Вход или выход?

После 15 лет работы в рыночных условиях российские фирмы для сохранения или укрепления своих позиций стали проводить активную политику слияний и поглощений. Одни компании поглощают другие, более мелкие, третьи объединяются с четвертыми.

Но ни в одной отрасли консолидация рынка не достигла тех вершин, что в пищевой индустрии. После августовского кризиса 1998 года, на волне замещения импортных товаров российскими, пищевой сектор на несколько лет стал главным фаворитом отечественной экономики. Компании росли на десятки процентов в год и при этом модернизировали производство. Но уже с начала 2000-х годов в отрасли началась консолидация по отдельным сегментам.

Пожалуй, самым концентрированным следует назвать рынок соков. В сегменте доминируют четыре крупных производителя – «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Лебедянский», «Мултон» и «Нидан», на которые приходится более 90% рынка. Отрасль сильно выросла в размерах, а кроме того, произошли заметные структурные изменения. Четыре года назад ВБД фактически был недосягаем для конкурентов и занимал более трети рынка. Но после выхода с акциями на Нью-Йоркскую фондовую биржу дела компании пошли намного хуже. Теперь она занимает третье место среди производителей сока. На первой строчке сейчас находится холдинг «Лебедянский». В марте этого года компания разместила свои акции на биржах ММВБ и РТС. К началу осени капитализация «Лебедянского» превысила $1 млрд. Владельцы второго по размеру производителя соковой продукции, питерского «Мултона», решили не проводить IPO и предпочли продать бизнес дочерней структуре корпорации Coca-Cola. Общая сумма сделки составила $501 млн, из которых $470 млн получили уже бывшие владельцы компании. На рынке регулярно «продают» четвертого в иерархии производителей сока – группу компаний «Нидан». В качестве возможного покупателя аналитики называют глобального конкурента Coca-Cola – PepsiCo. «Нидан» и американская компания уже сотрудничают в производстве сока под маркой Tropicana, а кроме того, российская фирма планирует в дальнейшем развиваться, используя дистрибьюторскую сеть PepsiCo в России. Но пока владельцы «Нидана» остаются в бизнесе.

Продолжается консолидация при активном участии иностранных компаний и на пивном рынке. В этом году покупки на российском рынке уже совершили Sun Interbrew и Heineken, которому удалось приобрести одну из крупных компаний «второго эшелона» – группу ПИТ. Теперь аналитики гадают над тем, кому отойдут «Очаково» и «Красный восток». Если владельцы первой компании едва ли не ежемесячно опровергают слухи о возможной продаже, то собственники второй не исключают подобного варианта, и на рынке ходит неофициальная информация, что цена вопроса составляет $1 млрд.

Пока конкуренты заняты поглощением оставшихся независимых производителей, негласный лидер рынка Baltic Beverages Holding пытается провести интеграцию собственных активов («Балтика», «Вена», «Пикра» и «Ярпиво») и преодолеть сопротивление миноритарных акционеров пивоваренных заводов. И судя по новым искам миноритариев, процесс консолидации будет непростым и займет достаточно много времени.

На контрасте с пивным и соковым сегментами смотрится мясоперерабатывающая индустрия. Почти все крупные предприятия отрасли контролируются производственниками, а их стратегия достаточно проста, но пока, стоит признать, эффективна – концентрация не на финансах, слияниях и поглощениях, а на улучшении материальной базы. Например, лидер рынка – АПК «Черкизовский» неоднократно переносил сроки по размещению акций на бирже, в то же время не забывая объявлять о вводе в действие новых свиноводческих комплексов, а остальные компании, не привлекая к себе внимания, продолжают заниматься производством колбасы и сосисок. Мерное и спокойное развитие отрасли нарушает разве что «Кампомос». Бывший лидер рынка с каждым годом ухудшает свои финансовые и производственные показатели, и не остается никаких сомнений в том, что спасти компанию может только ее продажа одному из российских конкурентов.

КРУПНЕЙШИЕ ПИЩЕВЫЕ КОМПАНИИ

Место

Компания

Выручка в 2004 г., млн руб.

Рост выручки, %

Выручка в 2003 г., млн руб.

Чистая прибыль в 2004 г.,

1

Вимм-Билль-Данн продукты питания

34 263

19

28 801

662

2

Пивоваренная компания Балтика

28 638

27

22 626

3 801

3

Сан Интербрю

24 651

32

18 635

1 797

4

Объединенные кондитеры

19 300

5

АПК Черкизовский

17 286

6

Марс

16 451

25

13 152

1 624

7

Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия

12 512

31

9 530

431

8

Очаково

12 015

3

11 639

287

9

Евросервис

11 635

-14

13 522

1 377

10

Солнечные продукты

11 047

107

5 348

Журнал «Финанс.» № 33 (123) 12-18 сентября 2005 – Главная тема
Денис Аверин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.