Понаблюдав за рекламными потугами страховщиков в ходе очередной кампании по перезаключению договоров ОСАГО, Росстрахнадзор еще в декабре направил ряду операторов рынка предписания об устранении нарушений закона. Чиновников смутили посулы скидок и подарков, которыми изобиловали разного рода специальные «автогражданские» предложения. Вскоре собственное расследование инициировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Разбирательство обещало быть громким, ведь в списке «подследственных» оказались 11 компаний, в том числе такие именитые, как «Ингосстрах», «Макс», Московская страховая компания (МСК), «Ресо-гарантия», «Россгосстрах-столица», «Спасские ворота». В итоге к 13 июля в отношении восьми страховщиков дело было прекращено. Вместе с тем три крупные компании — «Макс», МСК, «Росгосстрах-столица» — получили предписание ФАС, согласно которому они должны вернуть в федеральный бюджет незаконно заработанную прибыль.
Оправдания. «Ф.» обратился за разъяснениями в компании, признанные нарушителями, а заодно запросил официальные документы ФАС. Их сопоставление не оставляет сомнений: операторы и регуляторы рынка по-разному понимают законодательство.
Согласно букве закона, тарифы на ОСАГО устанавливаются государством, и ни о какой ценовой конкуренции на «автогражданском» рынке не может быть и речи. Этот очевидный факт никто не отрицает. Споры вызывает само определение ценовой конкуренции. Продавая полисы ОСАГО, страховщики не меняли заданные «сверху» тарифы. Более того, некоторые компании апеллируют к тому, что в их рекламных материалах говорилось о скидках на добровольные виды. «Речь шла о баннере, размещенном на улице Борисовские пруды в Москве в период с 1 ноября 2005 года по 27 февраля 2006-го, — поясняют суть претензий в компании «Макс». — Указанная на баннере информация «скидки до 20%» подразумевала их предоставление по договорам каско. Но на баннере были указаны и другие страховые продукты, в том числе ОСАГО, что и привело к предписанию ФАС».
Впрочем, чиновников больше интересовали не скидки, а материальные ценности, которые страховщики предлагали в качестве бесплатного приложения к «автогражданке». Так, например, МСК дополнительно к полису ОСАГО обещала талоны на 20 литров бензина Аи-95 и услугу «бесплатный эвакуатор». «Росгосстрах-столица» в ходе акции «Купи полис — получи подарок!» раздавала клиентам сертификаты магазинов бытовой техники, карты оплаты мобильной связи, гарнитуры blue tooth, парковочные радары. «Рекламная кампания преследовала исключительно маркетинговые цели: мы планировали переориентировать страхователей с агентских продаж на офисные и таким образом снизить расходы на ведение дела, — излагает позицию компании заместитель руководителя департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков. — Я подчеркиваю, что мы не предлагали скидок, прекрасно понимая, что это запрещено законом». По его словам, первый рекламный щит действительно был посвящен ОСАГО, но программа распространялась и на другие виды страхования, в частности на каско. «Мы незамедлительно выполнили декабрьское предписание ФССН свернуть рекламную акцию, и через некоторое время было распространено заявление регулятора о том, что у него нет к нам претензий. Но ФАС тем не менее заявила о продолжении расследования. На днях мы получили соответствующее предписание», — рассказывает Андрей Бирюков. Представители компаний особо подчеркивают, что подарки не покрывались премией, полученной от продажи полисов ОСАГО, а приобретались на средства рекламного бюджета. «Акция нашей компании проводилась исходя из общего рекламного бюджета, сформированного в начале года за счет доходов от всех видов страхования и инвестиционной деятельности, — свидетельствует заместитель гендиректора МСК Александр Федонкин. — Прибыль от операций по ОСАГО была практически не задействована с учетом высокой убыточности. Поэтому мы не видим в нашей рекламной программе нарушения закона. Несмотря на это, мы согласились со всеми претензиями Росстрахнадзора и выполнили предписание прекратить акцию в установленные законом сроки».
Однако представители ФАС настаивают на том, что вне зависимости от того, на какие средства закупаются подарки, они влияют на окончательную стоимость услуги, а значит, нарушение закона налицо. «Скидки предоставлялись в форме льготных цен на покупку бензина, на мобильную связь и другие бонусы. При этом их стоимость могла составлять до 50% от цены полиса, — констатирует заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. — Ценовая конкуренция на рынке ОСАГО противоречит законодательству РФ».
Спорные санкции. Большинство компаний заявили о готовности выполнить требования ФАС, в том числе финансовые, в установленный срок (до 7 августа). На момент написания материала в правомерности размера санкций (около 4,5 млн рублей) сомневалась «Росгосстрах-столица». «Прежде чем говорить о каких-либо дальнейших действиях, мы должны проверить правильность расчета начисленного штрафа — сейчас этим занимаются наши экономисты. Согласитесь, это логично, когда речь идет о такой сумме», — отметил Андрей Бирюков. ФАС определяет «незаконную премию» как совокупный финансовый результат от всех операций, проведенных с нарушением законодательства. Обосновывая систему оценки, ФАС представила «Ф.» письмо Минфина от 30 декабря 2002 года, согласно которому определить финансовый результат по каждому договору в отдельности невозможно, но условно его можно рассчитывать «как долю в финансовом результате по виду страхования в целом пропорционально отношению суммарной страховой премии по виду к страховой премии по договору».
Взгляд изнутри. Строгие меры находят поддержку не только в законах и официальных документах Минфина, но и у профобъединения. Как сообщил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Козлов, сегодня РСА разрабатывает проект правил продвижения услуг на рынке ОСАГО, которые строго запрещают какие-либо подарки к полисам. «Все, что связано с дисконтными картами на бензин, со скидками на сами полисы, в проекте наших правил находится под запретом. Мы пошли по более жесткому пути: даже то, что компания делает за счет собственных средств, недопустимо в рекламе в связке с ОСАГО», — рассказывает Владимир Козлов. По его словам, проект правил готов «на 90%», идет согласование отдельных положений, и к концу лета документ должен быть утвержден. Запрет на подарки и дополнительные услуги мотивирован тем, что они нарушают заложенный в законе принцип публичности договора «автогражданки». «Согласно ему, условия полиса и порядок расчета его стоимости едины на всей территории России для всех граждан. Если компания, не важно за счет каких средств, начинает предоставлять подарки, скидки, дополнительные услуги, то она нарушает принцип публичности и единства условий страхования. Одни оказываются в более выгодной ситуации, чем другие», — отмечает Владимир Козлов. Кстати, в отношении предоставления «профильных» услуг ФАС занимает более мягкую позицию. Так, по мнению Андрея Кашеварова, в некоторых случаях дополнительные услуги могут быть квалифицированы как допустимая качественная конкуренция. «Все, что создает максимум удобств для страхователя, например организация выезда аварийного комиссара на место ДТП, — это качественная конкуренция, и она возможна», — полагает Андрей Кашеваров.
Проблема недобросовестной конкуренции на рынке ОСАГО выходит за рамки расследования ФАС. Как отмечают сами страховщики, на рынке можно встретить вопиющие случаи прямого занижения тарифной ставки, незаконного завышения комиссионных сборов и недобросовестной рекламы, когда предусмотренные законом понижающие коэффициенты по системе бонус-малус преподносятся как скидка от компании. Как свидетельствуют операторы рынка, в роли злостных нарушителей зачастую выступают страховые брокеры и уследить за ними сложно. «Комиссия может достигать 20-25, иногда даже 50% для низкоубыточных транзитных машин, причем это может быть замаскировано под консалтинговые услуги или выплачено в конверте. Что выгодно как посреднику, который получает сверхприбыли, так и его партнеру, захватывающему рынок за счет демпинга», — отмечает Александр Федонкин. Контроль над брокерской деятельностью пока ведется главным образом в рамках РСА, составляющего реестр недобросовестных посредников. Вместе с тем представители союза неоднократно заявляли о том, что полученная информация будет передаваться в соответствующие властные органы. Вероятно, страховой рынок ожидает еще не одно громкое расследование по ОСАГО.
i
ПОД НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ закон подразумевает действия, направленные на получение преимущества на рынке, которые противоречат законодательству и обычаям делового оборота и причиняют убытки конкурентам либо ущерб их деловой репутации.
Почему нельзя дарить подарки
Специалисты ФАС провели анализ законодательства, позволяющий квалифицировать «подарочные» акции страховщиков как незаконные. Прежде всего антимонопольное ведомство ссылается на положения Гражданского кодекса (ГК), допускающие установление цен и тарифов государством, и нормы закона об ОСАГО, которые наделяют этим правом правительство. Более того, в статье 9 «автогражданского» закона прямо указывается, что тарифы обязательны для применения страховщиками и компании не вправе применять ставки и коэффициенты, отличные от санкционированных государством.
Кроме того, чиновники ФАС цитируют письмо Минфина от 15 сентября 2005 года, согласно которому при предоставлении продавцом премии (подарка) покупателю без изменения цены (тарифа) единицы товара продавец пересматривает сумму задолженности покупателя по договору. Такая скидка на основании статей 572 и 574 ГК рассматривается как «освобождение от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем» (цитата приводится по определению ФАС в отношении одной из компаний).
Все упомянутые документы в совокупности позволили антимонополистам сделать вывод о том, что страховые организации, освобождая покупателя полиса ОСАГО от обязанности оплатить «подарки», взимают тариф, отличный от страхового, установленного постановлением правительства. ФАС резюмирует: «Действия страховых организаций по предоставлению скидок при продаже полисов ОСАГО содержат признаки недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 15 закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 — 23 июля 2006 — Страхование
Ольга Кобак
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.