Инвестиции ломают традиции
В самом широком смысле под альтернативными инвестициями понимают размещение средств с использованием нетрадиционных финансовых инструментов и стратегий. Как правило, оно происходит под управлением инвестиционного менеджера, который выбирает из широкого спектра инструментов именно те, которые в данный момент принесут клиенту максимальный доход. Альтернативные инвестиции обладают следующими основными характеристиками.
Во-первых, это нацеленность на обязательное извлечение дохода. Низкая корреляция с общей рыночной конъюнктурой позволяет извлекать доход из альтернативных инвестиций (при умелом их использовании) в условиях как растущих, как и падающих рынков. Иными словами, задача, стоящая перед финансовым институтом, состоит не в том, чтобы превзойти средние рыночные показатели на несколько пунктов, а в том, чтобы нарастить капиталы, каковы бы эти средние показатели ни были. Пусть даже в ущерб максимально возможной доходности.
Во-вторых, для избежания риска такие инвестиции должны быть диверсифицированы. Портфель, включающий в себя альтернативные инвестиции, показывает значительно более высокий уровень прибыли и существенно более низкий уровень потерь, чем традиционный инвестиционный портфель. Разнообразие активов обеспечивает гибкость инвестиционной стратегии, что положительно отражается на сохранности капитала и его росте.
Успех альтернативного инвестирования в большей степени зависит от специализированных знаний и опыта менеджера (или самого инвестора), чем в случае традиционных инвестиций. Это, с одной стороны, привлекательная черта: уверенные в своих силах менеджеры нередко вкладывают в управляемые ими фонды собственные состояния.
В этом случае менеджмент фонда будет заботиться о приумножении ваших капиталов не менее рьяно, чем о своих собственных. С другой стороны, более глубокие познания экспертов стоят клиентам немалых денег: несмотря на растущую конкуренцию, услуги наиболее надежных финансовых институтов, работающих на рынке альтернативных инвестиций, по карману лишь владельцам состояний, исчисляющихся несколькими сотнями тысяч долларов.
Хеджевые фонды: правда и мифы
Львиная доля альтернативных инвестиций приходится на хеджевые фонды. Хотя первый хеджевый фонд был создан Альфредом Джонсом еще в 1949 году, расцвет этой индустрии начался только в 90-е годы. Годовые темпы роста индустрии хеджевых фондов составляют около 20%, а их совокупные активы выросли с $32 млрд в 1990 году до $622 млрд в конце прошлого года.
Вопреки существующим стереотипам, навеянным названием, хеджевые фонды не являются институтами, занимающимися исключительно управлением рисками, хотя хеджирование и является частью управления активами (как и в любом современном финансовом институте). Специфика хеджевых фондов (по сравнению с обычными взаимными фондами) состоит в том, что они не ограничиваются инвестициями в «классические» ценные бумаги (акции, облигации, закладные и т. д.), а используют также опционы, варранты, конвертируемые облигации, товары, маржинальные сделки, а также короткие продажи. Это дает фонду возможность играть не только на повышение, как обычные взаимные фонды, и, следовательно, получать прибыль на падающем рынке.
Важная особенность хеджевых фондов касается взимаемого с клиентов вознаграждения. Фонд получает плату за собственно управление активами (management fee) в размере 1-2% от их суммы, кроме того, менеджер забирает и часть от прироста управляемого капитала (так называемую поощрительную премию, incentive fee). Размер такой премии, как правило, составляет 20% от прироста капитала — неплохой стимул для повышения менеджерами фонда качества управления активами.
Принято считать, что хеджевые фонды значительно превосходят по доходности как взаимные фонды, так и акции компаний, входящие в основные фондовые индексы. Последние годы этот тезис скорее подтверждают: например, в 2001 году доходность среднего хеджевого фонда на базе американского индекса Van Hedge Fund Advisors увеличилась на 5,6%, тогда как соответствующий показатель среднего взаимного фонда, инвестирующего в акции, снизился на 12,6%, а индекс S&P 500 потерял 11,9% своей стоимости.
В 2000 году разрыв в результатах был и того больше: если у среднего хеджевого фонда доходность выросла на 11%, то у среднего взаимного фонда акций она упала на 9,1%, а потери S&P 500 достигли 5,2%. Однако низкая корреляция хеджевых фондов с тенденциями традиционных рынков работает не в пользу первых, когда последние находятся на подъеме. Например, в 1997 году индекс S&P 500 вырос на 33,4%, а доходность хеджевых фондов — лишь на 20,9%.
Кроме того, не следует забывать, что понятие «средний хеджевый фонд» весьма условно: большинство фондов относится к высокоспециализированным и соотношение риска и доходности зависит от используемого стиля инвестирования. А стили эти колеблются в весьма широких границах: от маркет-нейтральных стратегий и операций с ценными бумагами фиксированного дохода (низкий уровень риска) до рискованных стратегий агрессивного роста и вложений в развивающиеся рынки. Хеджевые фонды могут ограничивать свои операции одним специфическим торговым стилем, другие применяют несколько удобных стилей или постоянно меняют их в зависимости от рыночной ситуации.
Некоторые стили инвестирования оказались столь популярны, что привели к формированию довольно больших групп специализированных фондов. Например, расцвели так называемые фонды фондов, предусматривающие диверсификацию портфеля путем вложения в фонды с противоположными стратегиями. Или фонды управляемых фьючерсов, совершающие операции только с фьючерсными контрактами на всех товарных рынках и рынках ценных бумаг.
Есть у хеджевых фондов и свои отрицательные стороны. В частности, в силу особенностей их регулирования для вхождения в них часто требуются значительные первоначальные инвестиции. (Например, согласно законам США, численность инвесторов фонда не может превышать 99.) Кроме того, вопреки названию хеджевые фонды нередко оказываются весьма рискованными.
В ряде случаев возможности обратной продажи инвестором своей доли участия фонду могут оказаться ограниченными. Кроме того, поскольку степень открытости хеджевого фонда, как правило, очень низка, информация о его ежемесячной эффективности, размерах активов или инвестиционной стратегии доступна только собственным инвесторам фонда. Однако даже они могут не все знать о решениях, принимаемых менеджментом, особенно если фонд является офшорным.
Несмотря на эти ограничения, растущая популярность хеджевых фондов в последние годы привела к усилению конкуренции в отрасли, в результате чего вложения в эти инструменты стали доступны более массовому кругу клиентов, чем раньше. Если в период становления института хеджевых фондов частные инвесторы и семейные компании были единственными клиентами, то сейчас интерес к хеджевым фондам проявляют инвестиционные компании, банки, а также страховые и коммерческие компании.
Не хеджем единым
Варианты альтернативного инвестирования не исчерпываются хеджевыми фондами. Широкое распространение получили фонды прямых инвестиций: инструмент для вложения капитала в частные компании, недоступные для инвестирования «широкой публикой». Менеджер фонда осуществляет инвестиции по итогам частных переговоров, в результате чего инвестор нередко становится владельцем контрольного пакета акций. Механизмы осуществления инвестиций разнообразны: от венчурного финанси- рования стартующих проектов и «мезанинного» финансирования (mezzanine financing, представляет собой использование финансовых инструментов, имеющих как долговые, так и долевые характеристики, например комбинация долгового инструмента с варрантом на приобретение пакета акций) до приобретения за счет заемных средств (leveraged buy-out) уже зрелых компаний.
Другим популярным у состоятельных инвесторов инструментом стали закрытые фонды недвижимости для инвестирования в строительство офис-центров, крупных жилых комплексов или гостиниц.
Для инвесторов с особыми интересами консультанты крупных финансовых институтов готовы предложить варианты: это могут быть операции с предметами антиквариата и другими предметами коллекционирования, слитками драгоценных металлов и т. д. вплоть до вложений в… страусовые фермы.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Бизнес
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.