Банковский BI-эффект

Образно выражаясь, банк представляет собой конвейер по зарабатыванию денег, построенный на IT. Технологии играют ключевую роль в поддержке массового обслуживания клиентов. В условиях жесткой конкуренции, внешнего регулирования и традиционной для отечественных банков «лоскутной» автоматизации, усиливается роль систем поддержки принятия решений, построенных на решениях для анализа данных (хранилище + аналитическая платформа).

Эксперты выделяют несколько направлений, где такие системы будут особенно полезны и быстро принесут отдачу. Причем эти приоритеты различны для розничных и корпоративных банков. Первым важны следующие параметры. Для начала – умение делить клиентскую базу на большие сегменты и определять их ключевые особенности. Отдельная задача – получение ответа на вопрос: работать с этим человеком или нет. Сюда включается оценка кредитоспособности, управление лимитами. И третье – финансово-экономическое управление. Топ-менеджменту надо понимать, как формируются расходы и насколько их структура адекватна доходам. Что касается банков, нацеленных на обслуживание юридических лиц, то здесь важно комплексно обрабатывать клиентское досье (анализ представленных документов) и информацию из CRM-системы. И на основе анализа – принимать решение о продаже продукта с выяснением условий.

Крамольная мысль: для решения большей части задач, под которые внедряется BI, как правило, достаточно существующего набора систем. Например, контроль операционных рисков. Полноценно разобраться с этой проблемой помогут три шага. Для начала следует проанализировать процессы (возможно, уже с помощью BI-системы). Затем обратить внимание на риски бюджетного планирования. И третий шаг – измерить компетенции специалистов. Только после этого возникнут предпосылки для построения системы контроля операционных рисков на основе BI, поскольку сложились все базовые компоненты.

Когда в таком случае следует внедрять решение по бизнес-анализу? Все зависит от профессионализма команды, которая займется проектом. Если есть четкое понимание, что именно надо сделать, то с частью проблем можно разобраться врамках подготовки к внедрению на базе существующих систем. В ином случае лучше сразу выбрать хороший инструмент, который даст впоследствии мощный синергетический эффект. Опрошенные «Ф.» эксперты отмечают: отечественные системы более «заточены» на удовлетворение регулятивных требований (в частности, предоставление отчетности), иностранные – на бизнес-анализ. В списке поставщиков можно отметить IBM, Oracle, SAP, SAS, Teradata.

ЗАЧЕМ БАНКАМ BI?

Андрей Волков, руководитель центра­ компетенции «Управленческие решения для банков» SAP в СНГ:– Среди основных факторов – повышение эффективности деятельности в условиях усиления конкурентной борьбы за клиента и ресурсы. Явное стремление главного регулятора неуклонно и последовательно вводить международные стандарты финансового учета и управления рисками вносит принципиально новые обязательные для исполнения акценты в систему менеджмента. Наконец, многие банки повышают качество управления, стремясь увеличить прозрачность своей деятельности для акционеров.

Дмитрий Котельников, директор по развитию ЦФТ:– Рост розничного бизнеса и сохранение высокого уровня рентабельности может обеспечиваться банками за счет стандартизованных продуктов и гибкой системы управления их параметрами по сегментам. Так, есть клиенты, нечувствительные к стоимости. Но для них важно получить определенный набор услуг. И, напротив, есть клиенты, реагирующие только на цену. Если научиться измерять сегменты по указанным признакам, то можно грамотно настраивать продуктовую модель банка и получать дополнительные доходы. Решение подобных задач обеспечивается системами класса BI.

Андрей Кузьмин, директор по специальным проектам компании Energy Consulting/Integration:– На первое место я бы поставил задачу управления рисками – рыночными, операционными. Практика показывает: один сотрудник банка при несовершенной системе конт­роля может привести банк к банкротству или убыткам, как это произошло с Barings или Societe Generale. Следующая по значимости – проблема экономического моделирования поведения банка на рынке. Дополнительный фактор, влияющий на ситуацию, – пресловутый «зоопарк» систем, анализ данных из которых зачастую осуществляется в полуручном режиме.

Екатерина Воропаева, вице-президент компании GMCS:– Как ни пытаются сдержать экспансию крупных западных банков на российский рынок, рано или поздно это все равно произойдет. У нас уже присутствуют представители западных банковских групп. Они приносят на рынок мировые стандарты банковских технологий, которые опираются на мощную технологическую и информационную составляющую, в том числе и BI-системы. Чтобы оставаться конкурентными, российским структурам необходимо как можно быстрее достигнуть мировой планки состава услуг и уровня их предоставления.

Журнал «Финанс.» №26 (261) 07 июля — 13 июля 2008 — IT+финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.