Вслед за коммунистами тезис об отставке правительства подхватывают другие парламентские партии и фракции, включая «Яблоко» и даже «Единую Россию». Критика правительства, его реформаторских действий либо бездействия во все времена была излюбленным приемом предвыборной борьбы. Ничего лучшего не придумать и нынешнему составу Государственной Думы, перевыборы в которую назначены на декабрь.
Депутаты в свою очередь сделали все от них зависящее, чтобы через парламент за эти три года не прошел, не потеряв изначальной сути, ни один в корне меняющий ситуацию экономический закон, предложенный кабинетом министров. В итоге совместные усилия правительства и парламента привели к тому, что сегодня получило название эпохи «путинского застоя».
Фискальная прямая
Пожалуй, самая важная и стратегическая проблема правительства — налоговая. Научным «упорядочением фискального бремени» всерьез занялись в 1999 году в Институте экономики переходного периода (ИЭПП) Егора Гайдара. В представленном в то время докладе экспертов ИЭПП говорилось, что собрать больше налогов в России, чем уже собирается, невозможно. Поэтому речь может идти только о «более справедливом налогообложении». В том же смысле высказался в свое время и российский президент, отказавшийся от дальнейшего снижения фискального бремени для юридических и физических лиц. Вопреки мнению Владимира Путина премьер-министр взял дело в свои руки и заявил, что не снижать налоги при условии сокращения расходов бюджета недопустимо.
По данным Российской финансовой корпорации (РФК), практически не отличающимся от цифр официальной статистики, в январе 1999 и 2000 годов (до начала налоговой реформы) в федеральный бюджет собрано налогов в размере соответственно 7,5 и 9,4% ВВП. А в январе 2001-2003 годов сборы составили соответственно 9,8, 10,4, 11,1% ВВП. То есть это вполне конкретный и не оспариваемый сегодня никем результат реформы, задачей проведения которой изначально было снижение налогового бремени. Михаил Касьянов решил лично принять участие в налоговой революции и предложил недавно собственные поправки к Налоговому кодексу. Например, действующую регрессивную шкалу единого социального налога, которая в целом способствовала «обелению» «серых» зарплат, заменить единой 28-процентной ставкой, причем уже с будущего года. Чем, несомненно, напугал предпринимателей, для которых ЕСН — один из самых страшных налогов.
В результате долгих споров, согласований и компромиссов между премьером, министром финансов Алексеем Кудриным и главой Минэкономразвития Германом Грефом правительство решило, что с будущего года НДС надо будет снизить на 2 процентных пункта (до 18%), сохранив при этом льготную ставку для ряда операций в размере 10%. Верхнюю границу трехступенчатой регрессивной шкалы ЕСН правительство теперь предлагает снизить до 26% начиная с 2005 года. Кроме того, решено полностью отменить с 2004 года налог с продаж, который ни в одной развитой стране мире не взимается параллельно с НДС. Таким образом, общая налоговая нагрузка на экономику с будущего года сократится, по версии Белого дома, на 1,75% ВВП, а сам ВВП за счет фискальных послаблений вырастет на 0,5-1%.
Впрочем, всем предложениям правительства по справедливому «выпрямлению» фискальных перекосов предстоит еще получить одобрение Госдумы. И нет никакой гарантии, что поправки парламентариев не приведут, в конце концов, к сохранению или даже увеличению налоговой нагрузки. По большому счету все усилия Минфина в поиске компромисса с премьером и Минэкономразвития направлены на то, чтобы сохранить профицитность бюджета для оплаты внешнего долга и обеспечения социальных гарантий накануне президентских выборов. В действительности же внятного обоснования оптимальной фискальной нагрузки (при которой большинство экономических субъектов уплачивают налоги) пока не появилось ни из одного кабинета Белого дома.
Бывший глава Федерального агентства по делам о несостоятельности, а теперь адвокат Петр Мостовой считает, что вся подковерная война по налоговой реформе в правительстве и парламенте ведется только для того, чтобы определить величину текущих платежей в бюджет крупнейших российских корпораций, из пожертвований которых этот бюджет и формируется. По его оценкам, объем нелегализованных финансовых взаимоотношений между налогоплательщиками РФ составляет не менее 50%. Это означает, что доходы бюджета при легализации «теневых» расчетов можно увеличить вдвое (!), как соответственно и расходы. Российская экономика, считает Петр Мостовой, — это граждане, которые могут накапливать сбережения в российских рублях и хранить их в российских банках. Пока же наши налогоплательщики около половины всех своих сбережений (в размере одного официального годового бюджета РФ) вкладывают в развитие экономик США и государств Евросоюза.
Начни с ближнего своего
Если с кардинальной реформой собственной структуры (сокращение числа ведомств, штата госчиновников, повышение денежного содержания) правительство России не спешит, то в реструктуризации естественных монополий всегда готово активно поучаствовать. Варианты реформирования РАО «ЕЭС России», МПС и «Газпрома» уже проработаны, но пока не реализуются.
Шесть законопроектов о реформе РАО в конце концов прошли Госдуму, Совет Федерации и попали в администрацию президента. Для реализации реформы Анатолий Чубайс решил остаться на своем посту еще на пять лет, хотя до обсуждения пакета законопроектов по энергореформе в Госдуме заявлял, что уйдет «из компании не позже 2004-го». То есть до очередных президентских выборов. Но «вдруг» передумал.
Решение о реформе ведомства Алексея Миллера принял единолично Владимир Путин. Проект реформы «Газпрома», предложенный Германом Грефом, по сути, предполагал «расчленение» газового монополиста на вполне конкурентоспособные в условиях рынка подразделения и создание «прозрачного» механизма принятия решений топ-менеджментом. Однако на деле это означало практически полную утрату над компанией государственного контроля ее руководителем и главным распорядителем кредитов. По настоянию своего земляка Владимир Путин временно в принципе запретил реформу «Газпрома». Похожими методами было реформировано и Министерство путей сообщения. На Николая Аксененко Генпрокуратура РФ завела уголовное дело, а новый министр успешно продолжил начатую предшественником реформу. Суть ее предельно проста: министерство передает значительную долю государственного бизнеса вновь создаваемому ОАО «Российские железные дороги».
Закончив с оппонентами по реформе РАО «ЕЭС», Анатолий Чубайс решил взяться за жилищно-коммунальное хозяйство. Реформу с большими коммерческими перспективами, а соответственно и с попутными «социальными издержками» предусмотрительно запланировано начать не раньше 2005 года, то есть опять же после парламентских и президентских выборов.
В ходе недавнего выступления в Совете Федерации Владимир Путин попросил сенаторов взвешенно отнестись к популистским законам, которые Дума может представить на их рассмотрение. Президент, в частности, привел цифры, наглядно демонстрирующие «эффективность» законотворческой работы депутатов за три последних года. По расчетам министра финансов Алексея Кудрина, за предыдущие годы парламент страны принял законодательно оговоренные социальные обязательства бюджета на сумму в 6,5 трлн рублей (в ценах 2003 г.), в то время как сам годовой бюджет страны — это 3,5 трлн рублей. Большую часть неподтвержденной бюджетными расходами суммы составляют льготы пенсионерам, ветеранам и приравненным к ним лицам по оплате жилья.
До непосредственного внимания президента наконец дошла и другая жилищная проблема — ипотека. В феврале 2003 года для беседы на тему об ипотечном кредитовании даже собирался Президиум Госсовета. В результате «обстоятельного разговора» решено было создать соответствующий комитет при президенте вдобавок к действующему в рамках правительства Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Однако госведомства не в состоянии решить главные проблемы, которые «тормозят» ипотечное кредитование: малые официальные зарплаты большинства потенциальных соискателей ипотечных кредитов (это вопрос налоговой реформы), значительные попутные издержки (административная реформа), неуверенность людей в завтрашнем дне и др.
В апреле Госдума приняла в окончательном чтении очередные поправки к закону «Об основах федеральной жилищной политики», которые установили новые льготы в оплате за жилье малоимущим. Впрочем, уже с будущего года большую часть льгот предполагается отменить, а злостных неплательщиков выселять в общежития. Эксперты справедливо считают, что от банкротств предприятия ЖКХ поправки не спасут, а забот Госстрою по сооружению дополнительных многосемейных «коммуналок», безусловно, добавят.
Пенсионные ошибки
В начале года Владимир Путин был вынужден публично признаться в «ошибках» по индексации выплат пенсионерам, которым в Белом доме сделали прибавку в размере 30 рублей. Премьер, который лично курирует пенсионную реформу, с серьезным опозданием все-таки нашел «крайнего». Им оказался заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, которому в апреле было объявлено о неполном служебном соответствии после ряда его публичных выступлений. В действительности чиновник был дважды прав. Во-первых, он заявил на международной конференции, посвященной реформе пенсионной системы в РФ, что из 11 подзаконных актов правительство до сих пор не подписало ни одного. А из-за того, что до конца не разработан механизм допуска частных компаний к управлению пенсионными средствами, реформа оказалась на грани срыва. Во-вторых, следуя абсолютно нормальной тенденции к большей открытости правительства, он говорил не только о достижениях, но и о недоработках.
В прошлом году похожая участь постигла и земельную реформу. После бесконечных думских баталий был принят Земельный кодекс, который, как ожидалось, узаконит право частной собственности на землю. Надежды потенциальных землевладельцев сбылись — но только по части выкупа за баснословные деньги и без того де-факто принадлежавших им участков под промышленными предприятиями и дачными домиками. Сельскохозяйственные угодья, вокруг которых и шли все споры, в коммерческий оборот решено пока не пускать.
В отличие от малоэффективных «законодательных» реформ гораздо большее влияние на реальное положение дел в экономике оказывают «инновационные» преобразования, непосредственно связанные с экономической политикой правительства. Но и здесь кабинету министров нечем похвастать. Вступление России в ВТО откладывается на неопределенное время (см. стр. 22).
Глава Минпромнауки Илья Клебанов, в одном из интервью привел наглядный пример экономической политики государства по защите отечественного автопрома, в котором работают сейчас более 10 млн человек. Решение о введении заградительных пошлин на иномарки в правительстве готовили в общей сложности полтора года. За это время на волне негативных ожиданий в страну ввезено втрое больше подержанных иномарок (600 тыс.), чем традиционно ввозилось за год (200 тыс.).
ЦБ как душитель роста
Центральный банк, хотя напрямую правительству и не подчиняется, денежную политику страны должен проводить с ним в паре. Банковская реформа идет пока вяло: банки медленно укрупняются, медленно «сдувают» раздутые капиталы и медленно наращивают кредитование реального сектора.
Сам глава Банка России проявляет чудеса научно обоснованной изобретательности в формировании новой концепции кредитно-денежной политики. Оказывается, работая еще в Минфине, Сергей Игнатьев с одним из своих помощников долгие годы строил простые эконометрические модели. И пришел к выводу, что укрепление реального курса рубля как раз со времени дефолта в 1998 году и по настоящее время не оказывает никакого воздействия на рост промышленного производства в России. Это может происходить из-за того, что «факторы производства — труд, капитал, материальные ресурсы стали быстрее перетекать» в более доходные отрасли. То есть переток капитала из сырьевых отраслей в перерабатывающие в российской экономике происходит безо всякого участия государства и ЦБ, сам по себе. Поэтому и не нужна никакая промышленная политика. Можно смело «валить» доллар и заниматься борьбой с инфляцией. Первые плоды этой борьбы с «непрофильным» для Банка России врагом уже налицо. Инфляция за апрель 2003 года, по последним сводкам, составила всего около 1%, в марте и того меньше — 0,9%. Правда, по итогам четырех месяцев уровень инфляции все еще достаточно высок — 6,2% (за аналогичный период прошлого года было ненамного больше, и если экстраполировать прошлогодние данные, то на конец года инфляция составит 14,2% против 15,1% в 2002 году. Между тем желаемый уровень инфляции обозначен дважды — в федеральном бюджете и предвыборных обещаниях Владимира Путина. Этот уровень — 12%, а достичь его можно предельно жесткой денежной политикой, уменьшением совокупного спроса путем стерилизации денежной массы. Но такие меры результат имеют двоякий. Так как совокупный спрос падает, то незачем расти и совокупному предложению, то есть производству и ВВП.
Главная гордость ЦБ — величина золотовалютных резервов — действительно радует глаз. Благодаря продаже экспортной выручки ЗВР растут на несколько сот миллионов долларов в неделю и сразу после праздников впервые должны превысить $60 млрд. Всего же с начала 2000 года резервы выросли уже почти в пять раз. Формирование ЗВР и финансового резерва, позволяющего без особых усилий «закрыть» пиковые выплаты по внешним долгам 2003 года, безусловно, относятся к позитивным результатам работы денежных властей. Вопрос только в том, что изъятие из экономики «лишних» денег заканчивается тем, что темпы экономического роста очень скромны, особенно на фоне провала, в котором оказалась российская экономика в 90-х годах. В 2002 году экономика выросла на 4%. Этот год начался также без особого роста, но на прошлой неделе появились обнадеживающие данные: в первом квартале ВВП вырос на 6,7%. Это, конечно, не двузначный рост Китая, но уже гораздо лучше, чем неощутимые 4,3% 2002 года. Обнадеживает и недавно появившаяся статистика о сальдированном финансовом результате организаций. Совокупная прибыль организаций (без сельского хозяйства, малого предпринимательства, банков, страховых компаний и бюджетных организаций) в действующих ценах составила 196,4 млрд рублей. Это сразу на 28% больше, чем за первые два месяца 2002 года, в котором этот важный показатель не рос, а даже падал (на 21% по сравнению с 2001 годом).
Иллюзий относительно происхождения упомянутого роста быть не может: до марта цена нефти на мировом рынке преимущественно превышала $30 за баррель. Цена на нефть уже приближается к $20, а пессимисты считают, что может снизиться и до $10-12. Выпадание доходов из экономики при этом будет огромным. Последний раз такие цены на нефть наблюдались в кризисном 1998 году.
Сухой остаток
TEXT»В год парламентских и президентских выборов конъюнктурный, как его называют еще многие экономисты, «восстановительный» рост российской экономики не уберег премьер-министра от критики и волны новых проектов экономических реформ. С программным докладом о будущем российской экономики выступил Егор Гайдар. Свое видение реформ экономики в тандеме с главой «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским представил и лидер СПС Борис Немцов. Достаточно резко о работе правительства высказался лидер «Яблока» Григорий Явлинский.
Еще в конце октября прошлого года Всемирный банк в своем ежеквартальном отчете подвел черту: зависимость экономики России от экспорта природных ресурсов значительно возросла, обострив симптомы «голландской болезни». Эксперты ВБ констатировали, что ограничение госрегулирования не привело к росту деловой активности, до 60% инвестиций направляются в сырьевой сектор. Причем рост инвестиций с 17% в 2000 году снизился до 2,5% в 2002-м. Ресурсные отрасли (ТЭК, металлургия) выросли на 6,5% против 5,4% в прошлом году. Темпы роста в обрабатывающей промышленности, напротив, снизились с 5,5 до 3,3%. Конкурентоспособность на внутреннем рынке упала — во многом из-за 8-10-процентного роста импорта. Доходы потребителей выросли, и они переключились на безальтернативные по качеству товары импортного производства.
На заседании правительства в начале ноября прошлого года, посвященном подведению итогов работы кабинета министров, были названы перефразированные наблюдения аналитиков ВБ. Из них, правда, Михаил Касьянов сделал собственные, парадоксальные выводы. Оказывается, в экономике ничего страшного не происходит. Рост ВВП в размере немногим более 4% вполне приемлем. Увеличиваются инвестиции в реальный капитал, и растут доходы граждан. В условиях роста профицита и неизрасходованных остатков бюджетных денег премьер предложил разработать систему дальнейшего снижения налогового бремени, что впоследствии успешно и осуществил.
По оценке главы Минэкономразвития Германа Грефа, доля государства в ВВП страны во всех формах приближается к 50%. А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин оценил долю государства на рынке до 65% и назвал нынешние формы экономической политики правительства пережитком социализма. В своем докладе он вывел простую формулу. Нужно в течение двух-трех лет сократить участие государства в экономике — продать большинство ФГУПов и госпакеты в АО, в 2-3 раза уменьшить численность чиновников и в 3-4 раза повысить им зарплату. Долю консолидированного бюджета в ВВП необходимо сократить с 41% до 30%. При условии соблюдения всех рекомендаций ВШЭ Евгений Ясин считает, что уже в нынешнем году можно добиться роста в 8-10%.
Эту неолиберальную модель экономических реформ всегда поддерживал советник президента Андрей Илларионов. По его подсчетам, с 1998 года ВВП России вырос без малого на 26%, промышленное производство — на 32%, инвестиции в реальный сектор — на 38%, оборот розничной торговли — на 23%, официальный уровень ЗВР — почти в 7 раз. Средняя заработная плата в реальном измерении выросла на 37%, пенсии — на 10%, реальное потребление населения — на 25%, численность занятых в реальном секторе — на 8%. Как считает советник президента, по большинству социально-экономических показателей превзойден уровень даже предкризисного 1997 года. Вместе с тем он отметил падение темпов роста ВВП практически по всем показателям. За последние четыре года доля сырьевых отраслей в промышленном производстве выросла с 51,3% до 54,7%. Кумулятивный рост ВВП за три года составил 19% — пятый результат среди республик СНГ. По темпам экономического роста среди государств Содружества Россия в 2002 году заняла уже 10-е место. За эти же три года отмечен рост непроцентных расходов бюджета на 48%. Из сравнительных показателей Андрей Илларионов делает вывод, аналогичный результатам исследований академика Евгения Ясина: участие государства в экономике не сокращается, а, напротив, увеличивается. А это одна из составляющих формулы стагнации экономики, которая через несколько лет может привести к еще более масштабному кризису, чем в 1998 году.
Темпы экономического роста даже при нынешнем развитии финансовой системы, незадействованных производственных мощностях и огромном потенциале природных ресурсов России можно резко повысить. Это признают многие известные экономисты и независимые руководители крупных предприятий, многие губернаторы. Однако, считают исследователи, в этом объективно не заинтересован крупный бизнес и коррумпированные властные структуры.
Теоретическое подтверждение этого тезиса довольно просто определил главный специалист Института финансовых исследований, кандидат экономических наук Георгий Трофимов. Он пришел к выводу, что главным препятствием экономического роста являются «интересы олигархических группировок или отраслевых инсайдеров». «Переход отрасли к более передовым методам производства, — считает экономист, — влечет потерю инсайдерами своего положения, а значит, и большой части доходов». Отсюда стремление к сохранению в каждой конкретной отрасли существующего, далеко не самого прогрессивного порядка.
Решение основных экономических проблем возможно при помощи кардинальных политических методов — в результате реформы государственного управления, которую Владимир Путин поручил провести кабинету Михаила Касьянова. Поэтому возможны два варианта развития событий. Во-первых, политические партии и предвыборная целесообразность могут склонить президента к тому, что началом этой реформы станет как раз отставка премьера. Во-вторых, Владимир Путин сочтет, что «от добра добра не ищут», и не рискнет отставкой правительства заострять внимание населения на экономических проблемах. То есть сохранит свой рейтинг в целости и сохранности.
Прогноз социально-экономического развития России
Показатель2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2008 г.Инфляция, % 20,218,615,110-128-106,5-8,55-7Прирост ВВП, % 9,05,04,34,53,8-5,04,8-5,94,5-6,3Доля услуг в ВВП, % 49,251,054,055,355,856,256,8Продукция промышленности, прирост, % 11,94,93,74,33,7-4,74,1-5,34,5-5,5Доля добывающих отраслей в промышленном производстве, % 50,448,149,048,047,747,345,1Продукция сельского хозяйства, прирост, % 7,77,51,73,03,5-4,03,5-4,03,5-4,0Инвестиции в основной капитал, прирост,% 17,48,72,67,06,8-7,88,4-9,48,0-9,5Иностранные инвестиции (прямые), $ млрд4,44,04,06,0-6,57,1-7,87,8-8,510-12Экспорт товаров, $ млрд105,0101,9107,2117,5108,1-117,7111,6-124,5122,9-146,1Доля сырья и материалов в экспорте, % 91,489,890,791,190,790,389,0Импорт товаров, $ млрд44,953,861,069,273,9-76,180,2-84,993,8-107,6Общая безработица, % от экономически активного населения10,59,08,08,2-8,08,1-8,07,8-7,77,1-7,2Официально зарегистрированная безработица,% от экономически активного населения1,51,51,72,02,12,12,0Реальные доходы населения, % от предыдущего года111,9108,5108,9108,3106,6-107,8107,0-108,1106,5-108,0Расходы федерального бюджета, % ВВП14,114,615,615,214,013,913,5Расходы консолидированного бюджета, % ВВП25,825,828,126,524,823,222,5
Источник: Минэкономразвития России.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Главное
Олег Анисимов, Александр Кривцов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.