22.10
Некоторые вещи настойчиво обращают на себя внимание. Во-первых, цены. Цены на продукты. Вообще-то, закупками обычно занимается супруга. Я лишь изредка участвую в «налетах» на супермаркеты, да и то в качестве носильщика. И вопрос, сколько стоит, скажем, килограмм говядины или мешок картошки, меня запросто ставит в тупик. Раньше как-то хватало общего представления о темпах инфляции, но теперь стало интересно, что же происходит в жизни, в окрестных магазинах.
Почему вдруг? Нет, не в телевизоре причина – не из него я новости черпаю (а в прессе и интернете на эту тему полный сумбур). Сначала супруга недоумевала: в ближайшем магазине исчезли некоторые привычные продукты, а в том, что подальше, они неприлично подорожали. Потом сосед-пенсионер негодовал: «Сыра дешевле 200 рублей в магазинах больше нет!». Наконец, в субботу сам поучаствовал в «затаривании» – чек вышел такой же длины, что и в прошлый раз, но сумма в нем несколько превзошла ожидания. Проверил – все правильно. Прочувствовал ситуацию.
Нет, едва ли я напугался – о «грани выживания» рассуждать пока рано. Тенденция? Может быть, но не думаю, что устойчивая. Меня, честно говоря, мало интересуют причины происходящего, ибо знание сие праздное. Другая идея возникла. Куда интереснее, с научно-познавательной точки зрения, попытаться замерить собственную, семейную инфляцию. Во всяком случае, от этого больше толку, нежели от злопыхательства на тему торговых сетей на околоземной орбите. Собственно, если мой эксперимент удастся, то в дальнейших инвестиционных расчетах я смогу использовать в целях дисконтирования не «среднюю температуру по стране», а индивидуальный коэффициент. Глядишь, и экономить сподручнее будет.
Эксперимент разбил на четыре этапа.
Этап № 1
Задача: составить перечень товаров и услуг, потребляемых семьей.
Срок: месяц.
Ожидаемые трудности: первое – придется выработать критерий, по которому отсекать «разовые» товары и услуги. Понятно, что даже разовое потребление можно привести к некоему знаменателю, но если список выйдет слишком большим, замеры отнимут чересчур много времени, утомят и закончатся. Вообще же, проблема сводится к тому, чтобы определить тот набор материальных благ, который обеспечивает привычный уровень жизни. Без особых изысков.
Второе затруднение – выбор в целях мониторинга товаров легкой промышленности и прежде всего «шмоток». Понятно, что они приобретаются как минимум на один, а то и на несколько сезонов. Ассортимент же меняется чуть ли не ежедневно. Конечно, можно исходить из неких объективных показателей (кожа/мех, ситец/шелк, итальянское/китайское, Черкизово/«Мега» и т. д.), но ведь чаще всего речь идет о нравится/не нравится.
Этап № 2
Задача: определить структуру ежемесячного потребления.
Срок: две недели.
Ожидаемые трудности: нехватка данных. Структура потребления – вещь хитрая, изменчивая. Факторов – куча. Взять хотя бы сезонный. Скажем, летом мы больше кушаем клубники-земляники, а зимой – чаще давимся бананами. Летом освещение в квартире практически не включаем, зимой редко выключаем. А, например, в январе резко подскакивает градус напитков, и попробуй вспомни, сколько ты употребил.
Этап № 3
Задача: выбрать точки замера.
Срок: пара дней.
Ожидаемые трудности: во-первых, одни и те же товары мы покупаем в разных магазинах в зависимости от настроения или усталости. Во-вторых, даже если мы определим место «преимущественного приобретения», не факт, что в месте том при следующем замере аналогичный товар окажется в наличии. В-третьих, время от времени случаются всякого рода скидочные акции – само по себе явление приятное, но объективности картине не добавляет.
Этап № 4
Задача: обеспечить стабильность замеров.
Срок: бессрочно.
Ожидаемые препятствия: лень, забывчивость.
Не уверен, что моих времени и сил хватит на весь эксперимент, однако же к первому этапу я уже приступил, включив с утра в «инфляционный» список зубные щетку и пасту, бритву, белье (в том числе постельное), тапочки, джинсы, свитер, молотый кофе, хлеб, ветчину, сыр, носки, ботинки, крем и щетку для обуви, куртку, бензин, стеклоомывающую жидкость… М-да…
Журнал «Финанс.» №40 (226) 22 октября — 28 октября 2007 — Ф. рублёв
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.