2007 года промышленное производство выросло на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го. Причем успех отнюдь не связан с добывающими отраслями: они показали рост на 4,3%. Гораздо сильнее впечатляет показатель обрабатывающей промышленности – 15,7%. В январе-–феврале прошлого года результат был на порядок скромнее: всего 1,8%.

В числе «локомотивов» привычно оказались отрасли, выпускающие потребительские товары. Январский показатель реальных располагаемых доходов населения оказался на 13,1% выше, чем годом ранее. А численность занятых, по данным Минэкономразвития, увеличилась на 1,1 млн человек. Богатеющее население предъявляет повышенный спрос на товары, хотя и не на все подряд. Например, за январь–февраль выпуск изделий из кожи возрос на 34,6%, плащей – на 23,2%. Здесь сыграл роль и сезонный фактор: швейные производства наращивали объемы выпуска, готовясь к весне, когда люди активно обновляют гардероб.

Рост реальных доходов еще отчетливее отражается на динамике выпуска в «пищевке». Производство мяса выросло на 22,4%, растительного масла – на 26,9%. Между тем муки, хлеба и круп было выпущено даже меньше, чем годом ранее. Но не во всех случаях результаты можно объяснить одним лишь ростом благосостояния. «Мы видим успехи инвестиционной программы в рамках национального проекта «Развитие АПК», – считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – Основные вливания капитала произошли в 2005 и 2006 годах, прежде всего в отрасли свиноводства, и плоды пришлись на январь и февраль нынешнего года».

Среди флагманов и пивовары. Объем выпуска в отрасли вырос на 37,6%. Отчасти причиной стал все тот же рост доходов. «Соотношение потребления пива, воды и соков по сравнению с другими товарными категориями значительно ниже у россиян, чем, скажем, у жителей стран Восточной Европы, – отмечает эксперт «Велес-капитала» Михаил Зак. – По мере роста доходов покупатели будут увеличивать потребление этих продуктов и разрыв будет сокращаться». Руководитель аналитического отдела компании «Бизнес Аналитика» Влад Жемчужников называет еще две причины роста пивной промышленности. «Прежде всего это климатический фактор. Рынок пива сезонный, а январь и февраль 2007 года оказались крайне теплыми, – говорит эксперт. – Если вспомнить морозное начало прошлого года, роль погодного фактора станет особенно очевидной. Тогда производство упало на 12%». В результате теплой погоды продажи возросли, по оценкам «Бизнес Аналитики», на 20%. Вторая причина – изменение налоговой политики в отношении слабоалкогольных коктейлей. «Акцизы на эту товарную категорию повысились, как следствие – возросли цены, и потребители переключились на пиво», – считает Влад Жемчужников.

С климатическим фактором по большей части связано и наращивание выпуска строительных материалов. В осенне-зимний период объемы строительства обычно сокращаются. Однако в минувшем январе динамика ввода в действие жилых домов была исключительно высокой. По сравнению с первым месяцем прошлого года физические объемы выросли на 64,5%. К тому же зимой производители стройматериалов готовятся к активному весеннему периоду. И дело не только в жилье. Ведущий портфельный управляющий UFG Asset Management Светлана Ле Галль отмечает, что рост доходов и потребления приводит к развитию торговли. А значит, застройщики получают большое количество заказов на строительство торговых площадок и складских помещений. Среди других причин эксперт назвала рост ипотечного кредитования и правительственные программы по развитию инфраструктуры.

Производство вычислительной техники показало поистине олимпийские результаты: 66,8% роста. «Отрасль по объемам небольшая, поэтому любые инвестиции дают большую отдачу», – отмечает Михаил Зак.

Выпуск телевизоров увеличился на 42,3%. По словам директора по маркетингу компании Rolsen Надежды Денисовой, рост рынка за два первых месяца года составил около 15%, особенно быстро увеличивается спрос на жидкокристаллические модели.

Впрочем, рывок в обрабатывающей промышленности может не превратиться в долгосрочную тенденцию. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования частично объясняет его «эффектом низкой базы». Сравнение происходит с периодом с заведомо низкими показателями. В январе–феврале 2006 года в ряде производств был отмечен спад, а индекс промышленного производства составил всего 2,7%.

Журнал «Финанс.» №12 (198) 26 марта — 1 апреля 2007 — Экономика
Олеся Курлеева, Анна Ким