Кабинет Константина Малофеева на первый взгляд типичен для представителя инвестиционного бизнеса: панорамный вид из окна, огромный рабочий стол, мягкие кресла для посетителей и уютный стол для переговоров. Но часть обстановки не вписывается в этот образ – иконный угол позади рабочего места и длинный книжный шкаф во всю стену. «Нормальные люди спортом занимаются, а я вот книжки читаю и езжу в паломничества», – рассказывает Константин Малофеев. При этом он не видит противоречия в сочетании коммерческих интересов и религиозности: «До революции люди занимались бизнесом и при этом построили все Третьяковские галереи и Румянцевские больницы. Повышается мера ответственности: кому больше дано, с того больше спросится».
Он признается, что с детства мечтал о профессии историка, да и сейчас не оставляет надежду покопаться в пыльных архивах. Однако бурные девяностые диктовали свои условия: «Я поступал в университет в 1991 году. Это было суровое время, когда обрушились цены, и вообще все с ног на голову в стране поменялось. Поэтому самыми востребованными профессиями стали экономист и юрист».
На пятом курсе юрфака МГУ Константин Малофеев стал сотрудником инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», созданной всего за три месяца до его прихода. Карьера молодого специалиста развивалась стремительно: руководящие должности все в том же «Ренессансе» и «Интерросе». А в 2002 году он возглавил управление корпоративных финансов МДМ-банка. Спустя два года покинул банк, объяснив свой уход желанием заняться собственным бизнесом.
Вместе с частью команды из МДМ-банка он основал компанию Marshall Capital Partners (MCP). И в 2005 году была заключена первая сделка – фонд Marshall Milk Investment приобрел 100% акций производителя детского питания группы «Нутритек». Причем основатель «Нутритека» Георгий Сажинов стал одним из партнеров MCP.
После проведения IPO в собственности фонда остался контрольный пакет производителя детского питания. Константин Малофеев весьма путано описывает структуру собственности компании: «Бенефициарами Marshall Milk Investment являются фонды Marshall. Я, безусловно, – один из инвесторов Marshall. Но мы – частный фонд, поэтому не буду раскрывать ни сколько у меня акций, ни доли других инвесторов». Но из отчета «Нутритека» по МСФО за 2006 финансовый год следует, что вдвоем с Георгием Сажиновым они контролируют Marshall Milk Investment на паритетных началах.
От ФПГ к family office. Бурный рост экономики позволяет фондам прямых инвестиций зарабатывать значительные прибыли – до 200% годовых. Но за свое место под солнцем им приходится конкурировать с крупным капиталом.
Как вы можете охарактеризовать российский рынок private equity?– Индустрия у нас только начала развиваться. Среди своих конкурентов мы можем назвать только Baring Vostok. Однако через год-два будет некое подобие бума и много сделок с инвестиционными фондами, поскольку набранные деньги начнут давить и возникнет необходимость их вкладывать. Но пока основной игрок на рынке – это крупный капитал, ему достаются все лучшие и самые интересные сделки.
В чем причина подобного неравноправия?– На Западе крупных предпринимателей не так уж и много, и все основные деньги сосредоточены у институциональных инвесторов. Поэтому фонды прямых инвестиций являются самым мощным игроком на рынке: у них есть свобода принятия решений, возможность быстро реагировать на изменения. В России же у миллиардеров капитал в разы больше, чем у фондов. При этом они индивидуально принимают решения, имеют опыт, поэтому действуют оперативно и покупают лучшее. А вот то, что остается, подбирают другие игроки.
Способны ли фонды конкурировать с крупным капиталом?– Для того чтобы играть с ними на равных, необходимо действовать как они – быстро принимать решения и покупать контроль в компаниях. Не получая контроль, ты попадаешь в зависимость от менеджмента. А ведь у нас по-прежнему огромный кадровый голод: профессиональных управленцев мало. На случай, если компания будет показывать слабые результаты, важно иметь возможность влиять на ситуацию, на менеджмент. С пакетом в 20% или даже 40% это сложно сделать.
Как долго крупный капитал будет контролировать рынок?– Со временем ситуация изменится. Миллиардеры начнут отходить от дел, передавая капитал в свои family office, управлением которых будут заниматься профессионалы. Наемные менеджеры не смогут позволить себе быстро принимать решения, и преимущества крупного капитала нивелируются. Постепенно мы придем к ситуации, которая сейчас сложилась на Западе.
Искусство инвестирования. С момента основания MCP занимается поиском привлекательных объектов для вложений, при этом акцентируя внимание на перерабатывающей промышленности и сфере услуг. Весной 2006 года компания сформировала фонд Marshall Hospitality с капиталом в $100 млн, который будет инвестировать в гостиничный бизнес. А уже в этом году MCP анонсировала создание рыночного фонда с первоначальным капиталом $500 млн. «Один из главных критериев привлекательности фонда для инвесторов – история его вложений. Именно поэтому, уйдя из МДМ-банка, мы сначала создали клубный частный фонд, а теперь поднимаем первый публичный. Нам это делать гораздо легче, чем тем, кто начинает с нуля», – объясняет Константин Малофеев.
Какие отрасли интересны фонду?– Любые индустрии, в которых мы можем получать максимальную доходность. Нам интересен потребительский рынок во всех его проявлениях, непищевая розница, сфера строительства и строительных материалов, медиа. Также мы думаем над возможностью инвестиций в отрасли, связанные с полезными ископаемыми. Но обязательно в небольшую компанию, поскольку все остальное очень сильно политизировано. В нефтегазовый сектор мы, наверное, никогда не зайдем.
Заниматься управлением в сырьевом бизнесе сложнее, чем, например, в сфере услуг?– Да вообще ужасно сложно заниматься управлением в бизнесе! Честно говоря, до сих пор не понимаю, как люди это делают. Именно поэтому мы предпочитаем покупать компании, а не управлять. Ведь настоящие герои – это не фонды и не миллиардеры, а топ-менеджеры, непосредственно занимающиеся управлением. Они куют стоимость компании. Наша задача – найти хороших менеджеров. Как только инвестор начинает разбираться в том, как именно продавать лекарства, добывать нефть, пилить дерево – ему нужно немедленно уходить из бизнеса. Потому что инвестор должен всегда смотреть на компанию отстраненно, оценивая ее по доходности, по росту, по успеваемости менеджеров.
То есть вы инвестируете в людей?– Да. Ты веришь в индустрию и в менеджмент. Если эти две вещи совпали, дальше можно курить бамбук и ничего не делать. Другой вопрос, что сейчас огромный кадровый дефицит – хороших менеджеров отрывают с руками и ногами.
Нужно ли получать экономическое образование, чтобы правильно инвестировать?– Нет смысла никакого. Я считаю, что это не знание, а ремесло. Существуют только два базовых образования, необходимых в бизнесе, – юридическое и естественно-научное. И то, и другое учит логике, что очень важно, так как в экономике все очень расплывчато. После окончания экономфака у тебя представление, что нет ничего доказанного – можно и так, можно и эдак. А в бизнесе нужно уметь быстро принимать решение и четко мыслить – за экономистами это нечасто водится. Хотя хорошие экономические школы дают много практики, я не представляю, что могу узнать нового на какой-нибудь программе MBA.
Что должен уметь хороший инвестор?– Основная задача – купить дешевле, а продать дороже. Чтобы это получалось, необходимы опыт, везение, ну и частично искусство.
Бизнес на детях. Группа «Нутритек» – пока самый успешный пример вложений фондов MCP. Компания является крупнейшим российским производителем детского питания, занимая почти шестую часть рынка. Недавно «Нутритек» начал экспансию в страны Юго-Восточной Азии, а также Китай. В качестве сырьевой базы выбрана Новая Зеландия, где компания приобрела местного производителя. А на 2008 год запланирован запуск двух купленных в Китае заводов детского питания.
Эксперты пока осторожно оценивают перспективы компании на незнакомом ей рынке, напоминая о наличии экономических и политических рисков, например, возможной смене руководства провинций, с которыми достигнуты договоренности по строительству заводов. «Существует вероятность и госрегулирования отрасли. Например, есть прецедент с Nestle, когда за ночь вся их продукция была изъята с полок», – предупреждает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская.
Почему «Нутритек» решил выйти на рынки Китая и Юго-Восточной Азии?– Сегмент детского питания в России консолидирован: на нем почти не осталось локальных производителей. А нам бы очень хотелось сохранить те агрессивные темпы развития, которые компания имела в прошлом за счет слияний и поглощений. Поэтому мы стали смотреть на другие рынки.
В Китае потребление молока растет семимильными шагами – увеличивается в разы каждый год. Просто партия приняла решение, что китайцы должны принимать лактозу, а до этого они пили только соевое молоко. Теперь каждому школьнику положено 200 мл молока в день. В Китае вообще не было коров, поэтому теперь они все активно завозят, организовывают производство, поэтому мы там и оказались.
А почему производство разместили в далекой Новой Зеландии?– Это же коровий рай на земле, место, где производят самое лучшее молоко. Конечно, есть страны рядом, например Молдавия. Но если вы нефтяник, вы идете туда, где есть нефть, а не туда, где близко. Мы решили так же: инвестируем там, где есть молоко.
А проблем с управлением не возникает?– Вот только что звонили из Новой Зеландии, обсуждали ситуацию на рынке. Да, у них сейчас поздно, но что делать. Все-таки на дворе XXI век – с коммуникациями проблем нет.
СПЕЦИФИКА: Альтернативная инвестиция
Еще один объект инвестиций MCP как раз непосредственно связан с коммуникациями.
Фонд приобрел контрольные пакеты в трех контент-провайдерах – компании Jump, занимающей 15% рынка украинского мобильного контента, и двух российских активах – «Никита Мобайл» и Solvo International. Их уже объединили и планируют перевести на единый брэнд.
– Почему решили инвестировать в этот бизнес?– Мы связываем будущее объединенной компании с продажей мобильной рекламы. Если раньше рекламодатели не интересовались контент-провайдерами, которые самостоятельно создавали и продавали продукт, то теперь ситуация изменилась. Например, наша компания больше не производит контент, а покупает, правильно его упаковывает и потом продает мобильным операторам. И этот посредник представляет интерес для рекламодателя, поскольку знает, как именно нужно донести информацию до потребителя.
– Что случится с контент-провайдерами, когда интернет станет доступен большинству абонентов?– Если брать международный рынок, то там крупнейшие интернет-компании, такие как Google или AOL, с потрохами купят контент-провайдеров. По оборотам они несравнимо больше любого крупнейшего провайдера. Это обусловлено исторически – интернет возник раньше, да и проникновение его в развитых странах достаточно высокое.
– А что ждать на российском рынке?– У нас все по-другому. Мы пропустили эру интернета, так называемый третий экран. Поэтому у нас проникновение мобильной связи – 102%, а сети – всего 20%. И крупнейший поисковик в нашей стране – «Яндекс» – по оборотам сравним с нашей компанией. Соответственно, когда завтра сомкнутся эти две индустрии, далеко не факт, что в России интернет победит мобильный телефон. Мы считаем, что наоборот – контент-провайдеры смогут адаптировать под себя интернет.
У партнера компании Comnews Research Оксаны Панкратовой иное мнение: «Если раньше мобильный контент был эксклюзивным полем работы для контент-провайдеров, то теперь все крупнейшие интернет-игроки ринулись в мобильную связь. У них есть мобильные версии продуктов, которые успешно используются, и в данном случае контент-провайдеры являются просто лишним звеном. Они будут востребованы как поставщики услуг– обслуживание абонентов, поддержка и так далее».
Константин Малофеев
Родился 3 июля 1974 года в г. Пущино Московской области
Образование: Московский государственный университет им. Ломоносова, юридический факультет
Опыт работы:
2005 – н.в. – управляющий партнер Marshall Capital Partners
2002 – 2005 – начальник управления корпоративных финансов МДМ-Банка
2001 – начальник управления инвестиций холдинговой компании «Интеррос»
Семейное положение: женат, двое детей
Управляющая компания Marshall Capital Partners
Год основания: 2005
Главный офис: Москва
Стоимость активов под управлением: свыше $1 млрд
Специализация: инвестиции
Журнал «Финанс.» №45 (231) 16 ноября — 2 декабря 2007 — Капитал
Юлия Комлева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.