МИХАИЛ КАСЬЯНОВ, премьер-министр России, нехорошо поступил с китайскими товарищами. В 2000 году он пообещал им, что в 2005 году Китай начнет получать нефть по новому трубопроводу, однако из-за российской неторопливости этого сделано не будет.
На переговорах в Китае Михаил Касьянов сказал, что «в ближайшее время Россия определится с вариантом маршрута строительства нефтепровода». Однако «ближайшим» это время назвать нельзя уже сейчас. Утверждение маршрута может затянуться до следующего лета. Премьер сказал, что варианты маршрута нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин будут дорабатываться в течение 3-4 месяцев. Затем их ждет «экологическая экспертиза», недавно забраковавшая проекты. Потом — опять, возможно, какие-то проблемы. В результате нефтепровод хоть и будет построен, но с большим и никому не выгодным опозданием.
Китаю оно невыгодно, поскольку он хочет иметь гарантии поставок энергоносителей, а России — поскольку в ближайшее время ей будет попросту некуда девать нефть, добычу которой нефтяные компании готовы резко увеличить. Уже в 2005 году избыток грозит превысить 20 млн тонн. Цифра соответствует начальному годовому уровню поставок в Китай через планирующийся нефтепровод.
Эти обстоятельства вдобавок к обещаниям на межправительственном уровне должны были подстегнуть Михаила Касьянова быстро найти приемлемое решение. В том числе и подстегнуть процесс через президента Владимира Путина. Специалисты Минприроды еще на начальной стадии разработки проектов могли объяснить разработчикам — «Транснефти» и «ЮКОСу», что неприемлемо с экологической точки зрения. Однако проект отодвинули, в том числе из-за июльской атаки на «ЮКОС».
Михаилу Касьянову не осталось ничего другого, как порадоваться росту российско-китайского товарооборота в 2003 году до $14 млрд и внутренней активностью перекрыть провалы внешней.
Премьер произвел целый ряд назначений в аппарате правительства. Эти назначения продемонстрировали, что аппарат — это единственная правительственная структура, которую премьер контролирует в полной мере. Заместителями руководителя аппарата назначены Михаил Копейкин и Андрей Кигим, однако для финансовой сферы важнее, что в составе аппарата образован новый департамент финансовых рынков и имущественных отношений. Его главой назначен бывший первый заместитель председателя ФКЦБ Владимир Миловидов.
По традиционным понятиям такое назначение следует считать понижением, поскольку первый заместитель главы ведомства со статусом выше простого министерства (председатель ФКЦБ назначается президентом), надо полагать, выше, чем руководитель департамента, то есть отдела в «техническом» аппарате. Но в данном случае это не так. Во-первых, Владимир Миловидов может занять пустующую сейчас нишу координатора финансовых регуляторов — ЦБ, ФКЦБ, Министерства финансов, МАП, Инспекции НПФ при Минтруде и способствовать разумному перераспределению полномочий между ними. Во-вторых, работа по «разруливанию» достаточно спорных скандалов между ФКЦБ и субъектами финансового рынка («Паллада Эссет Менеджмент», РТС, НАУФОР и др.) вряд ли устраивала человека, который еще в далеком 1996 году написал первую в России книгу про паевые инвестиционные фонды. Причем сам.
Однако приобретением опытного советника Михаил Касьянов не сможет нейтрализовать свой китайский провал. l
Журнал «Финанс.» № 29 (29 сентябрь — 5 октябрь 2003) — Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.