«Рынок автоссуд сегодня растет быстрее, чем все другие сегменты кредитования частных лиц. Эта тенденция сохранится в течение ближайших нескольких лет. Для этого есть все предпосылки: платежеспособный спрос, подкрепляемый ростом доходов и благосостояния населения, а также растущее предложение. Многие крупные западные компании автопромышленного сектора ориентированы на развитие сборочного производства в России или планируют увеличивать объемы импорта. Причем если сегодня наибольшей популярностью пользуются кредиты на иномарки низкой ценовой категории ($15-20 тыс. — к примеру, Mitsubishi Lancer, Ford Focus, Peugeot 206, Nissan Almera), то в ближайшее время спрос сместится в сегмент более дорогих автомобилей ($20-40 тыс. — Mazda 6, Toyota Avensis, Nissan Primera). Доходы граждан растут, и они понемногу привыкают жить в долг.
Конкуренция на рынке автокредитов еще больше обострится. Поскольку ссуды на машины — это залоговый вид кредитования, в котором риски минимизированы, банки особенно заинтересованы в увеличении портфеля именно в этом сегменте. А для клиентов повышенный интерес финансовых институтов к автокредитам прежде всего означает снижение ставок. Думаю, в течение ближайших двух лет они опустятся ниже 9% годовых в валюте — если, конечно, произойдет дальнейшее падение ставки рефинансирования ЦБ. Кроме того, требования к заемщикам станут более либеральными.
Поскольку автокредиты преимущественно реализуются через автосалоны, конкурировать главным образом будут совместные программы банков и дилеров. Салоны заинтересованы в том, чтобы их кредитные предложения ярко выделялись среди продуктов конкурентов. Можно ожидать регулярного появления сезонных бонусных программ, маркетинговых проектов по привлечению клиентов. Особенной популярностью будут пользоваться автоссуды с обратным выкупом и так называемые беспроцентные кредиты.
Другая важная тенденция — продвижение банков в глубинку. Сегодня региональный рынок разделен на две части: сфера присутствия московских банков (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург) и города, в которых представлены преимущественно только местные кредитные организации. В первом случае рынок более гибкий, ставки ниже, предложений больше. Во втором — конкуренция еще не такая сильная. Именно туда и будут стремиться те московские банки, которые только выходят в регионы со своими программами.
Портрет заемщика тоже понемногу меняется. Со временем те, кто сейчас покупает подержанные иномарки, предпочтут брать кредит на покупку новых автомобилей. Имея более или менее стабильный доход, безусловно, выгоднее взять ссуду, чем копить, поскольку инфляция обесценивает сбережения. Кроме того, в ближайшие годы среди заемщиков будет расти доля молодых людей в возрасте от 25 лет, преимущественно — начальников отделов и ведущих специалистов крупных и средних компаний.
И наконец, финансовые институты будут вводить услуги по перекредитованию. Сегодня автоссуду можно взять на сравнительно долгий срок (до пяти лет, а по некоторым программам — до семи). Вместе с тем ставки постепенно снижаются. Так что заемщику, к примеру, через три года имеет смысл получить новый кредит на более выгодных условиях и погасить с помощью этих денег прежний «дорогой» заем. Такая схема особенно актуальна, если у частного лица помимо автокредита одновременно есть другие обязательства перед различными банками, к примеру ипотека плюс ссуда на бытовую технику».
Журнал «Финанс.» № 12 (149) 27 марта — 2 апреля 2006 — Автофинансы
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.