Инвестпасьянс

Вынужденная активность. В последние годы государство резко активизировалось в качестве инвестора российской экономики. Доходы и профицит федерального бюджета, объемы золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда растут. Так, по состоянию на 14 апреля ЗВР составили $212 млрд, что стало очередным историческим максимумом. А размер Стабфонда на 1 апреля равнялся уже 1,6 трлн рублей. Да и профицит федерального бюджета в этом году прописан в размере 776 млрд рублей. В то же время традиционных и не слишком эффективных федеральных целевых и адресных инвестиционных программ уже недостаточно для кардинальных сдвигов в российской экономике. Для этого необходимы новые инструменты стимулирования роста. Власти предпочли разделить риски с бизнесом, провозгласив идею государственно-частного партнерства. Основными его формами стали особые экономические зоны (ОЭЗ), концессии и Инвестиционный фонд.

Некоторые инструменты уже запущены. На строительство инфраструктуры шести ОЭЗ в 2006 году федеральный бюджет потратит 8 млрд рублей. Кроме уже созданных технико-внедренческих и промышленно-производственных зон до конца года могут быть образованы еще туристско-рекреационные зоны и портовые зоны. Соответствующие законопроекты находятся на рассмотрении в Госдуме.

Закон о концессиях вступил в силу с 1 января текущего года. Теперь частные инвесторы могут модернизировать, строить или создавать объекты инфраструктуры, которые по тем или иным причинам должны находиться в собственности государства (например, автомобильные дороги). По информации Минэкономразвития, именно на их создание будут нацелены первые концессионные конкурсы, а список потенциальных объектов для концессий ведомство обещает опубликовать до июня.

Инвестиционный фонд был создан в ноябре 2005-го. Его объем на текущий год составляет 69,7 млрд рублей, в 2007 и 2008 годах сумма может быть увеличена. Наполнение фонда будет происходить за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабфонда и экономии на процентах, которая возникнет при досрочном погашении внешнего долга.

Очевидно, что государство не остановится на этих механизмах. Ведь объявлено еще и о строительстве технопарков для развития ИТ-бизнеса. А в феврале президент России Владимир Путин распорядился создать венчурный фонд для инвестиций в инновационные проекты. Так что до конца года список механизмов государственно-частного партнерства скорее всего будет расширен: требования президента не принято саботировать.

По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, активность государства в инвестиционной сфере связана с идеалистическим представлением российского руководства о том, как должны распределяться поступающие деньги. «Во-первых, на развитие инноваций, во-вторых, на социальную поддержку населения — на это направлены в первую очередь национальные проекты. Таким образом, Россия идет к созданию, как это ни парадоксально, социального государства, основным оплотом которого является бюрократия, распределяющая финансовые потоки», — считает эксперт.

Усложненный механизм. Инвестиционный фонд, как, впрочем, и все остальные механизмы государственно-частного партнерства, возник после долгих споров между Германом Грефом и Алексеем Кудриным. Руководитель МЭРТ долго убеждал кабинет министров в необходимости создания фонда, а глава Минфина упорно сопротивлялся попыткам «раскупорить» Стабфонд, на средства которого и рассчитывало Минэкономразвития. Тем не менее год назад ведомство Алексея Кудрина пошло на уступки. Возможно, свою роль здесь сыграли расчеты, согласно которым выходило, что реализация проектов за счет Инвестфонда повысит ВВП России как минимум на 0,5% в год. Но вполне вероятно другое: в Минфине тоже прекрасно понимают, что копить деньги на черный день — это не самый лучший способ страхования рисков от падения цен на нефть и газ. Чиновники не раз называли главной задачей государственно-частного партнерства — создание объектов новой экономики, которые не будут зависеть от стоимости энергоресурсов.

По положению об Инвестфонде господдержка проектов будет осуществляться по трем направлениям. Первое — софинансирование (например, государство строит железную дорогу, а инвестор — завод). Второе — оплата новых эмиссий акционерного общества, после чего оно сможет использовать увеличенный капитал для привлечения инвестиций. Наконец, третье — государственные гарантии. От действующих гарантий Минфина они будут отличаться тем, что их не нужно ежегодно прописывать в бюджете и они не будут «сгорать» по итогам года.

Впрочем, в Минэкономразвития, похоже, решили подстраховаться и установили достаточно жесткие требования. Во-первых, стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд рублей, из которых не менее 25% должен внести частный инвестор. Во-вторых, для победы в отборе конкурсанту необходимо собрать огромный пакет документов, получить одобрение всех профильных министерств и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также заключение одного из уполномоченных правительством международных консультантов. Только после этого заявку рассмотрит правительственная спецкомиссия. Все это может привести к тому, что отбор пройдут проекты, обладающие не столько большим экономическим потенциалом, сколько солидной лоббистской поддержкой. Результаты чиновники обещают огласить в начале июня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. А уже в сентябре победители получат первые средства.

Несмотря на сложности, о своем намерении поучаствовать в борьбе за средства фонда заявляли все кому не лень. Глава Роспрома Борис Алешин, например, рассчитывал получить деньги на модернизацию «Автоваза» (общая стоимость программы — около $5 млрд), а мэр Москвы Юрий Лужков — на сооружение «Сити-2», новой Олимпийской деревни в районе Силикатных улиц, а также на модернизацию энергосистемы столицы. ФГУП «Уралвагонзавод» планировало создать на базе своего предприятия бронетанковый холдинг.

Прием документов от претендентов был объявлен еще 20 марта. Однако к началу майских праздников, как сообщили «Ф.» в Минэкономразвития, официальных заявок подано не было. То ли требования действительно оказались довольно сложными, то ли — что более вероятно — будущие победители конкурса были известны с самого начала. Еще в феврале замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов назвал «наиболее проработанными» четыре проекта: развитие зоны Нижнего Приангарья в Красноярском крае, нефтехимический комплекс в Нижнекамске (Татарстан), скоростную магистраль Москва — Санкт-Петербург и Западный скоростной диаметр (Санкт-Петербург).

Фавориты. Даже если победителями в конце концов станут другие проекты, очевидно одно: на первом этапе в Минэкономразвития решили максимально снизить риски. «Власти решили дать деньги на те проекты, которые уже проверены, прошли многочисленные экспертизы, — замечает зампред комитета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Владимир Рудашевский. — Но при таком раскладе рассчитывать на то, что эта господдержка даст колоссальный толчок развитию промышленности, не приходится. Хорошо, если хотя бы один из этих проектов воплотится в жизнь».

Кроме того, эксперты отмечают и крайне небольшой объем самого фонда — всего $2,5 млрд. Впрочем, не исключено, что таким образом чиновники просто страхуются от возможного провала. «Сначала необходимо обкатать технологию, выявить основные проблемы госинвестирования, — говорит ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. — Очень быстро станет понятно, насколько успешен механизм. А если что-то и не получится, объем средств небольшой и особого вреда экономике не принесет».

Что касается проектов-фаворитов, то они действительно давно на слуху. Например, развитие зоны Нижнего Приангарья уже несколько лет лоббирует руководство Красноярского края. Общий объем средств, необходимый для финансирования всех составляющих этой программы, превышает $6 млрд. По расчетам Института региональной политики, реализация всего комплекса проектов позволит создать валовой региональный продукт на сумму $39 млрд, средний же вклад в ВВП России будет составлять 0,4%. От государства требуется вложить всего $760 млн в строительство дорог, железнодорожных подъездов, нефте- и газопроводов. Основную часть финансирования даст бизнес: «Русал» возведет целлюлозно-бумажный и алюминиевый заводы, РАО «ЕЭС России» достроит Богучанскую ГЭС, «Роснефть» и «Газпром» будут заниматься освоением нефтяных и газовых месторождений.

Еще два проекта связаны с дорожной инфраструктурой. Так, идея строительства скоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург обсуждается уже несколько лет. Параметры «стройки века», конечно, поражают воображение. Это будет дорога протяженностью 643 километра, без крутых изгибов, переездов и светофоров, что позволит доезжать до Северной столицы за 5-7 часов. Общий объем капитальных вложений в строительство дороги составляет $6,3 млрд. Доля государства — $2,5-3,2 млрд.

Построить Западный скоростной диаметр планируется к 2010 году. Эта трасса крайне важна для Северной столицы, поскольку позволит разгрузить город от большого потока машин. Кроме того, она станет частью девятого международного транспортного коридора (Е-18) и свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга со странами Прибалтики и Скандинавии. В составе дороги, которая будет строиться в три этапа, будут сооружены развязки, путепроводы и мосты. В целом проект стоит более $2 млрд. Работы начались в сентябре прошлого года со строительства первого участка протяженностью 3,2 километра — он обеспечит вывод грузового транспорта из районов Большого морского порта на Кольцевую автодорогу и федеральные трассы, а также разгрузит транспортные магистрали на юге Петербурга.

Минтранс уже заявил, что будет претендовать на средства Инвестфонда. Правда, изначально говорилось об использовании в данном случае механизма концессий. Но, видимо, госфинансирование для чиновников остается более привычным и выгодным. Тем не менее власти рассчитывают привлечь к строительству и коммерческие структуры, сделав эти автодороги платными. Например, за проезд по ЗСД владельцы легковых машин будут платить 30 рублей, грузовых — 80 рублей.

Проект «Татнефти» по строительству нефтехимического комплекса в Нижнекамске — сугубо отраслевой. В его рамках предполагается создание трех взаимосвязанных производств по переработке нефти в широкую гамму продуктов нефтехимии. Стоимость — около $3,2 млрд, а вложения государства в создание инфраструктуры оцениваются в $500-700 млн.

«Очевидно, что пока Инвестфонд не предполагает какой-то целенаправленной стратегии развития чего-либо. Это будет просто беспорядочная инвестиционная деятельность в отношении тех проектов, которым удастся пролоббировать свою победу, — уверен экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин. — Ясно, что от такой деятельности и в таком объеме большой пользы для экономики не будет. Так, магистраль Москва — Санкт-Петербург можно построить и без Инвестфонда, для этого достаточно разработать адекватное законодательство о частных дорогах».

В Минэкономразвития уже заявили, что прием заявок вскоре будет вестись на постоянной основе. Так что вполне возможно, что в будущем году на господдержку сможет рассчитывать более широкий круг инвесторов. Тем не менее эксперты отмечают, что правительству необходимо разработать более четкие приоритеты для отбора проектов. Пока в самом МЭРТ называют три приоритета: создание и развитие инфраструктуры, элементов инновационной системы и обеспечение институциональных преобразований. «Думаю, критерий должен быть такой: можно ли в данном случае обойтись без государственного финансирования или нет? Это позволит исключить лоббирование со стороны предприятий и властных органов, потому что эффективность использования государственных средств в тех областях, где можно все сделать за счет инвестиций бизнеса, по определению ниже», — уверена Наталья Акиндинова.

Журнал «Финанс.» № 17 (154) 8-14 мая 2006 — Экономика
Александр Попов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.