Алексей Ананьев: «Мы не навязываем свои ценности»

Алексей Николаевич, имеет ли смысл сегодня частным лицам контролировать крупный российский банк, особенно когда с ликвидностью на рынке ситуация непростая?– Если банк успешный, имеет. В этом году Промсвязьбанку исполнится 13 лет. Мы, как акционеры, убеждены, что удалось создать эффективную, работоспособную, творческую команду, которая нас устраивает. Всегда есть внутренние проблемы, есть что усовершенствовать. Но это естественный процесс. В целом работа банка удовлетворяет. Что очень важно: рынок финансовых услуг в России имеет потенциал для активного развития темпами, которые во многих отраслях уже не встретишь. Поэтому мы четко видим горизонт пяти-семи лет, в течение которых нас совершенно не будет тяготить позиция акционеров, владеющих контрольным пакетом. Скорее, наоборот.

А если, скажем, предложат цену в пять-шесть капиталов? Откажетесь продавать? – Когда такое предложение поступит, тогда и будем разговаривать.

Commerzbank, которому принадлежит 15,32% акций Промсвязьбанка, в ближайшей перспективе так и останется миноритарием? – У него есть возможности для того, чтобы стать стратегом. И мяч в первую очередь на стороне Commerzbank. Он должен принять для себя решение. Мы чувствуем себя абсолютно комфортно, работая с ним и как с миноритарным акционером. Но прекрасно понимаем: пополнение капитальной базы – процесс перманентный. Поэтому для себя решили – будем выходить на IPO. В этом случае развитие банка не попадает в зависимость от решений тех или иных потенциальных стратегических инвесторов.

Но сейчас для публичного размещения не самое благоприятное время…– В любом случае, IPO может состояться не раньше третьего квартала 2008 года. Все, что для этого необходимо, мы делаем, практически завершен выбор банков-организаторов. Однако если конъюнктура будет неблагоприятной, мы со спокойным сердцем отложим размещение и будем ждать подходящего момента. IPO для нас – важное событие, но не самоцель. Оно интересно не само по себе, а как инструмент, позволяющий оптимальным образом привлечь капитальную базу.

Как Промсвязьбанк переживает кризис ликвидности? – То, что происходит в России, я бы не называл кризисом. Безусловно, до нас докатываются проблемы мирового финансового рынка. Ведь многие банки, особенно из первой двадцатки, делали ставку на привлечение пассивов из-за рубежа. Понятно, что теперь получать фондирование на Западе чрезвычайно сложно, а для кого-то невозможно вовсе. Причем трудно сказать, как долго этот период продлится – может быть, год, может – полтора.

Мы, слава богу, таких проблем не испытываем, так как заранее создали хорошую «подушку» ликвидности. В январе Commerzbank в два раза – до 100 млн евро – увеличил кредитную линию, открытую Промсвязьбанку. На 2008 год не приходится ни одного крупного погашения. Кроме того, мы делаем ставку на развитие международного бизнеса, торгового финансирования. Это не просто предоставление ресурсов западными игроками российскому банку. В нашем случае иностранные кредиторы фактически финансируют своего клиента, обеспечивающего поставку оборудования или технологий российской компании. Для зарубежных банков такие сделки более понятны, менее рискованны.

Многие корпоративные клиенты столкнулись с тем, что заемные средства обходятся как минимум на 2–3 процентных пункта дороже, чем до кризиса. Промсвязьбанк следует за рынком в этом отношении? – Мы адекватно реагируем на изменение ситуации, но не считаем, что «кислородное голодание» должно стать поводом для одноразового получения сверхприбыли. Выстраиваем отношения на долгосрочной основе и понимаем: клиент должен видеть, что банк входит в его положение настолько, насколько возможно, помогает не снижать темпы развития, находит компромиссы. В этом случае он будет сотрудничать с банком и после окончания всех временных сложностей. Сегодня мы имеем возможность без перебоев обслуживать наших постоянных клиентов и активно привлекать новых – среди них компании, которые не находят поддержки у своих прежних банков.

Какова доля таких «новичков» в общем количестве привлеченных на обслуживание корпоративных клиентов за последние семь-восемь месяцев? – Около 40%.

Какие компании вам наиболее интересны? – С точки зрения финансового результата ссуды, например, «Газпрому» – это не самое лучше направление, в котором мы могли бы себя проявить. На каких условиях и по каким ставкам он готов взять деньги?.. Нам более интересно работать с молодыми организациями. Теми, что динамично развиваются – вместе с банком. Например, «Евросеть». Мы работали с ней с самого начала. На наших глазах компания поднималась, банк формировал и предлагал продукты, которые были уникально заточены под клиента. И так происходит со многими. Наше преимущество заключается в том, что мы в состоянии профинансировать серьезную программу и при этом принять решение в кратчайшие сроки. Каким бы ни был серьезным проект, на рассмотрение нам не нужен месяц и даже неделя.

Часто ли приходится вам лично общаться с собственниками бизнеса, который обслуживает Промсвязьбанк? Например, с Евгением Чичваркиным, совладельцем упомянутой «Евросети»? – Я с ним даже не знаком. Взаимодействовать напрямую пока потребности не было. Но если вдруг менеджмент банка почувствует, что необходимо мое участие для какой-то сделки, я, конечно, не откажусь.

Ваш банк «вырос» на работе с предприятиями связи и IT. Какая часть бизнеса сегодня приходится на эти компании? – Около 3% активов и пассивов.

А если говорить об обслуживании структур, входящих в группу «Промсвязькапитал»? – Также примерно 2,5–3%. То есть банк абсолютно не кэптивный.

В прошлом году вы стали кредитовать малый бизнес. Может ли получить ссуду начинающий предприниматель? – Start-up в чистом виде мы не финансируем. Это для венчурных капиталистов. С точки зрения банка здесь риски слишком высоки. Однако если существующий клиент собирается заняться новым видом бизнеса, то почему бы не предоставить ему кредит? Причем банк выдает ссуды и индивидуальным предпринимателям. Максимальный объем разового финансирования в рамках программ для малого бизнеса составляет 45 млн рублей. Это направление мы считаем перспективным, но не более чем другие – корпоративное, инвестиционное, розничное.

Промсвязьбанк не входит в число лидеров по кредитованию частных лиц. Хотя потенциал для этого есть – в том числе, широкая сеть. С чем связана такая осторожная политика? – Еще перед выходом на розничный рынок мы настаивали на том, что хвост не должен опережать голову. Розницу нужно широкомасштабно развивать тогда, когда в полной мере отстроена операционная модель. Ведь нельзя просто сказать: у нас есть деньги и сегодня мы начинаем кредитовать частных лиц. Перед этим необходимо проделать огромную работу, в том числе наладить процесс оценки заемщиков, сбора просроченных платежей. Одним словом, нужны специальные знания, опыт.

Зарубежных консультантов не привлекали? – Нет, справляемся собственными силами. Хотя очень возможно, в совете директоров банка у нас в ближайшее время появится независимый директор.

Иностранец? – Допускаю. Но и в России есть люди с головой, которые могут поучаствовать в развитии нашего бизнеса.

В рейтинге ипотечных банков «Ф.» Промсвязьбанк, по данным на 1 января 2008 года, занял 41-е место, доля жилищных займов в общем портфеле ссуд частным лицам – всего 2,2%. Ставка 11,5% в валюте при первоначальном взносе 20% – не самые привлекательные условия на рынке. Не считаете ипотеку перспективным занятием? – Мы не форсируем это направление. У нас действительно пока нет задачи максимизировать объем ипотечного портфеля. Здесь требуется достаточно длительное отвлечение средств. А возможности для секьюритизации по понятным причинам отсутствуют. Мы понимаем, что ипотека должна у нас быть как элемент розничного предложения. Но фокусироваться на ней, как на других продуктах – автоссудах, нецелевых займах, кредитных картах – пока считаем нецелесообразным.

А вот система дистанционного управления счетами через интернет Промсвязьбанка в январе заняла в рейтинге «Ф.» третье место. Какова доля розничных клиентов, которые пользуются этой услугой? – Около 10%, и это только начало. Задача – донести конкурентные преимущества нашего интернет-банкинга до широких масс. Для этого, в частности, мы будем использовать каналы партнеров. Скажем, предприятие, предоставляющее сервис широкополосного интернета, всегда сможет предложить в качестве бонуса пакет финансовых услуг нашего банка.

Каковы перспективы зарубежной деятельности, в том числе, кипрского филиала? – Когда мы его только открывали, офис занимал всего один этаж большого здания. Сегодня это более пяти этажей. По масштабам бизнеса наш филиал является четвертым среди банков, присутствующих на Кипре, и обслуживает более 2 тысяч корпоративных клиентов. Главным образом это компании, представляющие страны СНГ, однако есть и западные фирмы. Но о глобальном выходе на внешний рынок думать еще рано. Даже те представительства, которые у нас имеются – в Китае или в Индии – созданы исключительно для поддержки российских клиентов, их операций в этих странах. Пока мы видим колоссальные возможности для развития бизнеса в России. В частности, нужно наладить эффективную работу в тех регионах, где банк представлен слабо или не присутствует вовсе.

В 2006 году вы продали 50% «Промсвязьлизинга» (теперь – Independent Leasing) американскому инвестфонду Russia Partners II. Это бизнес потерял для вас интерес? – «Промсвязьлизинг» вначале очень динамично развивался – не столько за счет банковского импульса, сколько в результате активной работы нашей IT-компании – «Техносерва». Именно она формировала основной пакет лизинговых договоров в конце 90-х – начале 2000-х. В определенный момент мы осознали, что лизинговой команде не хватает знаний, а бизнесу в целом – внешнего фондирования. Когда поступило адекватное предложение о покупке доли в компании, мы его приняли. Провели ребрэндинг, чтобы она развивалась на рынке самостоятельно, не ассоциировалась с Промсвязьбанком. Independent Leasing входит в группу «Промсвязькапитал», но мы в нем скорее финансовые акционеры. Большая часть управленческой команды – из американского инвестфонда. По-моему, лизинг – довольно перспективное направление. Не исключаю, что этот бизнес будет развиваться и в Промсвязьбанке.

Зачем тогда было продавать? – Если вы никогда не тренировались, то не знаете, за какое время сможете пробежать стометровку. Сегодня мы видим, что Independent Leasing достаточно неплохо развивается. Но при этом потенциал рынка значительно выше.

Алексей Ананьев

Родился в 1964 году в Москве. В 1987?м окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза. В 2005 году получил степень Executive MBA Высшей школы бизнеса Чикагского университета. Кандидат технических наук. Работать начал в 1987 году в Комитете молодежных организаций СССР. В 1992-м возглавил «Техносерв А/С» – сегодня является одной из крупнейших IT-компаний в России. С «Техносерва» братья Алексей и Дмитрий Ананьевы начали создание группы «Промсвязькапитал», ключевые активы которой сейчас сосредоточены в четырех секторах: финансы, IT, недвижимость, медиа-бизнес. В сентябре 2006 года Алексей Ананьев стал председателем совета директоров Промсвязьбанка (13-е место в рейтинге «Ф.» по работающим активам, которые на 1 января 2008-го составили 260 млрд рублей). Алексей Ананьев в рейтинге российских миллиардеров «Ф.» в 2008 году занял 41-е место, а член Совета федерации Дмитрий Ананьев – 42-е (состояние каждого оценивается в 105,3 млрд рублей). Алексей Ананьев женат, имеет троих детей.

Православие

На рынке давно сложился образ: братья Ананьевы – верующие банкиры. Как отражается приверженность к православию на подчиненных?– Мы – люди русские и православные, скрывать это не собираемся. Но никому не навязываем свои ценности. Банк – организация, которая должна профессионально вести бизнес. И к вероисповеданию он не имеет никакого отношения. Мы абсолютно против того, чтобы эти две вещи увязывали между собой.

Но, например, банк выпускает каждый год подарочные календари на религиозную тематику…– Да, уже восемь лет. Это традиция, которая появилась и, к моему удовлетворению, нашла отклик у очень многих клиентов и партнеров. Многие из них заранее просят прислать несколько штук. В любом случае, вряд ли мы кому-либо можем досадить выпуском таких календарей. Это же не карикатуры.

Вы не финансируете табачный и игорный бизнес…– Мы не делали бы этого, даже если бы не были православными. И на работу по религиозному принципу сотрудников не отбираем. И не проверяем, куда человек пошел после работы – в церковь, в мечеть или куда-либо еще.

Помощь

Не так много банков, у которых на сайте есть раздел «Благотворительность». Зачем она банку, если это могут делать акционеры от себя лично?– Я считаю, что это важно и для наших сотрудников. Они должны понимать, что банк – это не только место, где они создают финансовый продукт и зарабатывают деньги. Они осознают: часть прибыли направляется на то, чтобы жизнь в стране стала немного лучше. И каждый сотрудник вносит свою лепту. Почему бы и нет? Но мы и лично занимаемся благотворительностью – в больших объемах, чем это делает банк.

Бизнесу банка в конечном итоге эта деятельность идет на пользу?– Уж точно не вредит. Никто не занимается искусственной рисовкой. Мы не пытаемся показать, какие мы хорошие. Да и на сайте о благотворительности упоминается очень скупо.

Сколько банк потратил на эти цели в 2007-м?– Цифры мы не раскрываем – именно для того, чтобы не создавать иллюзию пиара. Но в любом случае потраченные суммы не оказывают существенного влияния на развитие кредитной организации.

По какому принципу распределяются средства?– Все индивидуально. Иногда мы берем на себя долгосрочные обязательства – как, например, с Троице-Сергиевой лаврой. Чаще – просто рассматриваем конкретную просьбу: сможем выделить средства или нет.

Журнал «Финанс.» №12 (247) 24 марта – 30 марта 2008 – Банки

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.