— Господин Ниситани, довольны ли в «Тойота Мотор» результатами продаж прошлого года и показателями текущего?
— Как вы знаете, нами представлены два официальных брэнда: Toyota и Lexus. В прошлом году мы продали в общей сложности 47 тыс. автомобилей, а по итогам продаж за первые 9 месяцев 2005 года количество реализованных машин превысило 49 тыс. В то время как план на текущий год — 60 тыс., и мы его, нетрудно заметить, выполним. Поэтому я более чем удовлетворен.
— Иными словами, вам комфортно на российском рынке? Каким вы, кстати, видите его будущее на ближайшие несколько лет?
— Каждый раз, готовясь составлять план на предстоящий год, мы встречаемся с макроэкономистами, беседуем с ними, прислушиваемся к их прогнозам. Так вот, согласно их оценкам, российская экономика будет в течение еще нескольких лет испытывать рост, а с ней и авторынок. Хотя это и так легко предположить, если обратиться к статистике: сегодня в стране эксплуатируется более 25 млн автомобилей. Из них половина — в возрасте старше десяти лет, еще треть — старше пяти. Сколько остается на новые автомобили? Так что у российского авторынка еще большой потенциал. Прибавьте к этому еще то, что качество жизни год от года улучшается, доходы населения растут, увеличивается доступность банковских автокредитов. Это еще три причины, по которым мы уверены в дальнейшем росте рынка. В этом, кстати, уверены и банки — поэтому покупок в кредит становится все больше. Сейчас иностранные банки охотно предлагают кредитоваться на пять лет.
— Если речь зашла о кредитах, скажите, сколько процентов покупателей прибегают к их помощи?
— Точных данных не назову, но здесь тоже наблюдается определенная динамика. В то время как в прошлом году по России в кредит было куплено около 10% машин, сейчас этот показатель вырос, например в Москве и Петербурге он составляет 20-30%. В регионах пока меньше.
— Это очень мало по сравнению с Японией?
— Да, в Японии в кредит продается 50% продукции Toyota.
— А российский автолюбитель славится своей смекалкой и золотыми руками. Учитываете ли вы этот фактор в области сервисного обслуживания?
— В любом случае я надеюсь, что наши покупатели будут обслуживаться только у официальных дилеров. В производстве новых моделей используются сложные современные технологии, и, если что-то ломается, нужно специальное оборудование. Мы регулярно проводим тренинги для повышения квалификации технических специалистов, работающих в наших дилерских центрах.
— А самих сервисов хватает на растущее количество машин «гарантийного» возраста?
— Сейчас в Москве действительно сложная ситуация, поскольку именно здесь наиболее заметен рост автопарка. В столице пока работает семь центров Toyota и два — Lexus (по России это соотношение — 21/4). Сегодня на многих из них очереди — в основном на кузовной ремонт и покраску: межсезонье, много аварий. А зимой количество ДТП, как правило, еще больше. Решить проблему можно двумя способами: расширять сами станции техобслуживания, создавая новые рабочие места, либо увеличивать загрузку уже имеющихся, вводя дополнительные смены.
— Как вы можете прокомментировать планы Toyota открыть производство в Петербурге?
— В декабре 2007 года завод, построенный в поселке Шушары под Петербургом, начнет работу. Первоначальные планы — 20 тыс. автомобилей Toyota Camry в год. Большая их часть будет продаваться на российском рынке.
— Какова стратегия компании по привлечению управленческих кадров для завода?
— Ключевые позиции на производстве будут занимать менеджеры Toyota из разных стран, в том числе из Японии. Кадры — самый ценный актив любой компании, поэтому сотрудников нового предприятия мы обязательно будем обучать и стажировать на наших объектах за рубежом.
— А почему именно Camry? Ведь это не самое доступное авто в линейке Toyota (от $29 800. — «Ф.»).
— Эта модель является флагманом модельного ряда, нашей гордостью, поэтому начать российское производство было решено с нее.
— В таком случае какая модель на очереди?
— Если все будет хорошо, то следом за Camry появится что-то другое. Пока неизвестно, что именно.
— Может быть, что-то вроде Toyota Yaris? Их часто можно встретить за границей, да и в Москве ездят «серые» машины, но официально В-класс в России вами не представлен. Почему?
— Хороший вопрос. Но дело в том, что однажды, в 1999 году, мы представили Yaris на российском рынке. Продажи продлились год, после чего мы свернули их. Это была, так сказать, проба рынка. И она показала, что рынок не готов к такому сегменту автомобилей. Сейчас все изменилось, и мы подумываем о новом запуске модели.
— Думаю, особенно ее ждут женщины.
— А почему вы решили, что это чисто женский автомобиль? Между прочим, дамы часто отдают предпочтение моделям Corolla или RAV4. Что касается Yaris, это подходящее авто для жителей мегаполиса, в Японии самая продаваемая машина — Vitz, его праворульный аналог. Но точных данных относительно начала официальных продаж этого хэтчбека в России пока нет.
— Если речь зашла о праворульных машинах и «серых» дилерах, считаете ли вы справедливыми попытки российского правительства запретить использование автомобилей с правым рулем?
— Откровенно говоря, мне совсем не хотелось бы отвечать на этот вопрос. Поскольку мы сами ничего не можем поделать в отношении компаний, которые занимаются импортом подобных машин. Безусловно, в России правила дорожного движения созданы для правостороннего движения. Но есть же Дальний Восток, где до 90% автомобилей — именно праворульные, ввезенные из соседней Японии. В июле этого года я был по делам в Хабаровске. Большинство машин, которые мне довелось увидеть, были с правым рулем! Некоторые автомобили такси, милиции, таможенной и даже налоговой служб были праворульными, официальные лица встречали меня на таких же. Одна из причин, почему это происходит, в том, что предложение официальных дилеров на Дальнем Востоке не удовлетворяет спрос.
— В финансовом плане компании сильно мешает импорт подержанных машин?
— Если не брать в расчет регион, о котором мы вели речь выше, то нет, поскольку в европейской части России используется достаточно малое количество «неофициальных» машин.
— Какие новые модели покупатели увидят в ближайшее время?
— На недавней автовыставке в Петербурге мы представили новый седан Lexus IS250 (начальная комплектация будет стоить немногим более $40 тыс. — «Ф.»), а ближе к Новому году покажем кое-что еще.
— Последний вопрос. Господин Ниситани, чем российские дороги больше всего отличаются от японских?
— По российским ездить страшно (смеется). В Японии ситуация другая, там водители действительно соблюдают правила.
i
ТОМОАКИ НИСИТАНИ стал президентом ООО «Тойота Мотор» 15 января 2004 года. На руководящем посту он сменил Норио Нака, возглавлявшего компанию с 1998 года. До этого Томоаки Ниситани в течение пяти лет занимал должность генерального менеджера Toyota Motor Corporation в Японии и отвечал за рынок России и Восточной Европы, включая СНГ.
Журнал «Финанс.» №44 (134) 28 ноября — 4 декабря 2005 — Автофинансы
Беседовала АННА ЧИСТОДЕЛОВА
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.