Запад не готов встретить старость

Бедные люди. Несовершенство пенсионной системы оказалось в центре внимания британских экономистов и общественности несколько лет назад. Размер базовой государственной пенсии в Великобритании — 79,6 фунта стерлингов в неделю — один из самых низких среди развитых стран. Получать такую пенсию могут женщины с 60 и мужчины с 65 лет. Причем не все британцы, соответствующие этим возрастным критериям, могут получать полную государственную пенсию: ее размер уменьшается, если человек в годы своей трудоспособности вносил недостаточно денег в систему Национального страхования. В Великобритании вообще не существует гарантированной минимальной пенсии по старости. Если человек платил совсем мало взносов, то по достижении пенсионного возраста он не получит от государства ничего. Только по достижении 80 лет такой «неплательщик» сможет претендовать на пенсию в размере 60% от базовой и то при соблюдении некоторых условий.

Конечно, можно попробовать не зависеть от государства. Собственно, пенсионная система Великобритании была задумана так, чтобы основную часть сбережений люди копили в частных фондах. Вариантов предлагается множество. Но и тут не обходится без проблем. Частные схемы хорошо работают в годы подъема на финансовых рынках. Но на жизнь любого человека неизбежно приходится несколько кризисов. В результате спадов теряет либо работник (если он инвестирует накопления, принимая на себя риск), либо работодатель. Например, наиболее выгодной для пенсионера схемой в Великобритании считается та, при которой компания обязуется выплачивать работнику до конца жизни определенный процент зарплаты в зависимости от стажа. В связи с ростом продолжительности жизни, а также спадом на рынке ценных бумаг в начале десятилетия подобный вариант стал слишком дорогим удовольствием для работодателей, и те из них, кто практиковал эту систему раньше, теперь отказываются принимать в нее новых работников.

Суперстар. Однако все беды нынешних пенсионеров Великобритании ничто по сравнению с проблемами, которые могут свалиться на плечи будущих поколений. Продолжительность жизни в Великобритании за последние десятилетия увеличилась и продолжает расти. По прогнозам к 2025 году более трети населения Туманного Альбиона будет старше 55 лет. Между тем, согласно обнародованным недавно официальным данным, около 12 млн работающих британцев либо ничего не откладывают на старость, либо откладывают недостаточно, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни после выхода на пенсию. Мысль о том, что бедность среди пожилых людей может через пару десятилетий превратиться в массовое явление, поразила британское общество.

Правительство пока не решило, что с этим делать. Пенсионная комиссия, созданная в 2002 году, обещает представить свои рекомендации по реформированию системы нынешней осенью. Однако уже сейчас ясно, что государственные выплаты придется увеличивать. Решение о повышении пенсионного возраста уже принято: с 2020 года он достигнет 65 лет как для мужчин, так и для женщин. Труднее всего будет убедить граждан откладывать больше на старость. Эксперты не исключают, что в итоге придется заставлять их делать это в принудительном порядке.

Американский собес. США всегда гордились своей системой социального обеспечения. Право на государственную пенсию гражданин США получает по достижении 62 лет. Ее величина зависит от среднего размера его зарплаты (в расчет принимаются 35 наиболее удачных для работника лет). Для американцев, вышедших на пенсию в 2003 году в возрасте 65 лет, максимально возможная месячная пенсия составляла $1721,7. В конце 2002 года американские пенсионеры в среднем получали $895 в месяц. При этом только 7,1% из них довольствовались менее $400 в месяц.

Пенсионные выплаты тем, кто уже ушел на покой, финансируют работающие американцы. В этом смысле пенсионная система США (вернее, ее государственная часть) похожа на ту, которая существовала в России до реформы. Наемные работники отдают 6,2% своего заработка на нужды пенсионного обеспечения, столько же перечисляет работодатель. Самозанятые (индивидуальные предприниматели, например) платят в систему социального страхования 15,3% доходов. При этом налогом облагается $90 тыс. доходов, а если человек заработал больше, с остальной части дохода он социальный взнос не платит.

Сейчас доходы системы соцобеспечения превышают сумму выплачиваемых пособий. «Излишки» уходят в специальные трастовые фонды. Но согласно официальным прогнозам, к 2018 году ситуация изменится: собираемых с зарплат налогов не будет хватать на выполнение социальных обязательств. Можно задействовать средства из трастовых фондов, которые к тому времени накопятся, но этих денег хватит на покрытие дефицита только до 2042 года. Причина наметившейся проблемы опять-таки в старении населения. Если сейчас на 10 получателей пособий приходится 33 работающих человека, то в 2031 году соотношение составит уже 10 к 21. В 30-е годы, когда система социального обеспечения только создавалась, средний срок дожития американца после выхода на пенсию составлял 12,5 года, а сейчас — уже 17,5 года.

Чтобы предотвратить проблему, администрация Джорджа Буша предлагает провести реформу. Ключевая идея — разрешить работникам, родившимся после 1950 года, размещать часть пенсионных отчислений на инвестиционно-накопительных счетах. Деньги можно будет вкладывать в различные инструменты, в том числе в акции частных компаний. Это, как утверждают сторонники реформы, позволит увеличить доходы будущих пенсионеров. Однако примерно две трети американцев идею не одобряют. Критики считают, что неразумно вкладывать пенсионные накопления в рисковые инструменты. К тому же США придется в течение ближайших десятилетий занять сотни миллиардов долларов, чтобы обеспечить выплаты тем, кто платил отчисления по старой системе.

Другое неоднозначное предложение касается методов стимулирования сбережений. Джордж Буш предлагает создавать «пожизненные сберегательные счета», на которые их владельцы смогут ежегодно перечислять до $5 тыс. Доходы от инвестирования этих средств предполагается освободить от налогов. В Америке уже действуют налоговые льготы для участников пенсионных программ: в прошлом году они обошлись бюджету в $112 млрд. Однако не все экономисты считают, что дополнительные льготы помогут нарастить сбережения. Люди просто будут переводить на безналоговые счета те средства, которые они и без льгот отложили бы на будущее потребление. Таким образом, бюджет, страдающий от колоссального дефицита, в очередной раз недосчитается налогов, только и всего, говорят критики.

Журнал «Финанс.» № 11 (101) 21-27 марта 2005 — Мировые финансы
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.