Среди функциональных разделов расходной части бюджета по темпам прироста далеко вперед вырвалась «Национальная экономика». Даже с поправкой на инфляцию траты на нужды зависимых от государственной поддержки отраслей увеличатся более чем на треть. Они достигнут 1,7% ВВП против 1,3% в прошлом году. Впрочем, внутри этого раздела изменения далеко не однородны. Например, расходы на развитие транспортной системы и прикладные научные исследования выросли, а на лесное хозяйство – сократились.
Топ-5. Среди ведомств по темпам роста бюджетных ассигнований пятерку лидеров возглавило Минрегионразвития. Его успех в основном объясняется резким увеличением величины межбюджетных трансфертов. Если в 2006-м для дальнейшего перераспределения между регионами выделили примерно 1,8 млрд рублей, то по бюджету на нынешний год «сокращение различий» обойдется в 12 млрд рублей. Львиная доля этих средств потечет на Кавказ: на «восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» в этом году предусмотрено 11,85 млрд рублей.
На втором месте оказалась Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития: вместо прошлогодних 1,19 млрд рублей она получит 6,05 млрд. Это ведомство до сих пор было практически незаметным на российском информационном поле. Между тем на него возложены такие важные функции, как контроль качества оказываемых населению медицинских услуг, производства и распространения лекарств, выдача лицензий на медицинскую и фармацевтическую деятельность. И ни для кого не секрет, что положение дел в этих сферах оставляет желать лучшего.
По понятным причинам многократно возрастет финансирование ЦИК: 12,5 млрд рублей против 2,9 млрд в прошлом году. На проведение выборов в Госдуму в бюджете-2007 предусмотрено 4,33 млрд рублей. Идет подготовка и к президентским выборам: по этой статье в главном финансовом документе страны предусмотрено 5,1 млрд рублей. А на государственную автоматизированную информационную систему «Выборы», повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов – 1,88 млрд.
Замыкают список лидеров Минпромэнерго и Минкультуры. В ведомстве Виктора Христенко рост расходов произошел в основном за счет увеличения государственных взносов в уставные капиталы с 3 млрд до 36 млрд рублей. Из этой суммы большая часть (30 млрд рублей) поступит в распоряжение структур РАО «ЕЭС России». Что касается культуры, то, учитывая ее многолетнее недофинансирование, резкий рост ассигнований не вызывает удивления.
Здоровый рост. Расходы на здравоохранение по темпам роста отстают только от расходов на национальную экономику. Хотя при этом их доля в бюджете на 2007 год должна достигнуть всего 3,3%. По сравнению с прошлым годом объем средств номинально вырастет на 38,4%, в то время как совокупные расходы бюджета – лишь на 28%. Это объясняется ростом социальных обязательств государства. Так, только на реализацию нацпроекта «Здоровье» в бюджете предусмотрено 107,74 млрд рублей. Значительная часть расходов на здравоохранение пройдет через систему обязательного медицинского страхования: трансферт ФОМС предусмотрен в размере почти 39 млрд рублей.
После прошлогодних коррупционных скандалов обращает на себя внимание такая статья, как дотации на «мероприятия по повышению прозрачности финансовых механизмов» в системе ОМС. На них, а также на другие меры по повышению эффективности (например, внедрение стимулирующих механизмов оплаты труда медперсонала) рассчитаны пилотные проекты в 10 субъектах Федерации. Они обойдутся бюджету в 4 млрд рублей.
В бюджете на 2007 год есть и другие статьи, по которым финансирование растет не просто опережающими, а прямо-таки ударными темпами. Например, суммы, предусмотренные на миграционную политику, увеличились почти в два с лишним раза по сравнению с прошлым годом – с 6,7 млрд до почти 15,5 млрд рублей. Власти твердо решили разобраться с гастарбайтерами, в связи с чем у ФМС должно прибавиться и работы, и денег. Ведь в составе службы появятся специальные силовые подразделения по борьбе с незаконной миграцией.
На хлеб насущный. Любопытна динамика расходов на сельское хозяйство. На него выделено 88 млрд рублей, то есть всего на 12% больше суммы предыдущего года. При прогнозируемой инфляции в 6,5–8% это означает весьма скромный рост. А доля сельского хозяйства в суммарных расходах бюджета вообще сократится с 2,1 до 1,85% (в 2005 году – 1,5%).
Тем не менее в 2007 году существенно вырастут субсидии сектору – как федеральные (на 41%), так и перечисляемые в регионы в форме межбюджетных трансфертов (на 21%). На последние приходится примерно две трети бюджетных сумм, выделяемых АПК. Эти средства идут на уже ставшие традиционными программы: субсидирование процентной ставки по кредитам, поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства льна и конопли. В значительной мере рост субсидий вызван увеличением финансирования нацпроекта «АПК России» с 21,9 до 23,4 млрд рублей. Так, например, в этом году Россельхозбанк получит 3,7 млрд рублей для субсидирования процентных ставок мелким производителям, 4,5 млрд рублей на поддержку их кооперативов и 1,2 млрд рублей на проведение пилотных проектов по земельной ипотеке.
Впрочем, как подсчитали эксперты Института экономики переходного периода (ИЭПП), сегодня федеральная доля в объеме аграрной поддержки опустилась до 25% – самого низкого исторического уровня, отмеченного в 1998 году. Это приводит к частичному перемещению производства в регионы с профицитными бюджетами, но при этом с низким аграрным потенциалом. А это значит, что ресурсы используются неоптимально. Кроме того, смещение основного источника поддержки АПК в регионы ведет к усилению прямых и скрытых торговых войн между ними, к разрыву единого рыночного пространства. Бюджет 2007 года в этом смысле ничего не меняет в лучшую сторону.
Помимо прочего резко возрастают расходы на проведение зерновых интервенций: в 2007 году планируется более чем девятикратное их увеличение. Государство поддержало цены на внутреннем рынке в 2004 -м и 2005 году, когда они упали из-за относительно высокого урожая, из-за чего резко снизилась рентабельность сельхозпроизводителей. По мнению специалистов ИЭПП, эту практику однозначно эффективной назвать нельзя. Ведь до сих пор не решен вопрос об использовании уже накопленных за предыдущие годы запасов зерна. Более того, урожай 2006 года не требовал интервенций, а прогнозы на 2007 год не предвещают обвала внутренних цен. Наконец, в качестве одной из основных задач аграрного нацпроекта заявлено ускоренное развитие животноводства. Это должно подстегнуть спрос на кормовое зерно и отчасти уберечь сельхозпроизводителей от резкого падения цен.
С кем воюем? Расходы на национальную оборону, хоть и росли не самыми высокими темпами, по-прежнему остаются одной из наиболее весомых статей бюджета. Она обойдется стране в 822 млрд рублей, или примерно 15% федерального бюджета. По сравнению с прошлым годом оборона «подорожает» на 13,2%, а доля затрат на нее в ВВП вырастет незначительно. В них, как поясняют в Минфине, учтено «значительное» повышение денежного довольствия военнослужащим – на 10% с 1 января и на 15% – с 1 декабря 2007 года. В целом же расходы на вооруженные силы (ВС) составят 595 млрд рублей и в реальном выражении вырастут на 8,8%. Больше повезло тем, кто занимается прикладными научными исследованиями для оборонки – они должны получить на 18,2% больше, чем в прошлом году. А подраздел «другие вопросы в области национальной обороны» заберет из бюджета 79,2 млрд рублей – на 47,3% больше, чем в 2006-м. При этом, по мнению экспертов ИЭПП, связь этих расходов с боеспособностью ВС даже в среднесрочной перспективе отчетливо не просматривается, а возможности их проконтролировать невелики.
Любопытно, что даже в финансировании научных исследований сохраняется приоритет оборонных НИОКР. Расходы на них в этом году вырастут почти в полтора раза и составят 120,5 млрд рублей. А вот на научные изыскания в области здравоохранения и охраны окружающей среды запланированы скорее символические суммы – соответственно 3,1 млрд и 200 млн рублей. Главными распорядителями средств на гражданские НИОКР остаются РАН, Роснаука, РАМН, Рособразование. Как отмечают в ИЭПП, внимания заслуживает тот факт, что государственные научные фонды остаются структурами, наиболее эффективно тратящими бюджетные средства. Например, РАН, которой предусмотрено более четверти ассигнований на гражданскую науку, планирует потратить на содержание центрального аппарата только 3,1% причитающихся средств.
Есть что скрывать. Что однозначно не вызывает оптимизма, так это рост засекреченной части расходов. Если, по расчетам ИЭПП, в 2003 году она доходила до 9,5%, то в 2007 году – уже до 12,2%. В абсолютных цифрах «закрытые» траты выросли почти в три раза – с 225,34 млрд до 666,12 млрд рублей. Наиболее «таинственными» стали расходы на национальную оборону, где за пять лет доля секретных статей выросла с 36,2 до 45,6%, и на безопасность и правоохранительную деятельность (с 22,4 до 31,3%). Секреты есть даже в социальных разделах. В этом году на цели, известные только посвященным, будут потрачены 4,7% средств на ЖКХ, 2,5% – на образование, 0,2% – на культуру, кино и СМИ, 3,3% – на здравоохранение и спорт. Плюс 0,2% – на межбюджетные трансферты, здесь «секреты» вообще появились впервые. Как утверждают в Минфине, все связано с изменением структуры бюджета. И очевидно, что составителей документа не пугает простор, открывающийся для коррупции.
Рейтинг наращивания бюджетных расходовГосударственный органРасходы, млрд руб.Прирост, %
20062007
1Минрегионразвития2,1412,62489,7
2Служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития1,196,05408,4
3ЦИК2,9112,52330,2
4Минпромэнерго21,5055,10156,2
5Министерство культуры0,862,06139,5
6Федеральное агентство связи5,9713,91133,0
7Федеральная служба по тарифам0,180,38111,1
8Федеральное агентство по строительству и ЖКХ50,2099,6098,5
9Федеральное агентство по атомной энергии20,2039,0493,1
10Федеральное агентство воздушного транспорта 13,4024,1079,7
11Служба внешней разведки0,931,6678,5
12Минздравсоцразвития12,2021,6877,7
13Федеральная антимонопольная служба0,530,9375,5
14Минэкономразвития81,80141,4072,9
15Росстрахнадзор0,150,2566,7
16Федеральная налоговая служба61,6099,1060,9
17Федеральная таможенная служба35,9056,5757,8
18Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям16,3025,4656,7
19Федеральное агентство по образованию132,00206,2056,2
20Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору6,179,5755,1
21Управление делами президента25,4039,1053,9
22Федеральная служба судебных приставов14,4022,1353,8
23Федеральное агентство по физической культуре и спорту10,1015,2950,9
24Федеральная миграционная служба7,2610,9050,1
25Федеральное агентство по туризму0,610,9149,2
26Министерство юстиции2,103,1148,1
27Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости12,2017,9747,8
28Федеральное агентство по науке и инновациям11,2016,4346,8
29Федеральное агентство по управлению ОЭЗ8,1711,8144,6
30Федеральное медико-биологическое агентство7,3110,4643,1
31Федеральное агентство по здравоохранению и соцразвитию93,90132,1040,7
32Министерство по чрезвычайным ситуациям32,7045,7539,9
33Федеральное агентство железнодорожного транспорта 11,4015,7839,0
34Федеральное агентство по рыболовству5,908,1838,6
35Федеральное агентство по промышленности35,1048,0236,8
36Росприроднадзор2,273,0634,8
37Высший арбитражный суд9,5712,8133,9
38Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки0,090,1233,3
39Федеральная служба по оборонному заказу0,180,2433,3
40Судебный департамент при Верховном суде54,4071,1330,8
41Министерство сельского хозяйства52,5068,4130,4
42Российская академия образования0,330,4330,3
43Министерство иностранных дел15,4019,8529,1
44Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору3,794,8528,0
45Федеральная служба по надзору в сфере транспорта1,902,4026,3
46Федеральное дорожное агентство126,00158,1025,2
47Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды5,606,9924,8
48Федеральное агентство по культуре и кинематографии33,1041,3024,8
49Российская академия наук18,4022,9024,7
50Роспотребнадзор12,1015,0324,2
51Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере1,081,3424,1
52Федеральное казначейство23,2028,5723,1
53Федеральная регистрационная служба15,8019,1021,3
54Генеральная прокуратура31,5038,1921,2
55Федеральное агентство по недропользованию17,5021,0620,3
56Федеральная служба финансово-бюджетного надзора1,661,9919,9
57Министерство связи0,460,5519,6
58Федеральное агентство по госрезервам4,685,5418,4
59Федеральная служба исполнения наказаний86,10101,7218,2
60Министерство обороны475,00560,9018,1
61Министерство внутренних дел241,00284,2018,0
62Министерство финансов1543,001821,0018,0
63Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков11,9013,8116,2
64Государственная фельдъегерская служба1,571,8014,7
65Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам1,121,2814,3
66Государственная дума4,124,6813,6
67Служба по надзору в сфере связи2,102,3712,9
68Счетная палата1,481,6712,8
69Федеральное агентство лесного хозяйства13,7015,412,2
70Верховный суд1,531,7111,8
71Федеральное агентство по энергетике12,1013,4511,0
72Совет Федерации2,162,3810,2
73Федеральная служба по труду и занятости36,5040,1510,1
74Министерство природных ресурсов1,912,099,4
75Конституционный суд0,580,638,6
76Федеральное агентство морского и речного транспорта18,3019,838,3
77Агентство водных ресурсов10,7011,57,6
78Федеральная служба безопасности13,9014,605,3
79Федеральное космическое агентство31,8032,993,7
80Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом2,882,973,1
81Федеральное архивное агентство1,021,042,0
82Федеральное агентство специального строительства1,861,891,6
Источник: Минфин
Рост расходов по функциямСтатьиСумма расходов, млрд руб.Рост с учетом инфляции, %, 2006 г.
Национальная экономика497,234,4
Здравоохранение206,426,9
Образование277,926,4
ЖКХ53,025,1
Культура67,821,3
Общегосударственные вопросы808,216,0
Национальная оборона82213,2
Национальная безопасность662,912,2
Социальная политика215,6–3,6
Всего5463,517,3
Журнал «Финанс.» №3 (189) 22-28 января 2007 — Экономика
Марта Маковецкая
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.