Уровень оплаты труда в реальном секторе экономики долгое время был предметом зависти и главной причиной увольнений российских госслужащих. Однако в последние годы ситуация серьезно изменилась. Темпы роста зарплат в негосударственном секторе экономики замедлились, а доходы чиновников, напротив, продолжают планомерно увеличиваться на фоне бюджетного благополучия. В минувшем году этот контраст был особенно заметен. Так, по данным Росстата, в зависимости от места работы и занимаемой должности зарплаты госслужащих выросли на 25-40%, тогда как средняя заработная плата в стране – на 21,3%.
Во многом благодаря этому сегодня среднестатистический чиновник официально зарабатывает заметно больше, чем среднестатистический житель России – примерно 12,5 тыс. против 9,4 тыс. рублей по итогам первого квартала 2006 года. Понятно, что свою лепту в существование этого разрыва внесли «серые» схемы, скрывающие реальный уровень доходов населения от официальной статистики. Однако даже если сделать корректировку на выплату зарплат в конвертах, доля которых, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова, составляет около 30% от фонда оплаты труда, то и это не приведет к глобальным изменениям. Получатся весьма схожие цифры – 12,5 тыс. против 12,2 тыс. рублей.
Впрочем, все эти показатели правильнее считать «средней температурой по больнице». Несмотря на формально действующие в России единые принципы и правила оплаты труда госслужащих, доходы чиновников, занимающих одни и те же должности, выполняющих одни и те же функции и имеющих один и тот же стаж, могут различаться в разы.
От Садового кольца до Колымы. Разделительная полоса между российскими чиновниками проходит сразу по двум направлениям. Особо выделяются в данном случае сотрудники территориальных подразделений федеральных органов власти, которых по праву можно считать самыми обделенными чиновниками современной России. Во-первых, сам по себе уровень оплаты их труда строго регламентирован и оставляет желать лучшего. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года «федералы», работающие в регионах, в среднем получали лишь 10,9 тыс. рублей. А во-вторых, их доходы даже близко нельзя соотнести с доходами коллег, работающих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств и получающих благодаря различным доплатам и надбавкам в 2-2,2 раза больше.
Кстати, примерно так же федеральные власти оценивают работу своих сотрудников в самых неблагоприятных с точки зрения климатических условий регионах страны. В Чукотском автономном округе средняя зарплата федеральных служащих составляет 27,4 тыс. рублей, в Таймырском – 21,3 тыс., в Магаданской области – 20,3 тыс. Иными словами, работу в Москве государство сегодня приравнивает к работе в условиях, приближенных к Крайнему Северу. Правда, это касается только центрального аппарата министерств и ведомств, тем же, кому «посчастливилось» трудиться в расположенных в столице территориальных подразделениях, приходится довольствоваться куда более скромными зарплатами – в среднем 13,3 тыс. рублей.
Таким же образом строятся взаимоотношения региональных властей и органов местного самоуправления. Формально они, конечно, отделены друг от друга, однако в реальности муниципалитеты по-прежнему находятся в полной зависимости от региональных администраций, в том числе и в сфере оплаты труда. Именно поэтому в большинстве регионов страны доходы государственных и муниципальных служащих не идут ни в какое сравнение друг с другом. Лишь в четырнадцати субъектах разрыв между ними составляет менее 30%, тогда как в среднем сотрудники региональных администраций получают на 70% больше, чем муниципальные служащие. Кстати, единственным субъектом Федерации, где доходы «муниципалов» в среднем превосходят зарплаты сотрудников регионального правительства, является Москва – 23,9 тыс. против 22,5 тыс. рублей.
Банки отдыхают. Впрочем, несмотря на достаточно высокий уровень заработной платы государственных и муниципальных служащих в Москве, ее конкурентоспособность достаточно условна, чего нельзя сказать о многих других регионах страны, где намного меньше высокооплачиваемых рабочих мест. В некоторых из них зарплаты чиновников могут конкурировать даже с банковским сектором экономики.
Конечно, доходы топ-менеджеров региональных банков в любом случае превосходят зарплаты губернаторов и вице-губернаторов, однако уже на среднем уровне управления ситуация преображается. Так, руководители департаментов и комитетов в региональных администрациях и их замы сегодня могут рассчитывать на зарплату в 35-45 тыс. рублей, а старшие и ведущие специалисты – на 15-20 тыс. Для Москвы эти цифры не выглядят чем-то из ряда вон выходящим, однако для регионов, не связанных с нефтегазовым и металлургическим бизнесом, они кажутся более чем внушительными.
Не случайно, по все тем же данным Росстата, в половине субъектов РФ ежемесячные доходы региональных чиновников более чем в два раза превосходят среднюю заработную плату и лишь в двух – Татарстане и Ямало-Ненецком автономном округе – слегка недотягивают до этого показателя.
Сотрудники федеральных министерств и ведомств и муниципальные служащие о таком положении могут только мечтать. Лишь в двух регионах зарплата «федералов» более чем в два раза превосходит средний уровень оплаты труда, а сразу в шести существенно уступает ему. Более того, если взять за основу оценку Сергея Шаталова и предположить, что в среднем 30% фонда оплаты труда находится «в тени», ситуация станет еще более показательной. Окажется, что в 37 российских регионах доходы федеральных служащих недотягивают до средней заработной платы. Участь муниципальных служащих еще печальнее – зарплаты «ниже среднего» они получают в 60 субъектах Федерации.
На хлеб, масло и икру. Хотя дело, конечно, не только в конкурентоспособности зарплат чиновников в том или ином регионе страны. Как известно, далеко не всегда быть «богатым» в бедном регионе лучше, чем «бедным» – в богатом. Недаром наилучшим на фоне средней в регионе заработной платы кажется положение федеральных служащих в Усть-Ордынском автономном округе и Дагестане – лишь им удается получать в два раза больше среднестатистических жителей своих регионов. Причины этого – повальная бедность и крайне низкий уровень доходов населения. Достаточно сказать, что в Дагестане средняя зарплата в первом квартале нынешнего года составляла лишь 4,3 тыс. рублей, а в Усть-Ордынском автономном округе – едва превышала 5 тысяч.
Хотя чисто монетарная характеристика в данном случае также не подходит. Очевидно, что важно не количество дензнаков, которое ежемесячно получает тот или иной человек, а сколько товаров и услуг он реально сможет на них купить. Именно поэтому куда более точно привлекательность государственной и муниципальной службы отражает не средний уровень заработной платы, а ее покупательная способность, то есть количество прожиточных минимумов (ПМ), приходящихся на нее.
Получается, что сразу в девяти субъектах РФ муниципальные служащие живут в непосредственной близости от так называемой черты бедности, получая на руки менее двух ПМ. Секрет их выживания понять не так уж и сложно. Большинство этих регионов имеют аграрную специализацию, а значит, велика вероятность, что именно приусадебное хозяйство позволяет местным чиновникам сводить концы с концами.
Не слишком далеко от них ушли муниципальные служащие из еще 47 регионов, «федералы», работающие в 46 субъектах Федерации, и сотрудники региональных администраций – в 10. Их зарплат в среднем хватает на покупку от двух до трех ПМ. То есть в одиночку на эти деньги прожить в принципе можно, однако попытка завести хотя бы одного ребенка заставит перебиваться с хлеба на воду.
Как и стоило предположить, позволить себе безбедную жизнь на одну зарплату могут в основном сотрудники региональных администраций – сразу в 30 регионах их средний доход превышает 5 ПМ. На первый взгляд это может показаться странным, но компанию им составили муниципальные служащие из пяти субъектов РФ. Однако стоит немного присмотреться, и все встанет на свои места. В их число попали лишь регионы, имеющие непосредственное отношение к нефти и газу – Тюменская область и сразу четыре автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский и Ямало-Ненецкий.
Впрочем, в масштабах всей страны прямой взаимосвязи между уровнем экономического развития регионов и заработной платой чиновников не замечено. Так, в первой десятке составленного «Ф.» рейтинга привлекательности государственной и муниципальной службы оказалось сразу шесть субъектов РФ, где высокие доходы чиновников сочетаются со средним уровнем экономического развития. Среди них оказались Рязанская, Волгоградская, Воронежская и Мурманская области, а также Республика Карелия и Хабаровский край.
Более того, среди десяти наименее привлекательных для прохождения госслужбы субъектов РФ оказалось сразу четыре региона с высоким уровнем экономического развития: Вологодская область, Республика Саха (Якутия), Башкортостан и Татарстан. Однако зная о сакральном отношении к власти в трех последних регионах, объяснение этому феномену найти нетрудно.
Ни шагу назад! Излишняя активность региональных чиновников в деле повышения своей заработной платы с завидной регулярностью вызывает недовольство Минфина. Однако добиться сколько-нибудь значимых результатов главное финансовое ведомство страны так и не смогло даже несмотря на солидное подспорье в виде действующего законодательства. Дело в том, что в Бюджетном кодексе РФ достаточно четко прописано, что в субъектах РФ, получающих финансовую помощь из федерального бюджета, средняя зарплата региональных чиновников не может быть выше зарплат работающих там же федеральных служащих. По данным все того же Минфина, сегодня эту норму законодательства нарушают почти все, кто может ее нарушить, – 52 российских региона. Следуют «букве» закона в данном случае лишь совсем бедные субъекты РФ вроде Еврейской автономной области, где на зарплаты чиновникам и так тратится более 5% всех расходов консолидированного бюджета территории.
Правда, реальных механизмов воздействия на региональные администрации у федеральных властей нет. Выявить нарушения – это одно, а заставить перекроить всю систему оплаты труда, принятую на местах, совсем другое. Не помогло даже вмешательство прокуратуры, которая так и не смогла заставить соблюдать закон администрации трех российских регионов: Приморского края, Владимирской и Сахалинской областей.
У федеральных властей остается только одна реальная возможность добиться соблюдения требований Бюджетного кодекса – повышать уровень оплаты труда в своих территориальных подразделениях. На нынешний год запланировано сразу две волны индексации – на 15% и 11%. И хотя это вновь позволит перекрыть темпы роста зарплат в реальном секторе экономики, данных мер будет явно недостаточно. Такими темпами зарплаты федеральных и региональных чиновников сравняются в лучшем случае через пять лет.
Быстрый результат смогут принести лишь радикальные предложения, аналогичные тем, что прозвучали в недавнем заявлении главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Едва встав у штурвала российской таможни, он объявил о необходимости увеличения зарплат своим подчиненным в три раза с 1 января 2007 года.
Гладко было на бумаге
Действующее российское законодательство достаточно жестко ограничивает величину окладов государственных и муниципальных служащих. Однако, по словам Людмилы Вагиной из Российской академии государственной службы при Президенте РФ, на долю собственно должностных окладов приходится лишь около 30% доходов чиновников. Все остальное – это различные надбавки и доплаты, которые могут значительно отличаться друг от друга. С одной стороны, федеральными нормативно-правовыми актами, как правило, предусмотрен лишь минимальный размер надбавок. К примеру, величина надбавки за выслугу лет в различных субъектах РФ варьируется от 30 до 70%. С другой – в некоторых регионах применяются доплаты, не предусмотренные федеральным законодательством.
Значительное влияние на средний уровень заработной платы чиновников также оказывает принятая структура должностей. За последние годы сразу в нескольких субъектах Федерации была проведена глобальная реорганизация структуры управления, позволившая минимизировать количество низкооплачиваемых должностей.
РЕЙТИНГ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ*Место в рейтингеМесто по величине ВРП на душу населения**Субъект РФИндекс привлекательности государственной и муниципальной службы Среднемесячная заработная плата в органах государственной власти в I кв. 2006 г., руб. Средняя заработная плата в субъекте РФ в I кв. 2006 г., руб.Прожиточный минимум трудоспособного населения в I кв. 2006 г., руб.
территориальные органы федеральной властиорганы исполнительной власти субъектов РФОрганы местного самоуправления
1-Таймырский АО84,8821 29254 93334 86619 9716305
232Рязанская область84,56840630 461977067713214
31Тюменская область82,0815 03336 07627 16021 3063397
430Волгоградская область81,56874522 773991264612989
538Республика Карелия80,7815 14620 02515 62595973839
624Мурманская область79,6818 28032 94921 98413 6725137
711Ленинградская область78,91946427 65115 70494013411
854Воронежская область78,47875120 328763157213035
9-Ханты-Мансийский АО78,1417 35055 39031 93423 1615272
1044Хабаровский край76,7714 89630 14718 26711 1175137
1146Калининградская область75,94979120 50813 18076203651
1269Читинская область75,5813 62119 77510 74287923370
1378Республика Тыва75,0615 05116 658874681193466
1429Орловская область74,46824514 182947758572817
1555Ростовская область74,12953318 534855862983322
16-Усть-Ордынский АО73,9711 08612 713522650073477
1718Санкт-Петербург73,4012 31127 37217 21111 4554056
1864Алтайский край73,1510 20712 010602154622698
1958Камчатская область73,0619 66339 49823 77115 5376886
20-Ненецкий АО72,3319 54046 38937 15925 2676171
2168Кабардино-Балкарская Республика71,8785939839579850552175
2215Архангельская область71,6614 33125 64913 12410 5674263
2377Республика Адыгея71,66878512 607869556113140
2459Приморский край71,4514 43517 35115 63696764629
256Томская область71,3912 18419 88915 53110 3143722
2617Оренбургская область71,28994516 923811868572954
2773Республика Алтай71,1312 00114 529812865183837
287Омская область70,73987321 11710 49979653403
2916Ярославская область70,16892919 96211 24879343226
3076Республика Дагестан70,1093267009509943042800
3163Республика Марий Эл69,88842612 763792956782870
3267Брянская область69,69967012 275612756222787
339Красноярский край69,5514 32322 52513 04511 0303926
3456Владимирская область69,38920016 556851265833199
3539Краснодарский край69,12890616 87211 15967983926
36 Корякский АО68,8619 35134 55519 13516 0965623
3748Республика Хакасия68,8014 10914 882882185953422
38-Агинский Бурятский АО68,70959414 266747058863477
3950Амурская область68,4713 04118 23214 78795404605
4053Чувашская Республика68,46890811 793700254673000
4131Иркутская область68,2913 24816 69511 69397083505
4275Ивановская область67,86888112 083756256803097
4327Нижегородская область67,46969616 813933671273500
443Липецкая область67,37830419 190935975273006
4571Курганская область66,6210 20913 403674463113153
4661Кировская область66,37995211 611791762103301
4762Ставропольский край65,94888012 890720558383206
4879Республика Ингушетия65,35998712 302682261783206
4921Сахалинская область65,1718 07040 91017 18816 4316098
5033Курская область64,8986619929748959082753
5126Магаданская область63,5420 30321 81219 28216 0845623
5272Республика Калмыкия63,4989027230501447622810
5336Новосибирская область63,2911 29315 316857779273630
548Чукотский АО63,2327 36636 56826 20222 0418410
5560Ульяновская область63,16861413 278636558853166
5649Саратовская область62,34823312 810658762492753
5728Удмуртская Республика61,92992910 849764170352955
5874Карачаево-Черкесская Республика61,7183797665606951892800
5965Пензенская область61,64859510 052590455142970
6020Кемеровская область61,2711 04413 758985893233119
612Москва60,6613 30522 51623 85816 4165137
6234Московская область60,20960619 68013 18910 2573926
6322Челябинская область59,8610 23113 637815582923085
6442Тверская область59,53879512 261802271103097
6535Астраханская область59,48904911 215920475063152
6625Свердловская область59,3010 72215 74010 48796393523
6719Пермский край59,20920217 508864084153400
6847Тульская область59,17832612 208797669563038
6913Самарская область59,16901519 101968782514099
7010Республика Коми58,8414 95718 89911 74112 8204173
7143Тамбовская область58,6882649528481053502826
7240Калужская область58,63893613 652787374923175
73-Эвенкийский АО58,5817 13725 86318 95815 7996332
7466Еврейская автономная область57,8712 44711 533953687094180
7552Псковская область57,5794499274575261813127
7651Костромская область57,49823810 011767367012964
7770Республика Северная Осетия57,1982936710499351282800
7823Белгородская область56,9997209477694674392826
7957Республика Бурятия56,8312 16811 456838282824180
8014Республика Башкортостан56,77978210 678650072393048
8112Республика Саха (Якутия) 56,3718 68118 71114 51414 2296100
82-Ямало-Ненецкий АО56,1119 60030 75730 68632 0605788
834Вологодская область55,99994416 38710 28497993695
8445Смоленская область53,73905610 257669869843403
8541Республика Мордовия51,3080398333413054613214
8637Новгородская область49,6786719323752678413397
875Республика Татарстан48,2084807616673877583000
* Данные по Чеченской Республике, Бурятскому АО отсутствуют. ** При расчете ВРП на душу населения. Источники: Росстат, «Финанс.»
У страха глаза велики
Вопреки сложившемуся мнению зарплата чиновников далеко не самая большая статья расходов бюджета – в среднем на эти цели уходит не более 3% его консолидированных доходов. Больше всех на оплату труда государственных и муниципальных служащих тратят в Корякском автономном округе – 6,01% консолидированного бюджета по итогам 2005 года, Еврейской автономной области – 5,62%, Курской области – 5,51%, Хабаровском крае – 5,04% и Ленинградской области – 4,60%. Меньше всех в Москве и Татарстане – лишь 0,93% и 0,79% соответственно.
Методика составления рейтинга
При расчете индекса привлекательности государственной и муниципальной службы учитывались два показателя. Во-первых, соотношение средней заработной платы в государственных и муниципальных органах власти и средней заработной платы в субъекте РФ. Во-вторых, реальная покупательная способность средней зарплаты чиновников, выраженная в количестве прожиточных минимумов. Данные показатели оказывают одинаковое влияние на итоговое значение индекса (весовые коэффициенты равны 0,5 и 0,5). Для обеспечения сопоставимости они были переведены из абсолютных в относительные величины. Для этого максимальное значение каждого показателя приравнивалось к 100, а все остальные преобразовывались относительно него.
Индекс привлекательности государственной и муниципальной службы учитывает различную численность сотрудников в территориальных органах федеральной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.
При расчете индекса привлекательности государственной службы использовались официальные данные Росстата.
Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 – 23 июля 2006 – Экономика
Андрей Блинов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.