Первичный этап становления рынка факторинга завершен. Созданы технологии, систематизированы и «зарегламентированы» процедуры, накоплена статистика и оценены риски. Таким образом, стихийный бурный рост рынка сменился стабилизацией. И именно на таком этапе развития любой отрасли приходят стратегические инвесторы.
Сотрудничество владельцев капитала с факторинговыми компаниями (ФК) может принимать самую разнообразную форму – начиная от фондирования операций и заканчивая приобретением доли в ФК. Инвестиции в факторинговый бизнес можно условно разделить на две большие группы: заемные операции и долевое участие.
Факторинговые компании, аффилированные с банками, разумеется, привлекают средства у них. Примеры сотрудничества независимых друг от друга ФК и кредитных организаций пока редки. Так, НФК работает в партнерстве с Внешторгбанком. Такая форма сотрудничества выгодна для обеих сторон. Кредитная организация размещает свободные средства на привлекательных для себя условиях, а собственным клиентам, заинтересованным в факторинговом обслуживании, рекомендует обратиться к фактору-партнеру.
В последнее время многие ФК открыто заявляют о своем намерении привлекать средства на открытом рынке. Так, в 2006 году НФК и «Еврокоммерц» разместили по открытой подписке облигации на одинаковую сумму – по 1 млрд рублей. Привлеченные средства были направлены на развитие бизнеса, в том числе и на выплату финансирования в рамках факторинговых операций. Кроме того, в июне ФК «Еврокоммерц» разместила облигационный заем на 3 млрд рублей. Однако позволить себе подобные выпуски могут далеко не все финансовые агенты.
Перспективы. Правило Парето, названное так в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето, обобщает следующую эмпирическую закономерность: 20% ресурсов обеспечивают 80% результата. В приложении к факторинговому бизнесу это звучит так: 20% факторов обеспечивают 80% всего оборота соответствующего рынка. Согласно подсчетам банка «Система», к 2010 году объем рынка факторинга составит 1,340 млрд рублей, а на нем будет работать 80 активных факторов. Тогда на 15–16 компаний – лидеров рынка? – будет приходиться оборот, эквивалентный приблизительно $41 млрд. То есть средний годовой оборот на одного фактора из числа лидеров рынка составит $2,6 –2,7 млрд. Соответственно, инвестиции, вкладываемые в столь перспективную отрасль, в среднесрочном периоде – через 2–3 года – могут принести ощутимую отдачу.
Препятствия. Однако при этом возникает ряд сложностей. Первая проблема – существует пока еще небольшое количество удачно реализованных проектов по созданию ФК, что не позволяет потенциальным инвесторам детально оценить все интересующие их аспекты бизнеса. Основной объем факторинговых операций все еще производят банки. Но в их структурах очень сложно сформировать пакет с полным спектром факторинговых услуг. Это, в свою очередь, не позволяет выстроить четкую и прозрачную систему ценообразования, аналогичную западным моделям. Кроме того, в рамках банка практически невозможно справедливо оценить капитализацию факторингового бизнеса. В результате падает его инвестиционная привлекательность.
В то же время у факторинга есть множество аспектов, которые делают его не банковским, а коммерческим продуктом. В общепринятой мировой практике факторинговые операции осуществляются специализированными компаниями, которые, однако, в большинстве случаев аффилированны с банковскими или финансово-промышленными группами.
Еще одно препятствие для привлечения инвестиций – нехватка квалифицированных кадров. В большей степени отрасли нужны менеджеры, способные создать прибыльный бизнес, подготовить всю необходимую для этого инфраструктуру и одновременно проводить правильное позиционирование компании на рынке.
Конечно, почти все описанные проблемы преодолимы. Доказательством этому служит постепенно увеличивающийся объем инвестиций в факторинг, причем в основном за счет участия в капитале.
Прецеденты прямых инвестиций в бизнес, когда крупные финансовые институты (инвестиционные компании, финансово-промышленные группы или банковские организации) покупали долю в крупных российских ФК, уже имеются – «Еврокоммерц» и инвестиционный фонд Russia New Growth Fund.
Сделай сам. Самые доступные варианты выхода на факторинговый рынок – покупка (или приобретение доли) уже существующей ФК, либо создание новой ФК. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Главное достоинство приобретения уже работающей структуры – сформированный клиентский портфель. Готовая компания обладает командой специалистов, что является основным «производственным» капиталом. Но у такого варианта есть и свои недостатки. Прежде всего, принятая идеология бизнеса и невозможность безболезненной смены стратегии развития. Кроме того, достаточно трудно кардинально изменить программное обеспечение, используемое работающим на рынке фактором. Он ориентирован на обслуживание определенных групп клиентов, у него сложился имидж на рынке. Изменение этих параметров требует значительных финансовых и временных затрат. Мало того, действующий факторинговый бизнес к моменту его покупки имеет объем капитализации, складывающейся не только из стоимости кредитного портфеля, но и программного обеспечения, деловой репутации, инфраструктуры. В случае желания инвестора значительно изменить эти параметры, он будет переплачивать, приобретая не нужные ему активы. Поэтому перед покупкой ФК необходимо предварительно провести тщательную ее оценку, чтобы определить реальную стоимость всех активов компании.
Аналитики склонны считать, что гораздо более широкие перспективы могут открыться при создании ФК с нуля. В таком случае можно сразу начать формирование эффективно действующей компании, вся инфраструктура которой будет ориентирована на избранную стратегию. Правда, это очень капиталоемкий бизнес, требующий инвестиций в $3–4 млрд. Купить готовую ФК можно за $200 млн.
ПРОБЛЕМЫ: Порог развития
Оборачиваемость финансирования в факторинге сложно спрогнозировать заранее – много рисков.
Поэтому специализированные компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг не основной бизнес, риски ликвидности практически незаметны и легко покрываются собственными активами. Кроме того, факторинг сегодня является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских финансовых институтов в избытке. Поэтому для многих некрупных банков факторинг – стратегически важное направление. Особенно это стало понятно после кризиса рынка межбанковского кредитования летом 2004 года, после которого многие финансовые институты увидели в факторинге альтернативу межбанку. Однако, по мнению специалистов, банковский факторинг имеет порог развития. Наступает момент, когда доступных финансовых ресурсов уже не хватает. Пускать львиную долю дохода только на финансирование под уступку денежного требования кредитная организация не может, поэтому логично выделить этот бизнес в отдельную компанию. Ей проще и дешевле привлекать заемные средства, чем банкам, что, в свою очередь, делает услуги ФК более привлекательными для клиентов.
Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Инвестиции
Сергей Бабичев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.