Деньги в воду

Специалисты советуют строить лодки на заказ: в этом случае каждая деталь на борту будет дарить удовольствие, украшать отдых. Изготовление может занимать от нескольких месяцев до двух с половиной лет. Чем крупнее компания и масштабнее яхта, тем больше времени потребуется на строительство. «Заказ лучше всего размещать в конце лета — начале осени, чтобы на следующий год получить готовый товар к открытию навигации», — говорит специалист отдела продаж компании Prestige Yachts Антон Павлович.

Размер имеет значение. Стоимость яхты или катера зависит в первую очередь от размера. Суда длиной до 11,5 метра с одной каютой или без нее относят обычно к разряду катеров. Они стоят, как правило, не больше $400 тыс. Если вы не собираетесь ходить на дальние расстояния или устраивать банкеты с большим количеством приглашенных, этот вариант вам вполне подойдет. На постой такой лодки в яхт-клубе не придется тратить состояние — сумма зависит от длины судна, в Москве берут $1,5-5 за метр в сутки. А сделать для нее частный причал возле загородного дома, чтобы не платить клубу, проще и дешевле. Зимняя консервация (подъем с воды на неходовой сезон) небольшого катера обойдется владельцу $2-5 тыс. в зависимости от размера. Не потребуется и большой команды — хватит одного капитана, которому придется платить около $1 тыс. в месяц, — он будет управлять судном, следить за его техническим состоянием, выполнять необходимую уборку. Можно обойтись и без капитана, оформив право управления катером на себя, но специалисты делать этого не советуют. «Лучше, чтобы за штурвалом был профессионал — хотя бы первые два-три месяца. Он научит управлять лодкой, покажет ее особенности, с ним можно пройти основные пути, запомнить мели — это избавит от трат на ремонт лодки в будущем», — говорит гендиректор компании «Автодина-спорт» Денис Березкин.

Лидерами в области катеростроения считаются американцы и канадцы. Они производят около 40 тыс. лодок в год (для сравнения: во всей Европе их собирают не более 5 тыс.). Среди них множество самых разных катеров: для ловли рыбы, активного отдыха, однодневных путешествий, плаваний по океану. Одним из самых крупных американских производителей считается корпорация Genmar — их лодки размером от 5,5 до 22 метров, такие как Larson, Wellcraft, Glastron, Marquis, представляют самую большую разновидную группу и стоят в США от $30 тыс. до $1,7 млн. Чтобы получить российскую цену, к этой сумме нужно прибавить 40% таможенного сбора, затраты на транспорт и прочие расходы дилера, в итоге она будет примерно на 50-55% выше базовой. Катерами нередко называют самые маленькие модели американской компании Carver (это не совсем однозначно, так как обычно в этих лодках две и более кают со всеми удобствами) — судно размером около 10 метров обойдется вам в $260 тыс. Чуть дороже стоят модели европейских компаний — итальянский скоростной Primatist размером около 12 метров стоит 400 тыс. евро, небольшой катер английского производства можно приобрести немного дороже.

Для любителей гонок по воде выпускаются скоростные катера класса «формула». К ним относится, например, знаменитая Cigarette — длинная спортивная лодка, способная развить скорость до 150 км/ч. К среднему классу в отличие от всех вышеперечисленных ее отнести нельзя — в США такая стоит не менее $500 тыс.

Дом на воде. Яхта — товар классом повыше. В ней не менее двух кают, одна или несколько душевых кабин с туалетом, кухонный отсек. Словом, это настоящая плавучая квартира. И порой довольно просторная. Яхты бывают открытыми или флайбриджными — с дополнительной палубой или двумя, в этом случае на лодке два поста управления. Стоят они от $400 тыс. и выше в зависимости от размера, комплектации и брэнда.

Выбирая яхту, следует решить, что для вас наиболее важно: великолепный дизайн или самые высокие технические характеристики. Европейский рынок возглавляют итальянцы — у них самые дорогие лодки, оформленные наилучшим образом, дизайн они ставят во главу угла. Например, яхты Feretti, Azimut и Dominator относятся к элитному классу. Особенно это касается последнего: огромные лодки, даже в стандартной комплектации, отделанные и оборудованные по наивысшему разряду, размером от 19 до 35 метров могут стоить несколько миллионов евро. Корпус для всех моделей одинаковый, а вот внутреннее содержание можно выбрать по собственному вкусу.

По мнению российских продавцов элитных яхт, английские кораблестроители по праву считаются одними из самых профессиональных в мире. «Так сложилось исторически, кому же еще, как не жителям Туманного Альбиона, все знать о море и лодках? Здесь и современная система навигации, и очень хорошие ходовые качества», — говорит один из них. Стоимость английских яхт колеблется от $500 тыс. до нескольких миллионов долларов за самые лучшие модели компании Princess.

Яхты Carver отличаются от европейских огромным жизненным пространством внутри. С виду они не больше всех других, но внутри может в полный рост встать даже самый высокий человек. В отличие от итальянской манеры отделки салона американская более сдержанная, демократичная — все линии плавные, спокойные, преобладают мягкие натуральные материалы. Главное в таких лодках — максимальный комфорт. Небольшую яхту Carver c тремя каютами и двумя душевыми можно приобрести в Москве по цене от $450 тыс.

Если вы поклонник строгой европейской классики, но доверяете технике, произведенной в США, выбирайте Marquis — это детище двух крупных компаний, американской Carver и итальянской Dominator, — огромная лодка, вмещающая в себя около 100 квадратных метров жилого пространства, отделана со свойственным итальянцам шиком и оснащена лучшим американским оборудованием. В Москве ее можно приобрести за $1,4 млн.

Яхту содержать дороже, чем небольшой катер. Во-первых, больше денег придется потратить на постой и консервацию, во-вторых, на лодках длиной свыше 18 метров рекомендуется ходить с двумя капитанами, зарплата которых примерно в два раза выше, чем управляющих катерами, или с одним капитаном и его помощником, которые обойдутся в месяц примерно в $2 тыс. и $500 соответственно.

Больше лодок, хороших и разных. Мировая потребность в лодках, по словам специалистов, значительно превышает предложение. Спрос увеличивается, а клиенты с каждым годом становятся все более требовательными. Это касается и России: «Лодки у нас «вырастают» в среднем на три метра в год. Человек продает маленькое судно и покупает побольше — раз в сезон», — говорит Денис Березкин из «Автодина-cпорт». Таким образом в России формируется вторичный рынок яхт, на котором они стоят в среднем на 20% дешевле. Растет он за счет среднего класса — интересы покупателей лежат сейчас в ценовой плоскости $100-250 тыс. Уже сегодня можно говорить о том, что российские граждане с уровнем дохода около $3-5 тыс. в месяц могут позволить себе покупку подержанной яхты. Следует отметить, что лодки в большинстве своем находятся в отличном состоянии — нигде за ними так не ухаживают, как в России.

Сами производители стремятся удовлетворить потребности среднего класса, выпуская все больше моделей по доступной цене. Так, американскую девятиметровую лодку Fasering в хорошей комплектации можно купить за $230 тыс. — собирают эти судна в Казани, что позволяет сэкономить 40% на таможне. Десятиметровую яхту Wellcraft вы сможете приобрести за $165 тыс. Российская яхта Marlyn обойдется и того дешевле — всего в $36 тыс., специалисты хорошо отзываются о ходовых и навигационных качествах этой лодки, цена которой сравнима со стоимостью недорогой иномарки.

Выбирайте дизель. Инфраструктура в России развита недостаточно хорошо для того, чтобы обеспечить вам полный комфорт. Современные яхт-клубы, даже самые лучшие, не всегда оборудованы всем необходимым, не везде есть средства для спасения судов, вставших на мель или терпящих бедствие. Но самая крупная проблема российской яхтенной инфраструктуры — отсутствие качественного топлива. Заправок мало, а доверять можно далеко не каждой. Специалисты советуют выбирать лодки на дизельном ходу — найти качественную солярку все же проще, чем хороший бензин. Пожалуй, единственной решенной проблемой является возможность оказания своевременного качественного ремонта лодок — практически все компании открыли в России свои представительства и готовы выполнить ремонт любой сложности. Но, несмотря на это, лодку все же следует застраховать от разного рода поломок и повреждений и декомплектации.

Росту российского рынка яхт и соответственно развитию яхтенной инфраструктуры могла бы способствовать гибкая система кредитования. Но пока она развита слабо, а банки предлагают клиентам невыгодные условия: обязательный залог в виде недвижимого имущества, высокие процентные ставки — от 16 до 22% годовых в рублях и от 12 до 19% в валюте. По оценкам экспертов, ситуация изменится к лучшему не раньше чем через 2-3 года, когда российские банки будут готовы снизить процентные ставки и примут за правило выдавать кредиты на яхты под залог судов.

Журнал «Финанс.» №26 (116) 25-31 июля 2005 — Стиль
Инга Коростылева