Ростки новой экономики

Продолжающиеся словесные баталии на тему «быть или не быть удвоению ВВП до 2010 года», наверное, у большинства топ-менеджеров быстрорастущих компаний вызывают как минимум непонимание. Ведь свои доходы они стараются удваивать ежегодно. В списке «Ф.» насчитывается почти два десятка компаний, которые за прошедший год увеличили выручку более чем в два раза.

Если говорить об отраслевой структуре рейтинга, то необходимо заметить, что лидерство захватили торговые сети. Они заняли пятую часть списка — 23 компании (включая автомобильных дилеров). Далее идут «информационные технологии» (22 фирмы) и представители металлургии (17). Если в сегмент металлургии включить также горно-обогатительные комбинаты («горное дело»), то получится, что на три наиболее представительные отрасли придется почти 60% компаний из списка «Ф.».

Но как это ни парадоксально, на первом месте в рейтинге оказалась фирма, деятельность которой непосредственным образом связана с нефтегазовым комплексом. Выручка нефтетрейдера «Комплекс-ойл» в 2004 году увеличилась в три раза. Президент компании Дмитрий Парфенов связывает рост с рядом преимуществ, которыми обладает «Комплекс-ойл» по сравнению с конкурентами: «Прежде всего, это клиентоориентированность как принцип работы. Подход к каждой группе потребителей всегда индивидуален. Далее — репутация компании, имеющей пятилетнюю историю безупречной работы, и торговая марка, которая обеспечивает высокую узнаваемость в тех нишах рынка, где работает фирма. И третье — финансовая стабильность».

Главное, на наш взгляд, что в этом списке присутствуют репутация и отношения с клиентом. Наконец-то значительная часть российского бизнеса доросла до того состояния, когда сиюминутная выгода уходит на второй план, а приоритет отдается долгосрочным планам и партнерским программам.

Возвращаясь к структуре рейтинга «Ф.», следует отметить, что почти половина компаний (55) представляют так называемую новую экономику. Конечно, это не та «новая экономика», о которой грезили ведущие экономисты-теоретики на заре интернет-бума. Ведь сейчас Россия является ярким образцом индустриальной экономики. Поэтому к «новой экономике» мы причислили те отрасли, которые неразрывно связаны с постиндустриальной моделью. Прежде всего сетевые формы торговли, информационные технологии и телекоммуникации, то есть секторы услуг. Совокупная выручка компаний, представляющих эти отрасли в списке «Ф.», в 2004 году составила $27,1 млрд, а рост — 70%. В абсолютном выражении рост выручки равен $11 млрд. На первый взгляд, очень большая цифра, но она теряет свою значимость после ознакомления со следующей информацией: объем реализации нефтяной компании «Лукойл» за 2004 год увеличился на $11,7 млрд.

Нефтегазовый комплекс по-прежнему остается не столько движущей силой российской экономики, сколько ее бичом. Правда, нельзя обойти стороной тот факт, что рост сырьевых компаний несколько эфемерен. Ведь «Лукойл» не пробурил на 50% больше скважин и не добыл на 50% больше нефти. Аналогичная ситуация с металлургами и поставщиками железорудного концентрата. Все дело — в благоприятной ценовой конъюнктуре на продукцию этих отраслей.

Потребительское безумие. И если России до постиндустриальной модели экономики еще очень далеко, то потребительское общество в стране уже сформировалось. Вместе со старшими поколениями россиян уходят в историю традиции покупки бытовой техники по принципу «одно устройство на всю оставшуюся жизнь». А продажи сотовых телефонов вообще бьют все немыслимые рекорды, так как молодежь старается хотя бы раз в год покупать себе новый «мобильник».

Кстати, достаточно интересно и в то же время разнопланово выглядят мнения специализирующихся на продажах сотовых телефонов торговых сетей о собственных позициях и конкурентах на рынке. В «Евросети» (2-е место в списке «Ф.») связывают свое превосходство с форматом дискаунтера, низкими ценами, удобным положением салонов связи и ориентированностью на массовый сектор. В «Техмаркете» акцентируют внимание на том, что в сети «продаются только сертифицированные телефоны со всеми положенными гарантиями, причем представлен максимально широкий ассортимент для того, чтобы покупатели имели возможность полноценного выбора». Кроме того, представители компании отмечают, что развитие идет по интенсивному пути: «Увеличение оборота не только за счет открытия новых салонов, но прежде всего за счет повышения эффективности существующих». Генеральный директор «Диксис Холдинга» Андрей Шлыков считает, что преимуществом его фирмы является количество предлагаемых товаров: «Наличие широкого дистрибьюторского портфеля позволяет нам удерживать передовые позиции по ассортименту представленных товаров, актуальным новинкам и сервисному обслуживанию клиентов». Однако в отличие от «Техмаркета» глава «Диксис Холдинга» увязывает рост бизнеса с территориальной экспансией: «Компания будет развивать розничные сети как в уже существующих регионах, так и осваивать новые города. Планируется открытие большого количества салонов типа «Лайт» в крупных торговых центрах. Это позволит в несколько раз увеличить оборот».

Несколько иные позиции у продуктовых сетей. Начальник отдела развития группы компаний «Виктория» Игорь Николаев к плюсам своей компании причисляет мультиформатность, отлаженные бизнес-процессы, опыт выхода в новые регионы. Финансовый директор компании «Перекресток» Виталий Подольский видит преимущество в наличии собственного распределительного центра и производственной базы, а также товаров private label.

Сотовый бум. В прошлом году две отрасли — телекоммуникации и ИТ — продолжали бурно развиваться. По оценкам министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, рынок связи вырос за год на 37% до 540 млрд рублей, а ИТ-сектор увеличился на 20% до 256 млрд рублей.

Рост телекоммуникационной отрасли во многом основан на быстром развитии сотовых операторов. Выручка «Мегафона» выросла на 82%, а МТС и «Вымпелкома» — соответственно на 53% и 61%. Доходы компании МТТ, обслуживающей транзитный трафик операторов мобильной связи, увеличились на 85%. Продолжает расширяться и рынок интернет-доступа. Например, выручка компании «РТКомм.ру» выросла на 44%. Первый заместитель генерального директора интернет-провайдера Ростислав Громов считает, что рост обеспечивает правильная стратегия: «Компания изначально ориентировалась на то, чтобы предложить своим клиентам пакет новых современных услуг, которые позволяют им сконцентрироваться на собственных бизнес-задачах, избавиться от несвойственных функций оператора и интегратора».

В отличие от торговых сетей, которые связывают конкурентные преимущества со своим форматом, компании, работающие в секторе информационных технологий, ставят на человеческие ресурсы и опыт. Наиболее полно это мнение выражает директор по финансам и инвестициям фирмы «Ланит» Александр Михайлов: «Компания работает на рынке более 15 лет — за это время нами было реализовано много больших, интересных и успешных проектов. Квалификация сотрудников, опыт решения сложных задач, ориентация на нужды заказчика позволяют гарантировать повышение эффективности деятельности клиентов за счет применения предлагаемых нами решений».

Директор по стратегическому развитию компании OXS Ара Агузумцян считает, что преимущество его фирмы основано на узкой специализации и постоянных инновациях. Директор по связям с общественностью группы Verysell Денис Гудым отмечает хорошо позиционированный брэнд и отличную репутацию компании на рынке. Президент группы «Компьюлинк» Михаил Лящ считает, что «основное преимущество многопрофильной группы заключается в возможности реализации для заказчика как локальных, специфических задач, так и вертикально-интегрированных, комплексных решений. Причем локальный проект может являться «точкой входа» для дальнейшей полнофункциональной, развернутой работы с заказчиком по многим направлениям деятельности».

Кадровый голод. Жизнь быстрорастущих компаний не так безоблачна, как это может показаться на первый взгляд. Они также сталкиваются с целым рядом проблем. Первое место в списке занимает вопрос поиска квалифицированных кадров и повышение производительности труда. Начальник отдела развития группы компаний «Виктория» Игорь Николаев отмечает, что быстрый рост требует эффективного формирования резерва как по управленческим кадрам, так и по рядовым работникам магазинов. Его поддерживает директор по финансам и инвестициям фирмы «Ланит» Александр Михайлов: «Мы не испытываем каких-либо специфичных проблем, думаю, что большинство трудностей типично для российских компаний. Особое внимание уделяем повышению эффективности деятельности — увеличению производительности труда, росту квалификации сотрудников». Президент группы «Компьюлинк» Михаил Лящ говорит о нехватке профессиональных менеджеров: «Вот с кем у нас проблема — так это со специалистами в области управления проектами. Их мало, и школы подготовки таких менеджеров в стране практически нет. Я имею в виду не тех специалистов, которые, окончив курсы MBA, претендуют на позиции директоров и управление стратегическими проектами, а людей, способных грамотно руководить работой по реализации конкретного практического проекта. Вот таких «ИТ-прорабов» в отрасли катастрофически не хватает».

Впрочем, кадры — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются быстрорастущие компании. Вице-президент компании «Корбина Телеком» Александр Малис говорит, что «в отрасли связи существует очень сложное регулирование, которое притесняет альтернативных операторов, а также присутствует недружелюбное отношение со стороны органов Госсвязьнадзора, из-за чего фирма имеет проблемы по отдаче в эксплуатацию каналов связи». С ним согласен генеральный директор «РТКомм.ру» Владимир Хрупов: «Сохраняется несовершенство правового регулирования сферы телекоммуникаций и интернет-технологий. Кроме того, недостаточные темпы либерализации в телекоммуникационном секторе определяют сохраняющийся монополизм операторов услуг дальней связи и как следствие сравнительно высокие цены на междугородные каналы связи».

Финансовый директор группы «Перекресток» Виталий Подольский выделяет целый спектр проблем: «Бюрократизм, нехватку персонала, быстрый рост стоимости недвижимости и аренды, а также нестабильность монетарной политики Центробанка». Генеральный директор «Аладушкин групп» Александр Аладушкин считает, что на рынке зерна присутствует административная и экономическая неопределенность: «Слово «интервенция» в обиходе есть, но на практике товарная интервенция не работает. Кризис 2004 года был связан с дефицитом зерна, 2005 года — с перепроизводством. Необходимо заблаговременное планирование работы рынка, определение тренда на зерновой год, с сентября по сентябрь, в противном случае все усилия правительства бесполезны. Как результат на сегодня — переработчики зерна работают с минусовой рентабельностью, а зерновики вообще не знают, как им работать».

Кроме того, в компании «Инпром» отмечают долгую процедуру оформления прав собственности на объекты недвижимости. А Денис Гудым из группы Verysell говорит о неравномерности экономического развития центра и регионов, что сдерживает региональное развитие компании.

Все на выход. Чем различаются быстрорастущие компании в России и США? Своим отношением к рынку заемного капитала и размещению акций на бирже. Если на Западе IPO, как правило, является частью стратегии по развитию компании, то в России — некоторой недосягаемой точкой из далекого будущего, когда бизнес той или иной фирмы будет полностью отлажен и структурирован. В последнее время отношение российских компаний к публичному размещению акций стало меняться в положительном направлении. Аналитики говорят о грядущем буме IPO. Значительная часть компаний, присутствующих в списке «Ф.», планирует выйти на биржу в ближайшие три года.

Президент группы «Комплекс-ойл» Дмитрий Парфенов говорит, что стратегической задачей является увеличение масштаба деятельности, повышение капитализации и рентабельности бизнеса за счет объединения торговых и производственных процессов в структуре единой малой вертикально-интегрированной нефтяной компании. Он рассчитывает, что по результатам инвестиционной программы капитализация «Комплекс-ойл» в 2007 году превысит $100 млн. Тогда и запланировано размещение акций на бирже.

Торговая сеть «Перекресток», по-видимому, откладывает IPO на 2006-2007 годы. Финансовый директор Виталий Подольский заявил, что в планах компании на этот год — размещение рублевых облигаций и выход на рынок синдицированных кредитов. А в 2006 году возможен выпуск еврооблигаций.

В «Инпроме» выход на биржу запланирован на второй квартал 2006 года. А президент группы «Компьюлинк» Михаил Лящ надеется, что его компания будет первой российской ИТ-фирмой, которая осуществит IPO: «Учитывая быстрый рост российского рынка информационных технологий, обороты крупнейших компаний через 7-8 лет будут достигать $1 млрд в год. И мы намерены быть в числе этих компаний. Если говорить о более близких планах, то мы планируем в течение ближайших двух лет осуществить первичное размещение акций на открытом рынке. Нами уже определен срок IPO — 2006 год и выбран андеррайтер выпуска». В 2007 году также могут выйти на биржу «Трансаэро» и «Диксис Холдинг». Генеральный директор торговой сети Андрей Шлыков говорит, что «в конце текущего года компания планирует разместить первый облигационный заем. Кроме того, мы активно ищем портфельного инвестора».

Начальник службы развития компании «Готэк» Павел Калагин сообщил «Ф.», что предприятие рассматривает возможность IPO. К числу сомневающихся относится также и Verysell — решение о выходе на рынки капитала будет приниматься только после подведения итогов 2005 года.

Общие принципы

В рейтинг быстрорастущих компаний включены фирмы, рост выручки которых по итогам 2004 года составил не менее 30%. Ряд крупных компаний не смогли принять участие в проекте из-за отсутствия консолидированной отчетности.

Из претендентов на место в рейтинге «Ф.» были исключены дочерние компании как российских, так и иностранных фирм, холдинги с «сырой» структурой управления и собственности, дистрибьюторы, сборочные производства. В списке преобладают компании, которые либо планируют, либо уже осуществили выход на рынок заемного и акционерного капитала.

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПАНИЙ ИЗ РЕЙТИНГА «Ф.» ВЫЙДЕТ НА БИРЖУ

В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА

Журнал «Финанс.» № 17 (107) 10-15 мая 2005 г. — Рейтинг
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.