В этом году правительственные чиновники как будто задались целью — окончательно запутать предпринимателей: всю первую половину года они старались убедить бизнес в своем стремлении облегчить налоговое бремя, а в конце года приняли прямо противоположные решения.
В феврале 2005 года премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что правительство продолжит политику снижения налоговой нагрузки на бизнес. «Слабость налогового администрирования негативно сказывается на работе государства и бизнеса», — подчеркивал премьер, добавив, что решение этого вопроса — основная забота кабинета. В марте он же заявил о необходимости «направить налоговое законодательство на рост экономики». «Стимулирующий эффект в налоговой сфере еще не исчерпан», — подавал позитивные сигналы бизнесу премьер. В апреле уже Владимир Путин выступил с тезисом о том, что налоговые органы «не вправе терроризировать бизнеc».
Правда, после этих слов, как отмечали предприниматели, отношение сотрудников налоговых служб к бизнесу и методы их работы мало чем изменились. И все же многие надеялись, что обещанные правительством поправки в законодательство будут более четко регламентировать работу налоговых служб. В сентябре премьер в очередной раз укрепил надежды предпринимателей на позитивные изменения в налоговой сфере. Выступая перед инвесторами, Михаил Фрадков признался, что правительство сделало далеко не все, чтобы унифицировать и облегчить налоговое администрирование. Более того, он даже признал, что налоговая система зачастую носит коррупционный характер.
Настораживал тот факт, что еще весной, говоря о необходимости снижения налогового давления на бизнес, премьер одновременно успокаивал налоговиков, заявляя, что их не следует лишать достаточных рычагов, без которых они не смогут исполнять свои обязанности.
Когда же настала пора переходить от слов к делу, выяснилось, что ограничение «налогового терроризма» носит формальный характер. В принятых Госдумой в октябре нынешнего года в первом чтении поправках в НК предложения представителей бизнеса (ограничить сроки и порядок проведения повторных и выездных проверок, утвердить четкий список документов, представляемых налоговикам в ходе проверок, ввести ответственность представителей налоговых служб) практически не нашли отражения.
В дальнейшем негативные сигналы только усилились. В октябре замглавы ФНС Татьяна Шевцова, говоря о новых принципах работы налоговиков с крупными налогоплательщиками, заявила о том, что «налоговая служба ставит задачу добиться 100-процентной результативности выездных проверок». По сути, представители ФНС признались, что все налогоплательщики, подвергающиеся проверкам, считаются априори виновными. Кроме того, данное заявление показало, что требование администрации президента — упразднить спускаемый из ФНС на места план по сбору налогов — так и не было выполнено, что подтверждают и эксперты. «Можно возмущаться сколько угодно, но план, который является элементом бюджетирования, будет существовать всегда и везде. Правда, для развитых стран план доначислений составляет 5-10%, а у нас этот показатель — от 20% и выше», — объясняет председатель совета директоров ГК «Градиент Альфа» Павел Гагарин. По мнению руководителя информационно-аналитической службы компании «Пачоли» Игоря Филина, в Минфине могут сколько угодно придумывать новые названия, например бюджетные ориентиры или прогнозы, но суть от этого не меняется: «План как был, так и остался».
В ноябре президент подписал закон о внесудебном взыскании налоговиками штрафов с предпринимателей и фирм. Этот документ, по словам старшего менеджера компании KPMG Ольги Лебедевой, фактически устраняет презумпцию невиновности налогоплательщика.
Последней каплей в этой цепочке негативной для бизнеса информации стало заявление Михаила Фрадкова, призвавшего руководителей регионов увеличивать собираемость налогов за счет активного привлечения к этой работе силовых ведомств. «В регионах есть и бывшие налоговые полицейские, которые переоделись в форму МВД, подключайте УБЭП», — посоветовал премьер губернаторам, подчеркнув, что делать это следует разумно, «без налогового терроризма». Учитывая, что Михаил Фрадков не стал конкретизировать, в каком объеме и какими методами силовые ведомства должны оказывать помощь налоговикам, мнения экспертов о том, как отразится на положении налогоплательщиков совет премьера, разделились.
По мнению Ольги Лебедевой эти слова скорее всего будут восприняты в регионах как четкое указание — «примите все меры для увеличения собираемости налогов». «К сожалению, в нашей стране зачастую даже правильные слова, проходя по всей вертикали власти, словно по испорченному телефону, подвергаются существенной коррекции, — считает Игорь Филин. — Если наверху имели в виду простую ведомственную помощь, то внизу представители налоговых служб, чей образ действия на 100% регламентируется «планом по валу», совместно с «силовиками» будут усердствовать без всякой меры».
В свою очередь Павел Гагарин не видит серьезной угрозы ухудшения положения налогоплательщиков, считая, что Михаил Фрадков имел в виду не усиление давления на бизнес, а наведение порядка в деле собираемости налогов на местах. «Думаю, что не следует воспринимать заявление премьера как «страшилку» для налогоплательщиков, а линия правительства как раз направлена на то, чтобы покончить с «налоговым терроризмом» и упорядочить процесс сбора налогов совершенно законными действиями. Могу предположить, что регионы в данном случае являются некоей экспериментальной зоной. И если там данный способ сбора будет эффективным, то для Москвы и других крупных городов он также будет применяться», — считает эксперт. В то же время, по данным ФНС, за 9 месяцев 2005 года налоговики уже собрали в федеральный бюджет 1,98 трлн рублей, что составило 129,2% к уточненной бюджетной росписи на 9 месяцев. Судя по этим данным, в ближайшем будущем можно будет говорить не о повышении эффективности, а о возможном «удвоении» плана по сбору налогов.
В целом последнее высказывание премьера довольно логично вписывается в налоговую стратегию правительства: на словах заявляя о желании снизить давление на предпринимателей, на практике чиновники принимают решения, не способствующие диалогу бизнеса и власти. «Несмотря на то что гражданам время от времени говорят — давление налоговых органов необходимо ослабить, нужно облегчить участь налогоплательщиков, в реальности ФНС получает все новые рычаги давления на них», — подтверждает этот тезис Ольга Лебедева. «Как показывает практика, налоговые органы фактически забыли о существовании принципа добросовестности налогоплательщика и при проведении мероприятий налогового контроля руководствуются совершенно обратным принципом, предлагая предпринимателям самим доказывать свою добросовестность. Эта тенденция значительно усилила страх бизнесменов перед налоговыми репрессиями», — считает заместитель директора ЮК «Яковлев и партнеры» Владимир Сакович.
По мнению ряда экспертов, для правительства было бы более целесообразно адекватно снижать налоги и давление на бизнес (например, путем законодательного установления ответственности налоговых органов за незаконное ущемление прав налогоплательщиков) и бороться с коррупцией. Это позволило бы увеличить собираемость налогов и вывело бы из тени «серые доходы». Правительство же, подключая УБЭП, МВД и другие ведомства к работе с налогоплательщиками, пошло по «силовому» пути, что вполне может привести к еще большей коррупции в рядах ФНС и других ведомствах и окончательной потере доверия бизнеса к действиям властей.
Журнал «Финанс.» № 42 (132) 14-20 ноября 2005 — Экономика
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.