Турки не берут и не платят

Руководство «Газпрома» заявило о своей готовности пойти на уступки в споре с турецкой государственной компанией Botas о поставках газа в рамках проекта «Голубой поток». В минувшую среду Юрий Комаров, зампред правления «Газпрома», заявил представителям турецких СМИ, что «Газпром» подготовил и передал турецкой стороне пакет предложений. В нем, в частности, предусмотрено снижение обязательств Botas в отборе газа по всем трем действующим между Россией и Турцией контрактам в течение пяти лет, а также унификация и некоторое снижение цены в рамках всех трех контрактов на пятилетний период. Кроме того, «Газпром» предложил реинвестировать часть средств, полученных от реализации газа по «Голубому потоку», в развитие турецкой газовой инфраструктуры.

Как удалось выяснить журналу «Финанс.», появившаяся в ряде СМИ информация о том, что «Газпром» подал на турецких партнеров иск в международный арбитражный суд, не вполне соответствует действительности. По словам пресс-секретаря председателя правления компании Сергея Куприянова, «Газпром» инициировал арбитражные процедуры в связи с контрактом по «Голубому потоку», однако они связаны с «корректировкой некоторых технических деталей контракта», но не с вопросами поставок или непоставок газа. В документе имеются некоторые неточности, и, хотя они отчасти касаются цен, «это не вопрос снижения или повышения цены, а вопрос исправления некоторых ошибок».

Напомним, что газопровод проектной мощностью 16 млрд кубометров газа в год был построен в рамках межправительственного российско-турецкого соглашения, заключенного в 1997 году. Однако уже в конце 90-х годов стало ясно, что потребности Турции в газе растут куда медленнее, чем ожидалось. В результате газ потек по «Голубому потоку» в феврале этого года — почти на год позже установленного срока, причем «Газпрому» пришлось пересмотреть условия «турецкого» контракта, сократив запланированные на 2003 год поставки с 4 до 2 млрд кубометров. Однако уже через месяц Турция остановила импорт, ссылаясь на дороговизну российского газа и снижение потребности страны в нем. Обе стороны отказываются раскрывать цену, оговоренную в контракте, однако, по данным из независимых источников, она выше средней цены экспорта газа в Западную Европу, а по словам турков — даже выше, чем цена газа, поступающего из России транзитом через Украину, Румынию и Болгарию.

С 1 июля по условиям контракта вступило в силу условие take or pay, в соответствии с которым к концу года Botas должна оплатить 800 млн кубометров газа даже в том случае, если фактические объемы отбора газа будут ниже. Однако выполнять это условие Botas не торопится. Несколько раундов переговоров не принесли результатов. По словам Юрия Комарова, «российская сторона сделала предложения, в том числе и по цене, которые существенно облегчили бы положение Турции при отборе российского газа на пятилетний период». Однако эти предложения не показались Botas заманчивыми. Доходило до того, что министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер предлагал оплачивать российский газ товарами и услугами. «Газпром» от бартера, естественно, отказался: взятые под «Голубой поток» кредиты (ни много ни мало $1,7 млрд) надо возвращать деньгами.

Переговоры с турецкой стороной продолжаются, и речь на них идет не только о цене на газ, но и об объемах поставок. Проблема в том, что турки хотят снижения цен не только по «Голубому потоку», но и по двум заключенным ранее трансбалканским контрактам на поставку 6 и 8 млрд кубометров газа. Недовольство Анкары вызывает и то, что цены по всем трем контрактам разные. Более того, в поставках по Трансбалканскому контракту — 2 участвует посредник — компания «Турусгаз», на 45% принадлежащая «Газпрому». Она покупает часть газа и перепродает ее Botas по своей цене. По некоторым данным, российская сторона может согласиться на снижение цен на $3-4 за 1 тыс. кубометров. Если такие уступки будут сделаны по всем трем контрактам, это принесет Botas многомиллиардную экономию. Что касается снижения объемов, то здесь Анкара ссылается на требования энергетической безопасности ЕС, в который Турция намерена вступить. Согласно им, топливный баланс страны не должен зависеть от одного поставщика на 50% и более. По словам Хильми Гюлера, если «Газпром» будет ежегодно поставлять закрепленный договором объем газа, доля российской компании превысит этот лимит уже к 2008 году.

В споре с Москвой Анкара активно разыгрывает и политическую карту. С середины 2001 года в Турции не утихает финансовый скандал, связанный со злоупотреблениями высших чиновников правительства страны в процессе реализации «Голубого потока». Если турецкому руководству удастся доказать, что решения по проекту принимали коррумпированные чиновники, это может усилить позиции Анкары в суде. Однако в России подозревают о существовании подоплеки и другого рода. В окончательном провале «Голубого потока» весьма заинтересованы США, лоббирующие проект «Шах-Дениз» по экспорту азербайджанского газа в Турцию и далее в Европу.

По мнению аналитика компании «Тройка-Диалог» Валерия Нестерова, Турция заинтересована в таких ценах, которые позволили бы ей осуществлять реэкспорт. «Похоже, что, не имея собственных газовых ресурсов, Турция стремится делать деньги на реэкспорте газа в Европу и с этой целью усиленно пытается привлечь газовые потоки из Ирана, Азербайджана и России».

Опрошенные журналом «Финанс.» аналитики склоняются к тому, что обе стороны рано или поздно пойдут на уступки. Каковы они в итоге будут — сказать сейчас трудно. У российского концерна есть возможности для маневра как в вопросе цены, так и в вопросе объемов. Однако они не столь велики, и «Газпрому» скорее всего придется занимать на переговорах достаточно жесткую позицию, обуславливая ценовые уступки гарантиями по объемам поставок. И дело не только в том, что газопровод построен, деньги вложены ($3,2 млрд вместо изначально запланированных $1,5 млрд) и восточное коварство Анкары безнадежно оттягивает сроки окупаемости проекта. Серьезные уступки будут иметь и другие отрицательные последствия для газовой монополии. Аналитик ИГ «Атон» Тимербулат Каримов считает, что отход от основных договорных принципов может создать опасный прецедент: «По всему спектру экспортных рынков «Газпрома» может пройти нечто вроде цепной реакции: его партнеры начнут требовать пересмотра текущих контрактных параметров». В то же время эксперты сходятся во мнении, что компромисс будет найден и у «Газпрома» достаточно высокие шансы отстоять свои права в международных судах.

«Голубой поток», к сожалению, не единственный проблемный участок в экспортных делах «Газпрома». Не лучшим образом продвигается работа и по другому проекту — международному газовому консорциуму с участием России, Украины и Германии, соглашение по которому до сих пор не подписано. При этом руководство «Газпрома» считает прямой выход на зарубежных потребителей ключевой задачей на внешнем рынке. Об этом, в частности, председатель правления компании Алексей Миллер заявил на общем собрании акционеров.

Европейское направление было и остается важнейшим для бизнеса «Газпрома», особенно теперь, когда российско-британский меморандум о сотрудничестве по проекту Северо-Европейского газопровода подписан на высшем уровне. Масштабы Северо-Европейского газопровода во всех отношениях будут превосходить «Голубой поток»: совокупная стоимость его разработки и строительства оценивается в $6-7 млрд, а проектная мощность — в 30 млрд кубометров в год. В то же время оценка проекта среди экспертов очень неоднозначная: они высказывают сомнения в том, что проект привлечет достаточные объемы финансирования. Не решен и другой вопрос — чем, собственно, наполнять трубу?

В любом случае печальный «турецкий опыт» должен заставить руководство впредь с особой осторожностью относиться к любым мегапроектам. Это касается и планов строительства первого транскитайского газопровода «Запад-Восток». Для его реализации «Газпром», Royal Dutch Shell и ЕxxonMobil подписали в прошлом году рамочное соглашение о создании совместного предприятия с китайской газовой компанией PetroChina. Как и в случае с «Голубым потоком», проект рассчитан на единственного потребителя, что увеличивает риски «Газпрома» и других компаний-участниц.

Журнал «Финанс.» № 17 (07-13 июля 2003) — Экономика
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.