– Валентин Георгиевич, почему сегодня так остро стоит проблема использования некачественных дешевых материалов?
– Раньше деятельность по изготовлению строительных материалов лицензировалась. Предприятие, скажем завод по изготовлению железобетонных изделий, не могло функционировать без лицензии. А сейчас осталась только сертификация продукции: обязательная и добровольная. Например оконные блоки проходят обязательную сертификацию, а бетонные изделия – добровольную. В Москве существует организация, тщательно отслеживающая сертификаты (Мосстройсертификация), поэтому вопросов к столичным материалам, как правило, нет. Иногда из регионов действительно приходят более дешевые, но некачественные материалы. Подрядчик обязан вести их контроль при поступлении, и, если есть сомнения в качестве, отказываться от использования. Качество материалов должны контролировать также и заказчик, и, естественно, инспектор Мосгосстройнадзора. Если он увидит некачественную панель, потребует ее демонтировать.
– Что уже сейчас можно предпринять для повышения качества строительства?
– Одним надзором эту проблему не решить. Стимулом должен быть не страх – сейчас придет инспектор и оштрафует, а желание строить качественно. Хотя бы потому, что в противном случае твоя фирма станет неконкурентоспособной.
– Что изменилось в Москве после преобразования ИГАСН в Мосгосстройнадзор?
– В системе проведения проверок изменения небольшие. Главное – устранение выявленных нарушений. Надзор направлен не на организации, а на строящиеся объекты. Кроме того, раньше в соответствии с федеральным законодательством плановые проверки должны были осуществляться не чаще чем раз в два года, что, конечно, усложняло контроль. Теперь мы можем проверять объекты в соответствии с составленной нами программой.
– Плановые проверки не особенно эффективны. О них всегда узнают заранее и успевают «подготовиться»…
– Мы имеем право проводить не только плановые, но и внеплановые проверки. Например к нам поступила информация о факте правонарушения. Источник может быть любой: физическое лицо, юридическое, средства массовой информации и т. д. Если факты подтверждаются, Мосгосстройнадзор привлекает к административной ответственности.
– Какие функции Москомархитектуры вам были переданы?
– Раньше мы осуществляли надзор за качеством строительной продукции и выдавали разрешения на производство подготовительных и строительно-монтажных работ. Теперь они не требуются. Новый Градостроительный кодекс предусматривает выдачу только одного вида разрешений – на строительство. Их выдавала Москомархитектура, но правительство Москвы приняло решение о передаче этой функции Мосгосстройнадзору. Кроме того, мы будем также выдавать и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
– А на каких этапах строительства вы будете осуществлять надзор?
– Абсолютно на всех: с момента получения извещения от застройщика – а он обязан за семь дней предупредить нас о начале работ до выдачи заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, строительных норм и правил, государственных стандартов и иных нормативно-правовых актов. Дальше наша деятельность не распространяется. Нам очень часто задают вопросы, связанные с эксплуатацией. Они не входят в нашу компетенцию. Мы не вправе осуществлять проверку эксплуатируемого объекта.
– Целесообразно ли в такой ситуации отменять лицензирование строительной деятельности (это планируется сделать с 1 января 2007-го)?
– Нецелесообразно, конечно. В России преобладает государственное регулирование, а негосударственное фактически не сложилось. Это процесс, растянутый во времени, и невозможно представить себе, что за год ситуация кардинальным образом изменится. Отменят лицензирование, а что вместо него? Подобная практика получила широкое распространение на Западе. Застройщик и заказчик в первую очередь должны быть заинтересованы в качестве строительства, и это регулируется гражданскими правоотношениями. Другой мощный негосударственный рычаг – страхование. Страховые общества будут отслеживать каждый вложенный рубль.
– Какие изменения, касающиеся нарушений в строительстве, предполагается внести в КоАП?
– Увеличение штрафов. Сейчас максимальный штраф для юридического лица составляет всего 30 тыс. рублей. Согласитесь, для строительной фирмы это очень незначительные деньги. Я отношусь к увеличению сумм штрафов положительно. Думаю, что, если строительной организации будет грозить штраф в размере миллиона рублей, она отнесется более ответственно к строительству.
Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 – 23 июля 2006 – Недвижимость
Беседовала АННА ШЕХОВА
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.