Несостоявшееся ускорение

По предварительной оценке, за девять месяцев 2005 года выпуск продукции и услуг базовых видов экономической деятельности (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, розничная и оптовая торговля) увеличится на 5,5% против 5,6% за январь-август и 5,4% за январь-июль. При этом в промышленности появились первые признаки стагнации. По оценке, за январь-сентябрь промышленное производство возрастет на 3,6%. За предыдущие семь месяцев его объем увеличился на 3,7%. По итогам января-ноября прирост в промышленности еще больше снизится — до 3,4%, а по базовым видам экономической деятельности — до 5,4%.

Инвестиционная активность. Наиболее обнадеживающей тенденцией на общем фоне стала динамика капитальных вложений. После значительного провала в первые месяцы 2005 года инвестиционная активность в нашей стране постепенно приходит в норму. За девять месяцев объем инвестиций в основной капитал увеличился, по оценке, на 9,9%. Для сравнения: по итогам 2004 года в целом инвестиции выросли на 10,9%.

Роль государства. Впрочем, дело не только и не столько в цифрах. Главный итог последних месяцев состоит в том, что государство постепенно изменяет вектор экономической политики. Вспомним начало нынешнего года. Дело «Юкоса», активизация налоговых органов в праведном деле выбивания недоимок по платежам в бюджет, а также наращивание административно регулируемых тарифов на фоне невнятных заявлений властей относительно будущей экономической политики.

А что сегодня? На первый взгляд все то же самое. Очередные ни к чему не обязывающие высказывания, силовые акции по борьбе с «внезапно» появившимся «серым» импортом, требования премьера по включению МВД в систему контроля бюджетных расходов. Но есть одно существенное отличие — за последние месяцы Россия из государства с относительно жесткой бюджетной политикой превратилась в страну, активно накачиваемую бюджетными деньгами.

Бюджетная накачка. По данным Федерального казначейства, за восемь месяцев 2005 года объем непроцентных расходов федерального бюджета составил 17,5% ВВП против 15,6% за аналогичный период прошлого года. И если раньше наблюдалась задержка с финансированием уже запланированных расходных статей, то теперь мы имеем опережающее выделение денег Минфином. За январь-август федеральным бюджетом было покрыто 73,1% бюджетных статей, запланированных на 2005 год. При этом основная часть расходов второго квартала была, например, профинансирована в апреле, а третьего квартала — в июле.

Внесенный правительством в Государственную думу проект бюджета на 2006 год еще больше развивает эту ситуацию, включая не только расширенное финансирование социальных статей, но и более активную инвестиционную политику, давая государственные гарантии под крупные инвестиционные и экспортные проекты.

Монетарная политика. От бюджетной политики не отстает и монетарная. Если в начале года Центральный банк проводил сжатие денежной массы, рассчитывая удержать таким образом инфляцию в рамках запланированных ранее параметров, то теперь его политика стала несколько иной. Только за июнь-июль 2005 года денежная масса выросла на 6,3%. До конца года, согласно оценкам министра финансов Алексея Кудрина, она увеличится еще более чем на 10% с достижением годового показателя в 26%. Для сравнения: по итогам первых пяти месяцев текущего года прирост денежной массы не превышал 7,5%.

При этом приток средств затрагивает в первую очередь относительно бедные слои населения, потребительская активность которых прямо (через выплату пенсий и бюджетных зарплат) либо косвенно (через бюджетные заказы) зависит от финансовой активности государства. В отличие от относительно обеспеченной части, занятой в полностью частном секторе, потребление «бюджетно-зависимых» россиян в первую очередь связано с параметром цены используемой продукции или услуги.

Выигрывают бизнес и население. Для бизнеса нынешняя бюджетно-финансовая экспансия означает достаточно предсказуемые условия экономического развития, по крайней мере на среднесрочную перспективу. И не случайно поэтому нынешний год стал рекордным по объему привлечения реального (а не офшорно-российского) иностранного капитала в Россию. Открывая производство на нашей территории, западные компании получают шанс снизить цены своей продукции относительно импорта, а значит, и возможность доступа к крайне чувствительной к ценовому параметру «бюджетно-зависимой» группе потребителей. Более того, у иностранцев возникает шанс включиться в обслуживание прямых государственных заказов, например по закупкам инсулина в рамках программы монетизации льгот или приобретения автомобилей для чиновников.

Налоговое бремя. Предложенная государством политика может продлиться до выборной кампании 2008 года, а если цены на нефть останутся на устойчивом уровне свыше $30-40 за баррель, то и на более длительный срок.

К сожалению, выбранная государством модель экономического развития имеет не только положительные стороны. Пожалуй, наиболее очевидной отрицательной частью проекта «щедрое государство» является стремительное наращивание налогового бремени на топливно-энергетический сектор экономики, который ответствен за формирование львиной доли бюджетных доходов.

Ускоренное изъятие доходов ТЭК оборачивается здесь падением производственной и инвестиционной динамики. По предварительной оценке, прирост промышленного производства в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых за январь-сентябрь 2005 года составит всего 1,6%, а по итогам одиннадцати месяцев не превысит 1,7%. Для сравнения: в 2004 году эта часть экономики выросла на 7,5%.

Снижение занятости. Другой негативный аспект, связанный с бюджетной накачкой экономики, — увеличение затрат частного сектора на рабочую силу. К середине этого года средняя заработная плата в нашей стране достигла $300. В результате, как свидетельствуют конъюнктурные опросы Института экономики переходного периода (ИЭПП), все большее число руководителей предприятий отмечают избыточность персонала относительно потребностей производства, а также прогнозируют снижение динамики найма новой рабочей силы. Из всех видов экономической деятельности, согласно опросам ИЭПП, рост занятости возможен осенью лишь в целлюлозно-бумажном производстве и строительной индустрии. И это на фоне ожидаемого общего оживления экономики!

Рост обрабатывающих производств. Впрочем, список производств, пока выигрывающих от изменения в экономической политике государства, превышает количество проигравших. В первую очередь, конечно, речь идет о производствах, ориентированных на конечный потребительский спрос. По нашему прогнозу, за январь-ноябрь 2005 года выпуск пищевых продуктов, напитков и табака увеличится на 4,8% против 3,0% в 2004 году. В легкой промышленности прошлогодний спад на 6,4% сгладился. По итогам одиннадцати месяцев снижение выпуска в текстильном и швейном производстве не превысит 0,9%. Останутся достаточно высокими показатели и в инвестиционном секторе. Увеличение производства машин и оборудования достигнет 8,2%. Для сравнения: общий показатель прироста обрабатывающей промышленности за этот же период будет 5,2%.

Таким образом, основной движущей силой нынешней экономической динамики является довольно агрессивная бюджетная и монетарная политика государства. Пока ее положительные эффекты, связанные с расширением потребительской и инвестиционной активности, в какой-то мере перевешивают негативные последствия, вызванные замедлением роста топливно-энергетического комплекса и увеличением затрат компаний на рабочую силу.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ, % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА2004 г. 2005 г.

Январь — августЯнварь — сентябрь (оценка) Январь-ноябрь (прогноз)

Выпуск продукции и услуг в базовых отраслях экономики106,6105,6105,5105,4

Индекс промышленного производства107,3103,7103,6103,4

Продукция сельского хозяйства101,6102,2102,3102,5

Грузооборот транспорта106,3102,6102,5102,6

Инвестиции в основной капитал110,9109,7109,8109,9

Оборот розничной торговли112,1111,6111,7111,8

Индекс потребительских цен111,7108,3108,6111,0

-Реально располагаемые денежные доходы населения108,2108,5108,6108,8

Экспорт товаров135,0139,1*138,1136,8

Импорт товаров126,6127,7*127,8127,0

* Фактические данные. Источники: Росстат, ИЭ РАН

Журнал «Финанс.» № 36 (126) 3-9 октября 2005 — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.