IPO для больших и маленьких

Резкое увеличение количества IPO связывают с тем, что российские компании и сам рынок доросли до нового этапа развития. Несмотря на то что число размещений в 2004 году было раза в два меньше прогнозируемого (например, аналитики МДМ-банка говорили о десяти возможных IPO), их количество все же возросло: четыре IPO на российском рынке и одно на Нью-Йоркской фондовой бирже по сравнению с одним размещением в 2003 году холдинга “Аптечная сеть 36,6”. Многие российские компании уже сейчас готовы к предложению своих акций на бирже (см. “Ф.” № 23 от 14.06.04). Компания Ernst & Young прогнозирует, что еще три-четыре удачных IPO и на рынке возникнет цепная реакция.

Несмотря на то что такая прозрачная компания, как “Юкос”, была практически уничтожена властями, другие российские компании и сегодня стремятся открыться перед инвестором и привлечь его внимание. В том числе к своим акциям. Это происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом учетной ставки в США увеличивается стоимость заимствований за рубежом. И если до сих пор компании отказывались от проведения IPO, например, в пользу выпуска облигаций, то теперь все меняется. Во-вторых, в следующую пятилетку никто не ожидает таких темпов роста стоимости компаний, как после августа 1998 года. Следовательно, их владельцы начнут более охотно расставаться со своими акциями.

Наиболее положительная тенденция IPO-2004 заключается в том, что все компании, выходившие на российский рынок со своими акциями, предлагали инвесторам большие пакеты (самый маленький объем был у концерна “Калина”, разместившего в конце апреля 33% акций примерно за $62 млн). То есть новые акции сразу становились ликвидными – биржевые сделки с ними проходят практически каждый день. Для сравнения, IPO прошлых лет: объем размещения РБК в 2002 году составил всего $13,3 млн, “Аптечной сети 36,6” в 2003-м – $14,4 млн, а торгов по акциям последней не проводилось в течение полугода. “Компании, ранее выходившие на публичный рынок, не достигали размеров, позволяющих проводить эффективные размещения, – говорит Игорь Потапенко из консалтинговой компании TRC. – А сейчас развитию бизнеса и привлечению инвестиций способствует устойчивая макроэкономическая ситуация”.

При анализе прошедших IPO (см. таблицу) можно заметить, что все эти компании не принадлежат к нефтегазовому или сырьевому секторам. Здесь Россия несколько отличается от остального мира. По данным компании Ernst & Young, в 2003 году 17% всех мировых IPO было проведено компаниями энергетического и сырьевого секторов. Сырьевые компании с активами в России, готовые провести IPO, до сих пор специально регистрировались за рубежом и предпочитали размещать свои акции в секции альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Такую схему использовали в основном золотопромышленные компании, которые, несмотря на иностранные названия и регистрацию, ведут добычу только в России. Например, Peter Hambro Mining, чей основной актив – 97,7% акций ОАО “Покровский рудник”, или Highland Gold Mining – вторая после “Норильского никеля” компания по запасам золота, все месторождения которой находятся в России.

Самая свежая тенденция IPO-2004 связана с первичным размещением акций девелопера “Открытые инвестиции”. В России свои акции начинают предлагать компании, которые уже с момента своего создания целенаправленно проводят подготовительные для IPO процедуры: готовят отчетность по МСФО, проводят аудит “первой четверкой”, работают над прозрачностью организационной структуры. “Открытые инвестиции” с самого начала планировались как прозрачная и публичная структура”, – заявили “Ф.” в руководстве компании. Эта тенденция тесно связана с другой – постепенное превращение российских финансово-промышленных групп в фонды прямых инвестиций (ФПИ). О том, что его бизнес – это производство “голубых фишек”, не раз заявлял глава “Интерроса” Владимир Потанин. И “Открытые инвестиции”, по-видимому, первая из них. Управляющий директор AIG-Brunswick Millennium Fund Иван Родионов считает, что отечественные ФПГ и раньше мало отличались от фондов: “Цель ФПИ состоит в увеличении стоимости компании. Фонд на этапе выхода из проекта получает созданную дополнительную стоимость. Такая же цель ставилась для многих сделок, проведенных ФПГ в течение последних пяти лет”. Недавний пример подобного инвестирования – покупка фондом “Ренова-Капитал” 37% акций фармацевтической компании Natur Produkt Holdings.

Между тем именно IPO является одним из трех путей выхода фонда прямых инвестиций из проекта. Правда, пока российские ФПИ предпочитали оставшиеся два: продажу акций стратегическому инвестору или менеджменту. Но ситуация меняется, и сегодня можно прогнозировать увеличение числа IPO именно за счет ФПГ и фондов. В свою очередь это благотворно повлияет и на рынок инвестирования в высокотехнологичные компании. “Мы не можем инвестировать, например, в биотехнологии, – жаловался корреспонденту “Ф.” полгода назад руководитель одного из фондов венчурных инвестиций, работающих в России. – В этой сфере надо вкладываться в идею, в start-up. На Западе процесс инвестирования в высокотехнологичные компании происходит так: на деньги фонда создается образец продукта, проводятся его испытания. А потом, после получения положительных результатов, фонд размещает акции компании на фондовой бирже, при этом выходя из проекта. В России же отсутствует последняя стадия – рынок IPO”.

Журнал «Финанс.» № 1 (91) 10-16 января 2005 – Компании
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.