ОЛЕГ ТИНЬКОВ, владелец компании “Тинькофф”, рискнул по-крупному. В то время как в стране темпы роста потребления пива снизились до 5-8% в год (то есть рынок приблизился к насыщению), предприниматель решил построить новое крупное предприятие годовой мощностью 200 млн литров пива с перспективой ее быстрого удвоения. Завод построят немцы в рекордно короткие сроки (см. стр. 38).
Несомненная вера в собственный успех – дело хорошее, но надо признать, что начинание Олега Тинькова весьма рискованно. Пиво “Тинькофф”, хоть и нашумело, значительной доли рынка не занимает (менее 0,2% по литрам). Чтобы при жесткой конкуренции наращивать продажи (мощность нового предприятия позволит в потенциале контролировать до 3% рынка), требуется не только недюжинный профессионализм, но и простой фарт: на рынке достаточно распространены случаи, когда компании все делают вроде бы правильно, но рыночного результата при этом нет.
Помочь компании “отбить” $75 млн, вкладываемых в завод, должен новый брэнд под названием “Т”, а также высокая рентабельность производства premium-сортов. Издержки на производство ненамного больше средних, зато цена продажи выше среднерыночной примерно в два раза. В этом плане “Тинькофф” имеет преимущество в виде большого задела на маркетинговые расходы. Однако и среди дорогого пива конкуренция в последнее время выросла: на рынок вышли многие иностранцы, не имеющие производства в России. Этому, кстати, способствует курсовая политика Центрального банка (стр. 44-46): чем крепче по отношению к доллару рубль, тем выгоднее возить в Россию любые товары, в том числе и пиво. Это не облегчает жизни местным производителям.
Но пока жизнь не давала Олегу Тинькову возможности усомниться в собственном таланте брэндостроителя: сеть магазинов “Техношок” была создана, раскручена, продана и работает до сих пор; компания по производству пельменей и другой еды “Дарья” создавалась с нуля, быстро выведена в лидеры рынка и опять же продана в прошлом году “Планете Менеджмент” Романа Абрамовича (тогда он еще не распродавал, а покупал российские активы).
Вырученные деньги (плюс заемные ресурсы) пошли на именной бизнес “Тинькофф”. До сих пор крупнейшей инвестицией были $17 млн (с учетом кредитов), вложенные в завод, который начал работу весной этого года. При хороших продажах “Тинькофф” хотел по итогам 2003 года рассмотреть вопрос о строительстве завода мощностью 100 млн литров. Весной продажи бутылочного пива на год в компании прогнозировали на уровне $18 млн (см. “Финанс.” № 3). Уже сейчас компания ожидает реальные продажи на $36 млн. В полном соответствии с этой пропорцией мощность нового завода оказалась увеличена в два раза, а реальных итогов года компания даже не стала дожидаться.
Для строительства нового завода, по официальной информации, привлечены средства финансовых инвесторов – банка “Зенит” (известен своей близостью к “Татнефти”) и инвестиционной группы “Атон” (известна тем, что за $90 млн продала 93% акций “Осколцемента” компании “Интеко”, принадлежащей супруге Юрия Лужкова). Утрируя, можно сказать, что в тиньковский пивзавод, который немцы построят в Пушкине, будут вложены татарские нефтяные и московские строительные деньги. Получается почти так же запутанно, как у Романа Абрамовича, чукотского губернатора, выкачавшего себе из сибирских недр английский футбольный клуб.
Журнал «Финанс.» № 32 (20-26 октябрь 2003) – Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.