Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты являются недвижимостью. Это сделано для того, чтобы распространить на данные объекты правовой режим недвижимости, проще говоря – обязать регистрировать права на воздушно-морской транспорт в государственных органах, что не предусмотрено в отношении движимого имущества. Исключение составляют автомобили: необходимо регистрировать сами машины, а также право собственности на них.
Сколько стоит сила. С 1 января 2003 года владельцы яхт, катеров и самолетов платят за них транспортный налог (до этого платился налог на имущество). Поскольку самолеты и яхты чаще всего являются дорогостоящими объектами и не используются владельцами исключительно с целью перемещения, воспринимаясь как атрибут роскоши, налог на них выше, чем на машины и мотоциклы. За машины мощностью свыше 100 л. с. собственники выкладывают по 7 рублей за л. с., свыше 150 л. с. – по 10 рублей.
Владельцы катеров, моторных лодок и прочих транспортных средств с мощностью до 100 л. с. платят в год 10 рублей за каждую «лошадь», свыше 100 л. с. – 20 рублей. На яхты и другие парусно-моторные суда, мощность которых составляет менее 100 л. с. – 20 рублей, свыше 100 л. с. – по 40 рублей за каждую л. с. Самые большие яхты могут обладать мощностью 3–5 тыс. л. с. – то есть налог составит 120–200 тыс. рублей в год. Но это не останавливает любителей мегалодок. Есть, конечно, и совсем недорогие катера и лодки, с мощностью мотора до 5 л. с. – их собственники транспортный налог не платят.
С владельцев самолетов и вертолетов тоже берут не очень крупные суммы – по 25 рублей с каждой л. с. или по 20 рублей с одного килограмма силы тяги для лайнеров, имеющих реактивные двигатели.
Летом 2007 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект о налоге на роскошь. Если его когда-нибудь примут, владельцы яхт и самолетов стоимостью свыше 2 млн рублей вынуждены будут еще доплачивать за право владеть эксклюзивными вещами.
За что платят олигархи. Самые большие частные яхты принадлежат сплошь олигархам, султанам и крупнейшим финансистам. Сейчас строятся сразу две огромные яхты. Над одной в Гамбурге работают мастера компании Blohm & Voss – лодку Eclipse длиной около 160 м заказал губернатор Чукотки Роман Абрамович. Вторая яхта поскромнее, «всего» 134 метра – ее строит в Генуе известная компания Fincantieri для российского олигарха, чье имя держится в секрете.
Впрочем, если отдать $140 млн за яхту нет возможности, а плавать в комфортных условиях по морям и океанам хочется, можно купить (а точнее взять в аренду на 50 лет с возможностью продления) квартиру на лайнере. Плавучий дом Four Seasons длиной 219 метров уже строится – он отправится в путь 1 июня 2010 года из Хельсинки. На первые два года маршрут строго определен – на запад, вслед за солнцем, с посещением самых интересных и знаменитых мест планеты. В любой момент к путешествию можно будет присоединиться, совершив перелет на частном лайнере или вертолете. В целом же корабль Four Seasons будет находиться в плавании не менее 250 дней в году.
Спустя два года маршрут путешествий будут составлять сами владельцы апартаментов Four Seasons. Стоимость квартир на лайнере колеблется от $3,75 млн до $39 млн. Каюты будут разных видов: только стандартных семь вариантов, еще три – люксовых. Всего 112 комнат площадью от 74 до 730 кв. метров корабль сможет вместить 550 «жителей».
Самые дорогие самолеты – обычные гражданские лайнеры, переделанные под нужды частной авиации. Лучшие из них – BBJ и BBJ 2, созданные Boeing на базе серийных 737-700 и 737-800. Стоит такое удовольствие около $50 млн, и это без излишеств в отделке. Еще один очень дорогой самолет – Gulfstream G550, он стоит около $59 млн. В число самых дорогих входят также Dassault Falcon 7X – $41 млн, Gulfstream V-SP – $45 млн, Bombardier Global Express XRS – $48 млн. Среди обладателей все тот же Роман Абрамович, совладелец Microsoft Билл Гейтс, бизнесмен Аркадий Гайдамак, эстрадный певец Элтон Джон.
Журнал «Финанс.» №40 (226) 22 октября – 28 октября 2007 – Недвижимость
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.