Полмиллиона без государства

Если быть точным, то заявления о переводе пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ подали 597,2 тыс. человек. В ПФР тем временем поступили уведомления от 70 фондов о заключении 526,7 тыс. новых договоров обязательного пенсионного страхования. Цифры продолжают уточняться, но уже ясно, что свои «негосударственные» предпочтения проявили как минимум вдвое больше россиян, чем в прошлом году. С учетом того, что НПФ еще не успели продемонстрировать первые результаты работы в системе обязательного пенсионного страхования, это впечатляющая динамика.

Чем же объясняется успех? По мнению исполнительного директора Национального НПФ Людмилы Гавриловой, нынешние показатели вполне закономерны и не должны удивлять. Во-первых, в 2005 году граждане получили гораздо больше времени на принятие обдуманного решения, чем в 2004-м. Прошлая кампания оказалась скомканной. Хотя о том, что негосударственные фонды входят в систему обязательного пенсионного страхования, было известно задолго до «дэдлайна», то есть до 1 октября 2004 года, налоговые последствия этого шага вовремя не просчитали. Процесс внесения поправок в Налоговый кодекс, которые освобождали НПФ от уплаты налога на прибыль со средств, переводимых на их счета из ПФР, затянулся вплоть до декабря. Но кое-что отыграть удалось, и более четверти миллиона заключенных договоров в таких условиях — скорее победа, чем поражение.

Анализ динамики поступления в ПФР заявлений от граждан обнаруживает одну примечательную особенность россиян — они стараются откладывать принятие решения как можно дольше. Во всяком случае, в 2004 и 2005 годах большая часть заявлений поступила в последние недели установленных сроков, лишь в 2003-м основная их масса более или менее ровно распределилась между двумя месяцами. Хотя, возможно, дело не в менталитете. Если первая кампания по рассылке «писем счастья» не слишком интересовала работодателя, то вторая, когда в систему включили НПФ, удостоилась их пристального внимания. Ведь не секрет, что многие крупные предприятия имеют кэптивные пенсионные фонды. Возможно, именно организационные усилия менеджеров компаний позволили в 2004 году буквально за три недели мобилизовать первых застрахованных на переход в НПФ.

То, что корпоративно-административный ресурс действует, отрицать сложно. В минувшем году 606,7 тыс. заявлений (83,3% от их общего количества) поступили в ПФР через организации, с которыми он заключил соглашения о взаимном удостоверении подписей. Более половины таких организаций — предприятия-работодатели. Однако переоценивать воздействие данного фактора не стоит. По словам Людмилы Гавриловой, жесткое давление на подчиненных встречается все реже, а административный ресурс применительно к системе пенсионного накопления, как правило, не выходит за рамки рекомендаций. Работодатель может открыть ворота своего предприятия для представителей какого-то одного или нескольких НПФ, которых он знает, разрешить им рекламировать свои услуги, «вращаться» в коллективе. Но выбор все равно остается за работниками. «Действительно, сегодня по числу застрахованных лидируют фонды, учрежденные крупными корпорациями, а большая часть заявлений поступила от работников входящих в них предприятий», — признает заместитель начальника правового управления НПФ электроэнергетики Мария Размустова. По ее словам, корпоративным фондам было проще продвигать свои услуги, рассказывать о себе и о пенсионной реформе, работая непосредственно в коллективах. «Прямая реклама по телевизору или на уличных растяжках менее эффективна, ведь сегодня далеко не все знают даже то, как расшифровывается аббревиатура НПФ. К тому же работнику, пожелавшему перевести пенсионные накопления в НПФ, гораздо проще сделать это через своего работодателя, чем проходить сложную бюрократическую процедуру самостоятельно»,- полагает Мария Размустова.

Людмила Гаврилова не сомневается, что в большинстве своем россияне вполне осознанно выбирают НПФ. «Хотя судить об успехах фондов на поприще обязательного пенсионного страхования еще рано, данные за 2005 год появятся только в течение ближайшего месяца, результаты их работы по дополнительному пенсионному обеспечению можно проследить за несколько лет. И нередко они впечатляют», — отмечает Людмила Гаврилова. Сегодня основная задача негосударственных фондов — объяснить потенциальным клиентам свои преимущества перед ПФР. Главное из них заключается в том, что отношения между застрахованными и НПФ выстраиваются на основе договора. У негосударственного фонда существует прямая заинтересованность в финансовом результате. Управляющая компания (УК) отчитывается перед ним не только «по бумагам», но и «глаза в глаза». Если она, к примеру, два квартала подряд показывает неприемлемый уровень доходности, НПФ скорее всего откажется от ее услуг и наймет нового управляющего. ПФР же не станет менять УК, как бы плохо она ни сработала, это право дается только застрахованному. Однако воспользоваться им он может лишь раз в год.

Журнал «Финанс.» №4 (141) 30 января — 5 февраля 2006 — Пенсионный капитал
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.