В последнее время аудиторское сообщество, кажется, не говорит ни о чем другом кроме как о возможном принятии поправок в закон «Об аудиторской деятельности» и о переменах, которые за этим последуют. Говорить говорят, но спокойствие многих из них настораживает. Ведь перемены обычно означают потрясения, а российские аудиторы большей частью ведут себя так, будто бы гром дойдет до них ну никак не раньше чем через пару-тройку сезонов.
Каждому свое. Рынок аудиторских услуг в России сегодня очень неоднороден, и каждый из его сегментов развивается по-своему. Во многом поэтому никто (в том числе и Минфин) не дает ему точных количественных оценок. Доподлинно известно лишь, что лицензии на осуществление аудиторской деятельности имеют 7 тыс. юридических и около 30 тыс. физических лиц, но также очевидно, что число реальных игроков намного меньше. По оценке партнера компании Ernst & Young Александра Ивлева, объем рынка аудиторских услуг в России колеблется в пределах $300-500 млн в год, а при учете рынка сопутствующих услуг (налогового, юридического консультирования и др.) эту цифру, вероятно, можно удвоить. По разным оценкам, от 50 до 70% в стоимостном выражении занимают на рынке компании «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touche), еще около четверти приходится на двадцатку крупнейших российских аудиторских фирм, большая часть из которых являются членами различных международных сетей. Оставшуюся долю делят между собой многочисленные средние и мелкие компании, чьих клиентов не слишком интересует качество полученного аудиторского заключения.
Наибольшими темпами — на 30-40% в год растет сегмент международного аудита. Его заказчики — крупные платежеспособные фирмы, уже являющиеся публичными или «заточенные» под эту задачу. Они, безусловно, заинтересованы в получении квалифицированного заключения, составленного по международным нормам и подписанного желательно именитыми составителями. «В основном это российские «голубые фишки», компании, которые готовятся выйти или выходят на рынки внутренних и внешних заимствований», — говорит заместитель гендиректора «БДО Юникон» и председатель дисциплинарного комитета Института профессиональных аудиторов Зоя Хайло. В этом сегменте, по мнению партнера KPMG Кирилла Алтухова, спрос даже опережает предложение, так как в России пока немного фирм, способных обслуживать таких клиентов на должном уровне. «Это «большая четверка», которая лидирует в этом сегменте, и еще несколько российских компаний — членов международных сетей», — говорит он. По мнению экспертов, рынок международного аудита продолжит расти высокими темпами как минимум в ближайшие два-три года. «Такие услуги потребуются скоро подавляющему большинству российских компаний, а ресурсов только представителей «большой четверки» уже не хватает», — говорит Александр Ивлев.
Скромнее выглядит на этом фоне рынок российского аудита — по оценке Кирилла Алтухова, темпы его роста не намного превышают темпы роста российской экономики. Эту часть рынка можно разделить на два больших, принципиально различных по функциям сегмента. Первый — рынок аудиторских услуг для среднего звена — компаний, нуждающихся в качественном заключении, но еще не доросших до международных стандартов. Этот рынок меняется в основном структурно: на нем все большую долю занимают не «чисто» аудиторские, а консалтинговые услуги. «Рентабельность традиционных аудиторских услуг в России, исключая международные, сейчас достаточно низкая, поэтому большинство фирм «добирают» выручку с помощью оказания консультационных услуг, услуг по привлечению инвестиций, аутсорсингу и т. д.», — говорит исполнительный директор ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» Владимир Чая. Уже сейчас более половины деятельности «большой четверки» в России составляют консультационные услуги, цены на которые растут в два-три раза быстрее цен на классический аудит. «Могу предположить, что доля неаудиторских услуг в общем объеме услуг российских аудиторских компаний составляет приблизительно 30-40%», — говорит партнер компании Ernst & Young Михаил Табаков.
Вторая часть этого сегмента рынка (его еще часто называют серым) — оказание услуг заказчикам, для которых аудиторское заключение — либо ненужная, но обязательная «отписка», либо способ получения относительно дешевой консультации по вопросам оптимизации налогообложения. «Например, если объем выручки организации от реализации продукции или услуг за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз или сумма активов на конец отчетного года превышает МРОТ в 200 тыс. раз, то по закону она обязана проводить ежегодную аудиторскую проверку финансовой отчетности, — говорит Зоя Хайло. — Аудит для таких организаций — это лишь формальность, необходимая для сдачи годовой отчетности в налоговые органы».
Ветер перемен. Сейчас российские власти создают предпосылки для того, чтобы уже устоявшаяся структура аудиторского рынка изменилась. Речь идет о поправках в закон «Об аудиторской деятельности», которые будут рассматриваться Госдумой этой осенью во втором чтении. Согласно им, большая часть функций по регулированию рынка аудита будет передана от Минфина саморегулируемым организациям (СРО). Если до сих пор именно сотрудники специального отдела Минфина обязаны были вести реестр аудиторских организаций и частных аудиторов, выдавать и при необходимости лишать их лицензий, ежегодно проводить текущие (по присланным документам) и выездные (раз в три года) проверки качества работы своих подопечных, то в случае принятия поправок все эти обязанности лягут на плечи СРО. Подобное решение не удивляет участников рынка, по их мнению, оно вполне вписывается в общую политику государства: передачу ответственности за чистоту рынка общественным организациям. Стоит сказать, что такое решение и правда небеспочвенно. Минфин, несмотря на череду громких скандалов с лишением лицензий, выполнить задачу радикального повышения качества аудиторских услуг так и не смог. В специализированном отделе до реформирования министерства работали всего четыре штатных контролера, которые должны были обеспечить проверку качества работы 7 тыс. аудиторских организаций. «Понятно, — констатирует президент Аудиторской палаты России Борис Соколов, — что государственные контролеры не могли осуществить системный контроль за работой всех этих аудиторских организаций». Сейчас этот отдел в Минфине находится в стадии расформирования.
В законопроекте же предлагается все вышеперечисленные функции передать СРО, коих на данный момент в Минфине зарегистрировано семь. Правда, одна из них — Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» документов на продление регистрации в этом году не подала — своих аудиторов она собирается «слить» в Аудиторскую палату России. По слухам, еще целый ряд объединений подумывают о слиянии. Шутка ли — проходной «балл», назначенный Минфином, — не менее 1500 аудиторских фирм — членов организации или 3000 частных аудиторов. Ситуация, кстати, выходит любопытная. Если ранее многие аудиторские компании и частные аудиторы являлись одновременно членами нескольких общественных организаций и сами СРО яростно боролись за каждого своего члена, то теперь такое «двурушничество» закон запрещает. За это СРО могут даже лишить лицензии. Теоретически СРО обязаны исключать особо нерадивых членов за несоблюдение стандартов качества работы (правда, до сих пор такие случаи единичны). Однако беда в том, что в России пока не так много аудиторских фирм и частных практикантов. Вот и получается, что государство вновь вынуждает СРО приседать в реверансах перед своими членами.
Вообще в случае прохождения законопроекта СРО придется не на шутку расстараться. Хотя бы для того, чтобы организовать достойную систему контроля качества аудиторских услуг. Существующая сейчас, по признанию самих участников рынка, в большинстве своем разительно отличается от западных аналогов. К примеру, по словам Бориса Соколова, Аудиторской палате России при получении статуса и функций саморегулируемого профессионального аудиторского объединения придется увеличить штатную численность как минимум вдвое. «Необходимо значительно увеличить отдел контроля качества аудиторской деятельности, сформировать отдел реестра аудиторов и аудиторских организаций, отдел по работе с аудиторами и т. д.», — поясняет он. Сейчас основной официальный доход СРО — членские взносы, которые сильно варьируются от одной организации к другой и зависят от объемов деятельности фирмы-участника. «Однако по нашему законодательству СРО разрешено также заниматься коммерческой деятельностью, но исключительно направленной на достижение целей организации, — говорит исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Татьяна Брагина. — Это в основном издание методической литературы, проведение «круглых столов» и семинаров, организация подготовки к аттестации и т. д.». Кроме того, СРО зарабатывают на проведении контроля своих членов, который по закону осуществляется раз в три года. Так, по словам Татьяны Брагиной, в их коллегии решение о проведении платной проверки было принято в прошлом году и стоимость ее сейчас в зависимости от размера организации колеблется от 8 до 18 тыс. рублей.
У страха глаза велики. Обязательность членства в СРО, безусловно, приведет к росту вступительных взносов и стоимости годового членства. Крупные компании считают это справедливым шагом — мол, на Западе аудиторы — элитная каста с очень высоким уровнем оплаты труда, поэтому пропуск в этот круг стоит недешево. В России пока ситуация иная — стать аудитором стоит недорого, но и рентабельность деятельности во многом благодаря стараниям «серых» компаний ниже. Принятие поправок почти наверняка приведет к сокращению числа СРО, повышению стоимости членства, и как следствие из аудиторского сообщества уйдет целый ряд небольших фирм, оказывающих дешевые аудиторские услуги. По мнению Зои Хайло, если СРО проведут не формальную, а реальную «чистку» рынка, на нем останется около трети работающих сейчас компаний, а стоимость услуг может вырасти на 10-15%.
Правда, передача СРО контрольных функций — отнюдь не лучший способ в борьбе с «серыми» аудиторами. По мнению Зои Хайло, гораздо эффективнее было бы законодательно установить нормативы трудоемкости, чтобы исключить возможность занижения цен. «Ведь практически по всем видам организаций и проверкам у профессиональных участников рынка уже накоплена такая информация, а стоимость самих услуг хорошо известна, — говорит она. — Так сделано, к примеру, во Франции. Такие предложения уже не раз обсуждались и в России, но пока что не прошли». И все же большинство экспертов уверены, что рынок дешевых аудиторских услуг доживает свои последние годы. Его игрокам придется либо переквалифицироваться в консалтинг, либо уходить с рынка вообще. Правда, что делать ФГУПам и ГУПам, у которых не будет возможности платить за подорожавшие аудиторские услуги, пока не ясно. Крупные аудиторы утешают — большинство из них государство все равно собирается акционировать.
Есть и другие прогнозы — особого роста цен на рынке (исключая международный аудит) не будет. «Слишком велика конкуренция, особенно между «большой четверкой» и крупными российскими компаниями, — говорит партнер компании «Бейкер Тилли Русаудит» Евгений Самойлов. — Вообще никаких особых потрясений в ближайшие два-три года на рынке я не ожидаю». Такую точку зрения разделяют многие средние и крупные аудиторские фирмы. Представители небольших компаний нервничают больше, но ровно настолько, чтобы рассуждать о переквалификации, то есть превращении из формальных аудиторов в реальных налоговых консультантов. В целом же все понимают: чтобы не только найти средства, разработать и внедрить систему контроля качества аудиторских услуг, но и опробовать ее на своих членах, СРО понадобится никак не меньше двух-трех лет упорной работы. Пока же многие эксперты говорят о том, что российские СРО к той ответственной задаче, которую собирается возложить на них Минфин, еще не готовы.
Равнение на Америку
По словам партнера компании Deloitte & Touche Вадима Сорокина, та система контроля аудиторского рынка, которую сейчас пытаются выстроить в России, больше всего напоминает старую американскую модель. Именно в США традиционно функции по разработке аудиторских стандартов, ведению реестра аудиторских организаций и частных аудиторов, проведению контроля качества и т. д. выполняли саморегулируемые организации. Однако сейчас в Америке все больше приходят к необходимости государственного регулирования аудиторского рынка, в том числе функции контролера исполняет созданная комиссия по надзору за аудитом публичных компаний (PCAOB), которая следит за аудиторами, работающими с фирмами, котирующими ценные бумаги на американском фондовом рынке.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ
азвание СРО
Количество членов, в том числе:
Приблизительная стоимость годового членства, руб.
юридических лиц
физических лиц
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество»
1600
4500
От 600
Институт профессиональных аудиторов РФ
200
1000
От 100 до 42,5 тыс.
Аудиторская палата России
1009 (в том числе 18 вузов)
110 (в том числе 14 неаттестованных аудиторов)
От 4 тыс. до 200 тыс.
Российская коллегия аудиторов
1280
1500
1,2 тыс.
Национальная федерация консультантов и аудиторов
424 (в том числе 8 консалтинговых)
4,8 тыс. за каждого работающего аудитора
Московская аудиторская палата
321
534
От 1,5 тыс. до 12 тыс.
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов
512
2614
От 1,35 тыс. до 33,75 тыс.
По данным представителей СРО
Журнал «Финанс.» № 35 (125), 26 сентября — 2 октября 2005 — Компании
Наталия Бендина
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.