Кризис как лекарство

Евгений Лунеев, вице-президент по экономике и финансам группы компаний «ПИК»:– Я ожидал, что ситуация с ликвидностью будет улучшаться в апреле–мае, но пока мы этого не видим. Финансисты, у которых деньги есть, пытаются воспользоваться положением и максимизировать доходность при минимизации рисков. Что это означает для заемщиков? Большие компании, особенно с инвестиционными рейтингами, проблем не испытывают. Они как занимали деньги, так и продолжают это делать, просто платят по чуть более высоким ставкам. С мелкими компаниями ситуация намного более напряженная. Они вынуждены каким-то образом оправдывать риск, который берут на себя финансисты, давая им деньги. На рынке недвижимости много компаний, которые мы называем «хочу быть миллионером». На заемные деньги они купили банк земли и теперь не знают, что с ним делать. Проценты капают, а кредит рефинансировать они не могут. И должны продавать либо свои активы, либо компанию полностью. Для нас текущая ситуация – интересный рынок возможностей. Мы ими достаточно активно пользуемся, продолжая работать по привлечению финансирования для таких приобретений. Я всегда говорил, что российские компании будут использовать все более сложные инструменты для привлечения финансирования. В секторе real estate мы выступили пионерами и провели продажу 25% акций в одном из наших проектов западным инвесторам. Что в этом необычного? Фактически мы из простой доли в компании, на которой висит проект, сделали финансовый инструмент. Проект находится в стадии самофинансирования. То есть инвестор, купив в нем долю, не должен ничего вкладывать. На этом наша компания получила порядка $200 млн, которые вошли в тот самый баланс кэша, который оставался у нас на руках на конец года. Я думаю, что подобные инструменты российские компании будут создавать.

Игорь Пономарев, председатель совета директоров автодилера Genser:– Кредитный кризис, как это ни парадоксально, сыграл на руку дилерским компаниям. Во-первых, это привело к тому, что все производители задумались об открытии в России финансовых подразделений. Во-вторых, мы стали замечать, что можем конкурировать при приобретении земельных ресурсов. Компании, которые раньше покупали участок земли по любой цене, больше не могут перепродавать свои дутые проекты. Когда случился этот кризис и банки перестали давать деньги в нужном объеме, отраслевые финансисты быстро нашли разные интересные схемы. Уже пять дилерских компаний получили инвестиции фондов private equity. Другой пример – сделки sale-lease-back. Иностранные инвесторы покупают эту недвижимость и сдают ее дилеру в аренду. Мы сейчас ведем переговоры о такой сделке. Несколько компаний объявили о планах IPO на 2009 год. Появились и западные стратегические инвесторы. В первую очередь это английский Inchcape. Он провел массовую скупку дилерских цент­ров Петербурга, имеет несколько совместных предприятий на территории Москвы. Сейчас этот спрут лезет в регионы. С одной стороны, это конечно радует, потому что отрасль становится заметной. С другой – Inchcape безобразно задрал цены на небольшие компании. И собственники теперь хотят за свой бизнес слишком много денег.

Андрей Голышкин, вице-президент по экономике и финансам компьютерного дистрибьютора OCS: – Кризиса ликвидности, по сути, нет. Есть кризис инструментов распределения свободной денежной массы. Мы испытываем кризис доверия, кризис тех механизмов, с которыми привыкли работать. Это плата за то, как мы жили последние несколько лет, когда только ленивый не «поднимал» деньги на рынке. Все привыкли к тому, что для получения средств надо дать в банк заявку. И все. Сегодня для получения дешевых денег этого, мягко говоря, недостаточно. У большинства компаний нет прозрачной собственности и отчетности, нет наработанной кредитной истории. У них действительно кризис, но не ликвидности, а управления. Все это сопровождается агрессивной политикой банков, которые замечательно объясняют финдиректорам, почему именно кредиты стали дороже. Год назад 75% нашего долгового портфеля составляли живые деньги. Сегодня на 80% они неживые – аккредитивы или гарантии таких структур, как Euler Hermes, Coface.

Алексей Курач, заместитель генерального директора компании «Детский мир – Центр»: – Сегодня деньги есть, просто нужно немного подумать, как привлечь их выгоднее. Как маржу, которую банк забирает себе, отыграть в свою сторону. Работа с представителями рынка капитала должна вестись не только в момент, когда тебе нужны деньги, а на постоянной основе. Инвесторы должны понимать суть твоего бизнеса, его цикличность. Мы третий год подготавливаем отчетность по стандартам US GAAP, у нас безусловная транспарентность в рамках АФК «Система». Это стоит дополнительных ресурсов, но заемные средства существенно дешевле, если все это есть.

Сергей Савин, партнер KPMG: – У нас много реальных кризисов, которые мешают компаниям расти. Во-первых, на рынке труда. Финансовые директора не могут нанять профессиональных людей, которые способны делать достоверную отчетность, прогнозировать финансовые результаты, участвовать в сделках по приобретению и по продаже активов. Во-вторых, проблемы инфраструктурного характера в финансовых службах. Мы постоянно видим спрос на базовые услуги, потребности в составлении финансовой отчетности. Cегодня мало кто может это сам делать.

Журнал «Финанс.» №17 (252) 05 мая — 11 мая 2008 — Капитал

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.