Удвоение Олега Тинькова

ОЛЕГ ТИНЬКОВ, владелец компании «Тинькофф», рискнул по-крупному. В то время как в стране темпы роста потребления пива снизились до 5-8% в год (то есть рынок приблизился к насыщению), предприниматель решил построить новое крупное предприятие годовой мощностью 200 млн литров пива с перспективой ее быстрого удвоения. Завод построят немцы в рекордно короткие сроки (см. стр. 38).

Несомненная вера в собственный успех — дело хорошее, но надо признать, что начинание Олега Тинькова весьма рискованно. Пиво «Тинькофф», хоть и нашумело, значительной доли рынка не занимает (менее 0,2% по литрам). Чтобы при жесткой конкуренции наращивать продажи (мощность нового предприятия позволит в потенциале контролировать до 3% рынка), требуется не только недюжинный профессионализм, но и простой фарт: на рынке достаточно распространены случаи, когда компании все делают вроде бы правильно, но рыночного результата при этом нет.

Помочь компании «отбить» $75 млн, вкладываемых в завод, должен новый брэнд под названием «Т», а также высокая рентабельность производства premium-сортов. Издержки на производство ненамного больше средних, зато цена продажи выше среднерыночной примерно в два раза. В этом плане «Тинькофф» имеет преимущество в виде большого задела на маркетинговые расходы. Однако и среди дорогого пива конкуренция в последнее время выросла: на рынок вышли многие иностранцы, не имеющие производства в России. Этому, кстати, способствует курсовая политика Центрального банка (стр. 44-46): чем крепче по отношению к доллару рубль, тем выгоднее возить в Россию любые товары, в том числе и пиво. Это не облегчает жизни местным производителям.

Но пока жизнь не давала Олегу Тинькову возможности усомниться в собственном таланте брэндостроителя: сеть магазинов «Техношок» была создана, раскручена, продана и работает до сих пор; компания по производству пельменей и другой еды «Дарья» создавалась с нуля, быстро выведена в лидеры рынка и опять же продана в прошлом году «Планете Менеджмент» Романа Абрамовича (тогда он еще не распродавал, а покупал российские активы).

Вырученные деньги (плюс заемные ресурсы) пошли на именной бизнес «Тинькофф». До сих пор крупнейшей инвестицией были $17 млн (с учетом кредитов), вложенные в завод, который начал работу весной этого года. При хороших продажах «Тинькофф» хотел по итогам 2003 года рассмотреть вопрос о строительстве завода мощностью 100 млн литров. Весной продажи бутылочного пива на год в компании прогнозировали на уровне $18 млн (см. «Финанс.» № 3). Уже сейчас компания ожидает реальные продажи на $36 млн. В полном соответствии с этой пропорцией мощность нового завода оказалась увеличена в два раза, а реальных итогов года компания даже не стала дожидаться.

Для строительства нового завода, по официальной информации, привлечены средства финансовых инвесторов — банка «Зенит» (известен своей близостью к «Татнефти») и инвестиционной группы «Атон» (известна тем, что за $90 млн продала 93% акций «Осколцемента» компании «Интеко», принадлежащей супруге Юрия Лужкова). Утрируя, можно сказать, что в тиньковский пивзавод, который немцы построят в Пушкине, будут вложены татарские нефтяные и московские строительные деньги. Получается почти так же запутанно, как у Романа Абрамовича, чукотского губернатора, выкачавшего себе из сибирских недр английский футбольный клуб.

Журнал «Финанс.» № 32 (20-26 октябрь 2003) — Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.